Во второй половине 1942 года стало ясно, что состоявший на вооружении
японской армейской авиации двухмоторный истребитель Ki-45 “Toryu” вскоре
перестанет удовлетворять реалиям современной войны. В августе 1942 года
руководство фирмы Kawasaki по собственной инициативе инициировало работы по
модернизации Ki-45. Главный конструктор фирмы Такео Дои пpиступил к pаботе над
улучшенной веpсией "Тоpю" - Кi-45-II под двигатели "Мицубиси" Hа-112-II
мощностью 1500лс. По сpавнению с пpедшественником Кi-45-II имел дpугие pазмеpы
планеpа - pазмах увеличили до 15,57м, была увеличена площадь оперения, что
позволяло надеяться на улучшение управляемости и динамических характеристик
самолета.
Проект Kawasaki получил одобрение технического отдела штаба армейской авиации
Koku Hombu и вскоре были заказаны три прототипа истребителя. Но в декабре 1942
года требования были пересмотрены и Koku Hombu потребовал от Kawasaki создания
нового одноместного самолета. Результатом этих требований стала потеря времени и
практически полное изменение конструкции. Лишь в сентябре 1943 года на испытания
вышел прототип двухмоторного одноместного истребителя Ki-96. Три опытных
экземпляра показали приемлемые для своего времени характеристики, мощное
вооружение и можно было уже подумать о серийном производстве, но стратегическая
ситуация на фронте к концу 1943 года кардинально изменилась не в пользу Японии.
Одноместная машина без оборонительного вооружения уже не казалась разумным
решением, и требования были изменены вновь.
На этот раз техническое задание предусматривало создание универсального
двухместного самолета, одинаково хорошо способного решать задачи
противокорабельного штурмовика и высотного перехватчика.
К тому времени информация о новом американском тяжелом бомбардировщике В-29 уже
стала известна японской разведке, и создание средства эффективного
противодействия новой угрозе приобрело первостепенное значение.
В качестве этого средства Koku Hombu рассматривал два пути. Первый представлял
собой легкий одномоторный перехватчик, оснащенный двумя 30-мм и двумя 20-мм
пушками. Эта концепция была в последствии реализована в высотных истребителях
Nakajima Ki-87 и Tachikawa Ki-94, так, впрочем, и не успевших поступить на
вооружение.
Второй путь представлял собой развитие концепции тяжелого двухмоторного
перехватчика с более мощным и тяжелым вооружением калибра 37 – 57 мм.
В обеих концепциях предполагалось достижение рабочего потолка будущего
перехватчика 10 тыс. метров, что автоматически подразумевало использование
турбокомпрессора.
Забегая вперед, надо отметить, что отставание японской промышленности в области
турбокомпрессоров похоронило много перспективных проектов японского
авиастроения.
В работу по созданию тяжелого двухмоторного перехватчика включилась компания
Kawasaki, имевшая самый большой опыт в этой области и значительные наработки в
виде проекта Ki-96. Чуть позже с проектом универсального тяжелого перехватчика и
штурмовика выступил Армейский авиационно-исследовательский институт "Rikugun
Kokugijutsu Kenkyujo", разработав очень перспективный самолет Ki-93.
Кроме того, корпорация Mitsubishi разработала аэродинамически чистый
двухмоторный истребитель Ki-83. Хотя он создавался в рамках спецификации на
дальний эскортный истребитель, его выдающиеся летные данные и мощное вооружение
позволяло надеяться получить неплохой перехватчик на его базе.
Но, как уже отмечалось выше, сложности с освоением высотных двигателей с
турбокомпрессорами не позволили этим проектам достичь готовности до конца войны.
Исключение составил проект Кавасаки. Получив в апреле 1943 года новое задание,
Такео Дои взялся за работу засучив рукава. Его заместителем по проекту выступал
Такеши Немото. Базой для нового проекта, получившего обозначение Ki-102, был
взят уже готовый проект истребителя Ki-96, от которого был практически полностью
заимствован планер. Учитывая пожелания Koku Hombu, Дои с самого начала
рассматривал два варианта новой машины, проектируя версию штурмовика и высотного
перехватчика. Модификации должны были первоначально отличаться лишь силовой
установкой. На перехватчике, предполагалось иметь оснащенный турбокомпрессором
Ru.102 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-112-II-Ru,
на штурмовик установили стандартный Ha-112-II. Оба варианта имели взлетную
мощность 1500 л.с., но Ha-112-II развивал 1250 л.с на высоте 5800 м, а
Ha-112-II-Ru столько же выдавал на 8200 м, сохраняя 1100 л.с. до 11400 метров.
