Проект тяжелого истребителя IK-5 был создан в 1938 году в инициативном
порядке тремя инженер-майорами югославской армии: Любомиром Иличем, Коста
Сивчевом и Слободаном Зрничем. В июле 1939 года его представили для обсуждения
руководству ВВС Югославии, которое без промедления приняло решение к постройке
прототипа на заводе фирмы Rgozarski A.D. (позднее Ikarus). Конструктивно IK-5 представлял собой цельнометаллический моноплан с двумя
двигателями водяного охлаждения. Отличительной чертой самолёта была отличная
аэродинамика, позволявшая достичь большой максимальной скорости, и использование
крыла с профилем NACA 230. Внешне он напоминал советские тяжелые истребители ДИС
и ТИС-А, проектируемые в тот же период времени и обладавшие примерно такими же
ТТХ. По проектным данным IK-5 должен был развивать скорость порядка 690 км\ч (по
другим данным - 670 км\ч), подниматься на высоту 11000 метров и обладать
максимальной дальностью полета в 1350 (1500) км. Скороподъёмность составляла
5000 метров за 5 минут. Вооружение самолёта было под стать лучшим зарубежным
аналогам - две 20-мм пушки Oerlikon FF, четыре 7,92-мм (Browning FN) или 12,7-мм
пулемета и до 200 кг бомб (4 по 50) кг на внешней подвеске. Самолёт
предполагалось использовать как по прямому назначению, так и в варианте легкого
фронтового бомбардировщика или штурмовика. В зависимости от модификации экипаж
состоял из одного или двух человек. В конце 1939 года деревянная модель IK-5 продувалась в аэродинамической трубе "Eifel"
во Франции, где проектные данные полностью подтвердились. Во время визита в 1940
году в Белград известный авиаконструктор Игорь Сикорский, ознакомившись с
работами по IK-5, был приятно удивлен мастерством югославских инженеров и
заявил, что как только самолёт будет готов к испытаниям, он станет самым быстрым
в мире двухмоторным истребителем. ВВС, не дожидаясь постройки опытного
экземпляра, заказали 15 предсерийных самолётов. Югославы и сами были рады побыстрее довести постройку прототипа, начатую в
феврале 1941 года, но в связи с начавшейся войной возникли вполне предвиденные
трудности. Дело в том, что для IK-5 планировались французские двигатели
Hispano-Suisa H.38\39 (12-цилиндровые, мощностью 820 л.с., с 3-лопастными
воздушными винтами), но в 1940 году получить их оказалось практически
невозможным. К февралю 1941 года французские поставщики отправили только два
мотора, как раз чтобы построить и испытать прототип. В качестве замены
предлагались немецкие Daimler Benz DB 601Aa, ранее предназначавшиеся для
истребителей Bf.109E, строившихся в Югославии по лицензии. Как известно, 1 апреля 1941 года немецкие войска вторглись в Югославию и все
работы по перспективным самолётам пришлось прекратить. Постройку IK-5 также не
успели довести до конца - недостроенный прототип по всей вероятности был
уничтожен самими югославами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
IK-5 |
Размах крыла, м |
12.13 |
Длина, м |
10.02 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
2 ПД Hispano-Suisa
H.38\39 |
Мощность, л.с. |
2 х 820 |
Максимальная скорость , км/ч |
690 |
Крейсерская скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
1340 |
Скороподъемность, м/мин |
1000 |
Практический потолок, м |
11000 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки и четыре 7,92-мм пулемета
бомбовая нагрузка - 200 кг. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|