Первоначальное вооружение планировалось заимствовать из проекта Ki-96 – одна
37-мм пушка Но-203 и пара 20-мм Но-5. Но позднее вооружение было решено усилить,
установив на самолет вместо 37-мм новую 57-мм пушку Но-401. 20-мм пушки были
сохранены, а в задней кабине на турели монтировался 12.7-мм пулемет Но-103.
57-мм орудие Но-401 для самолета обладало огромной разрушительной силой, однако,
являясь лишь более мощной модификацией 37-мм пушки Но-203, не было лишено
недостатков последней. Короткий ствол и слабый патрон предопределяли малую
начальную скорость снаряда, крутую траекторию и малую прицельную дальность. Для
действий по небольшим кораблям противника, являвшихся основной целью штурмовой
версии Ki-102, это не было большим недостатком, но для перехватчика, призванного
действовать с больших дистанций, дабы не попасть в зону действия стрелков
потенциальной жертвы, это было проблемой, сводившей на нет все преимущества
мощности большого калибра. Поэтому на модификации перехватчика Ki-102 было
решено установить менее мощное с точки зрения разрушительной силы, но более
дальнобойное и скорострельное орудие Но-204 калибра 37 мм, позволявшее вести
огонь на дистанции свыше 1000 метров, не входя в зону действия оборонительных
пулеметов врага.
Проектирование новой машины было в целом завершено к августу 1943 года и на
заводе Kawasaki в Гифу были заложены восемь прототипов. Причем изначально 1-й;
2-й, 3-й прототипы строились в модификации высотного перехватчика Ki-102-Koh или
Ki-102a, а 4-й; 5-й и 6-й в варианте штурмовика Ki-102-Otsu или Ki-102b. 7-й и
8-й прототипы было решено впоследствии использовать как базу для проекта
усовершенствованного одноместного перехватчика Ki-108, в целом, повторявшего
конструкцию Ki-102a, но оснащенного гермокабиной и несколько измененным
оперением.
Приоритет в работах отдавался варианту перехватчика Ki-102а, однако, постоянные
проблемы с турбокомпрессором сильно задерживали работы по этому проекту, поэтому
строившиеся параллельно прототипы штурмовиков Ki-102b были готовы раньше.
Двигатель Mitsubishi Ha-112-II был хорошо отработанной конструкцией – в разных
модификациях выпускавшийся для авиации флота под обозначением MK8 "Kinsei", и
поэтому особых проблем с новым проектом штурмовика не было.
Первый прототип штурмовика Ki-102b поднялся в воздух с авиабазы Фусса в июле
1944 года. Испытания сопровождались устранением детских болезней. В частности,
было отмечено значительное падение скорости на некоторых углах атаки лопастей
винта, также было затруднено планирование при посадке, но в целом, впечатление о
самолете было благоприятное. На остальных прототипах были проведены доработки –
была, в частности, увеличена площадь руля высоты.
В октябре 1944 года испытания были завершены, и самолет был принят на вооружение
под обозначением "Штурмовик армии Тип 4". До конца 1944 года на заводе Кавасаки
в Акаши была выпущена предсерийная партия из 20 штурмовиков. Производство
набирало темпы медленно – мешали постоянные налеты союзной авиации и
загруженность работой по истребителю Ki-100, имевшему более высокий приоритет.
До прекращения выпуска было собрано лишь 238 машин включая прототипы.
Прототип перехватчика Ki-102а был готов к июню 1944 года, испытания истребителя,
были начаты в августе и сопровождались постоянными проблемами с
турбокомпрессором. До конца 1944 года было собрано пять прототипов Ki-102a. Но
проблемы с турбокомпрессором так и не были решены до конца. Впоследствии в
модификацию Ki-102a переоборудовались уже серийные штурмовики Ki-102b. Правда не
совсем ясно, устанавливался ли на модифицированных перехватчиках двигатель
Ha-112-II-Ru или оставлялся стандартный Ha-112-II, а все переоборудование
заключалось в замене пушки Но-401 на Но-204. Так или иначе, до конца войны было
завершено лишь 25 перехватчиков Ki-102a (некоторые источники утверждают, что
модифицированы были около 50 машин), но лишь не более 15 самолетов этого типа
летом 1945 года поступили на вооружение 28 сентая ПВО. Сентай базировался в
городе Тоганэ, префектура Чиба и имел на вооружении перехватчики Mitsubishi
Ki-46-III-Kai-b. Летный состав 28-го сентая с энтузиазмом принял новый
перехватчик. Даже без турбокомпрессора Ki-102a обладал куда лучшими
характеристиками в части скороподъемности и высотности, чем переоборудованный
разведчик "Дина", обладая при этом не в пример лучшей защищенностью, живучестью
и огневой мощью.
О боевом применении перехватчиков Ki-102a, в составе боевых частей ПВО ничего
неизвестно – на вооружение он поступил слишком поздно. Но прототипам повоевать
все же довелось. Базируясь на испытательной базе армейской авиации Фусса,
перехватчики Ki-102а частенько привлекались к боевому патрулированию. Один из
прототипов, пилотируемый летчиком испытателем сёса (майором) Ясухико Курое (Yasuhiko
Kuroe), 01.11.1944 года попытался достать летевший над Токио на высоте 9750
метров фоторазведчик F-13A. Курое был вторым по результативности истребителем
армейской авиации Японии, имевшим на момент окончания войны 51 победу. Однако в
этот раз отказ турбокомпрессора не позволил Курое выйти на линию огня и
американский самолет, пилотируемый капитаном Ральфом Стикли, смог улизнуть.
Следующее столкновение произошло в ходе печально знаменитого налета на Токио с 9
на 10 марта 1945 года, когда в огненном смерче погибли не менее 80 тыс. жителей
японской столицы. В отражении налета участвовали два перехватчика Ki-102a,
вылетевших из Фусса. Один из них опять пилотировал Курое. Отсутствие радара, не
позволяло эффективно использовать перехватчик в ночное время. Тем не менее,
Ясухико Курое заявил два уничтоженных В-29. К сожалению, история не сохранила
имени второго экипажа, пропавшего без вести в этом вылете, а выявить из 14
реально погибших "Сверхкрепостей" в тот день сбитые именно "Рэнди" (такое
кодовое обозначение было присвоено союзниками Ki-102) Ясухико Курое не
представляется возможным.
Штурмовикам Ki-102b повезло несколько больше. Эта версия была разработана
исключительно для борьбы с десантными судами. Многочисленные десантные операции
союзников на острова привели командование к выводу, что вражеский десант
наиболее уязвим в момент высадки с малых судов типа LST; LSI; LSM и т.д. Эти
небольшие корабли не обладали мощным зенитным вооружением, и атака их с воздуха
представлялась относительно безопасной. И проект штурмовика был оптимизирован
именно для этих целей. Основу вооружения его, как уже упоминалось выше, состояло
из 57-мм пушки Но-401 с боекомплектом в 16 - 17 патронов. Предполагалось
использовать как бронебойные, так и фугасные снаряды массой около полутора
килограммов. Темп стрельбы орудия достигал 80 выстр/мин. Дополняли орудие пара
20-мм пушек Но-5 (по 200 патронов на ствол). Бомбовое вооружение общей массой до
800 кг включало в себя следующий ассортимент боеприпасов: 4х50-кг бомб или
столько же 100-кг, на двух расположенных рядом подфюзеляжных пилонах, где бомбы
подвешивались тандемом; или две 250-кг бомбы на тех же узлах. На одиночном
пилоне могла быть подвешена 500-кг или морская 800-кг бомба.
В перспективе основным вооружением штурмовика "Рэнди" должна была стать
радиоуправляемая планирующая бомба-ракета Kawasaki Ki-147 I-Go Тип В. Оружие,
концептуально напоминавшее немецкие разработки Henschel Hs-293, имело массу 750
кг и боевую часть 300 кг. Ракетный двигатель Mitsubishi Tokuro-1 Type 3,
работавший на перекиси водорода, работал 80 сек, и сообщал снаряду скорость
около 550 км/ч. Испытания ракеты проводились с июля 1944 года с борта
бомбардировщиков Ki-48 и Ki-67, но до конца доведены не были. Отдельные
источники утверждают, что ракеты Kawasaki Ki-147 испытывались и с борта Ki-102,
однако документальных свидетельств этого нет.
На самолетах, использовавшихся в качестве перехватчиков ПВО, применялись также
подфюзеляжные подвески кассетных 17- или 35-кг бомб Тип 2 "Ta-Dan" начиненные
0.33-кг маленькими бомбочками в количестве 30 или 76 штук соответственно.
Бомбочки снаряжались смесью тротила и гексогена в соотношении 60/40. Считалось,
что сброс такой кассеты на группу вражеских бомбардировщиков гарантированно
уничтожал хотя бы один из них.
Однако, не смотря на довольно широкое применение их, особых преимуществ перед
старым добрым пушечным залпом не было замечено.
Особо стоит остановиться на защите штурмовика Ki-102. Самолет был очень неплохо
забронирован не только по японским, но и по общемировым стандартам. В носовой
части самолета двумя бронеплитами защищался отсек с пушкой. Спереди толщина
бронеплиты достигала 12 мм, позади – 8 мм. Спинка кресла пилота была выполнена
из 12-мм плиты с бронезаголовником такой же толщины. Кроме того с боков пилота
защищали 8-мм бронепластины и 60-мм лобовое бронестекло. Снизу, под креслом
пилота также располагалась бронеплита толщиной 8 мм. Фюзеляжный бензобак
емкостью 720 литров, расположенный между кабинами пилота и стрелка, спереди и
сзади был защищен 12-мм бронеплитами, не считая частичного протектирования.
Тремя бронеплитами толщиной 8 – 12 мм защищался хвостовой стрелок.
Крыльевые бензобаки – по три в каждом крыле емкостью 285, 170 и 80 литров были
протектированы резиной и имели автоматическую систему пожаротушения. Фюзеляжный
бак был протектирован снизу и с боков и также имел систему заполнения углекислым
газом по мере расходования топлива.
Общая масса брони на Ki-102 достигала 230 кг.
Поставки штурмовиков Ki-102b в боевые части начались лишь весной 1945 года.
Первым в марте 1945 года новые машины получил 45-й легкобомбардировочный сентай,
расквартированный на авиабазе Хокота в префектуре Ибараки. Сентай, имевший на
вооружении легкие штурмовики Ki-36, Ki-51, а также бомбардировщики Ki-48 и
двухмоторные истребители Ki-45, стал единственным подразделением, где "Рэнди-штурмовики"
участвовали в боях по своему прямому назначению. В ходе оборонительных боев за
Окинаву часть 45-го сентая привлекалась к ударам "Специальных атак" токкотай во
время операции "Кикусуй" (Плывущая хризантема) - массированных атак камикадзе
флота вторжения в апреле – мае 1945 года. В этих самоубийственных рейдах
несколько "Рэнди" 45-го сентая использовались как в качестве обычных
бомбардировщиков, так и в качестве самолетов "Специальных атак". По крайней мере
одному из пилотов Ki-102 - Синбу Рё удалось выжить в ходе самоубийственного
рейда 12.04.45 г., когда он посадил на воду свой "Рэнди" отказавшись от тарана и
был захвачен в плен.
В апреле 1945 года со старых бомбардировщиков Ki-48 “Lili” на штурмовики Ki-102b
начали перевооружать 3-й легкобомбардировочный сентай, базировавшийся в Ноширо,
префектура Акита на севере о. Хонсю. Это была единственная часть, полностью
укомплектованная этими машинами. Но в боевых действиях ей принять участие не
довелось. 3-й сентай находился в резерве в ожидании вторжения союзников на
Японские острова.
Также в резерве находились Ki-102 75-го сентая – группы тыла, базировавшегося в
городе Хачинохе в префектуре Аомори, на самой северной оконечности острова
Хонсю. 75-й сентай был укомплектован устаревшими легкими бомбардировщиками
Ki-48, но перевооружение на штурмовики "Рэнди" до конца войны не было завершено.
Несколько Ki-102 поступило в распоряжение 82 разведывательного сентая,
укомплектованного разведчиками Ki-46 “Dinah”. Летом 1945 года сентай базировался
в Нанкине и на Корейском полуострове, входя в состав 13 хикошидан (дивизии).
Каковы были функции штурмовиков, а также их количество в этой части неизвестно.
В самом конце войны перехватчики Ki-102a попали также и в 101-й истребительный
сентай. Существует фотография, как минимум, одного "Рэнди" с эмблемой 101-го
сентая, захваченная союзниками после капитуляции на аэродроме Тайшо недалеко от
Осаки. 101-й сентай был укомплектован истребителями Ki-84 и некоторое количество
штурмовиков "Рэнди" поступило туда в виде восполнения потерь. Благодаря высокой
скорости и мощному вооружению штурмовики Ki-102b могли стать эффективными для
низковысотного перехвата Сверхкрепостей. В период, когда американцы перешли на
бомбометание с малых высот В-29 стали вновь уязвимыми для японской авиации. В
ходе налета на район Осака – Нагоя 26 июня 1945 года 426 бомбардировщиков В-29 в
отражении атаки участвовали "Рэнди" 101-го сентая. Одному из них, пилотируемому
сёи (лейтенантом) Шимамура, удалось атаковать одну из "Крепостей". По
свидетельству Шимамуры ему удалось попасть в правый внешний двигатель В-29.
57-мм снаряд просто оторвал двигатель с куском крыла. Внутренний двигатель также
загорелся. В-29 ушел со снижением и японский летчик его потерял, записав себе
"вероятно сбитый" самолет противника. В тот день по американским данным было
потеряно шесть "Сверхкрепостей".
Кроме вышеперечисленных частей по утверждению Рене Франсильона "Рэнди" числились
в 27-м докурицу чутай – независимой эскадрильи, однако подробностей об этой
части нет.
Одним из приоритетных направлений развития Ki-102 было совершенствование
истребительной версии. Разработка высотного истребителя с гермокабиной,
строившаяся параллельно с версиями Ki-102a и ki-102b выделилась в отдельный
проект Ki-108, а версия ночного перехватчика Ki-102-Hei или Ki-102c явилась
прямым развитием конструкции Ki-102a. Разработкой ночного перехватчика команда
Такео Дои начала заниматься в начале 1945 года. Для экономии времени за базу
была взята конструкция Ki-102a с высотными двигателями Mitsubishi Ha-112-II-Ru.
Но в результате появился практически новый самолет. Для размещения в носовой
части бортового радара Ta-Ki-1 пришлось отказаться от носового размещения
вооружения. В корне крыла в центроплане были размещены две 30-мм пушки Но-155, а
пара 20-мм Но-5 была оставлена на старом месте под носовой частью фюзеляжа.
Позади кабины пилота предполагалось разместить еще одну – две наклонных 30-мм
пушки Но-155. Радар был закрыт плексигласовым обтекателем. Для компенсации
большого веса РЛС пришлось увеличить длину фюзеляжа и полностью переработать
хвостовое оперение. Также была увеличена площадь крыла. От места стрелка
отказались из-за предполагаемого ночного использования самолета. Второй член
экипажа выполнял функции оператора РЛС и располагался в хвостовой части фюзеляжа
в кабине, практически не выступавшей за габариты фюзеляжа. Лишь сверху небольшим
выступом выпирал обзорный блистер.
Работы по проекту Ki-102c шли медленно, постоянно прерываясь налетами союзников.
Кроме того, команде конструкторов Такео Дои приходилось постоянно отвлекаться на
более приоритетный проект истребителя Ki-100. Два прототипа ночного истребителя
переделывались из корпусов серийных "Рэнди". Полет первого прототипа был
запланирован на июль 1945 года, второго – на август. Но когда самолеты были уже
практически готовы, в ходе налета союзной авиации они получили серьезные
повреждения и были отправлены в ремонт, который прервала капитуляция Японии.
Совместив наработки по высотному истребителю Ki-108 c гермокабиной и ночному
Ki-102c Такео Дои планировал получить универсальный перехватчик Ki-108 Kai, но к
концу войны эти планы так и не были реализованы.
Штурмовик Kawasaki Ki-102 являлся, пожалуй, самым мощным и защищенным самолетом
в Японии. Судьба его сложилась так, что повоевать ему почти не довелось. Хотя,
если бы высадка союзников на Японские острова все же состоялась бы, едва ли
немногочисленные боеспособные "Рэнди" сумели бы реализовать свои качества в
условиях глобального численного превосходства противника.
После капитуляции довольно большое количество штурмовиков Ki-102 были захвачены
союзниками прямо на заводе Гифу, так и не успевшие поступить в боевые части.
Большинство из них закончили свою жизнь на свалках трофейной авиатехники.
Несколько Ki-102 проходили испытания победителями, но, по-видимому, интереса не
вызвали и отправились в металлолом. Ни одного "Рэнди" до нашего времени не
сохранилось.
Конструктивно штурмовик-истребитель Ki-102 представлял собой цельнометаллический
моноплан. Схема промежуточная между среднепланом и низкопланом.
Крыло двухлонжеронное. Для компенсации реактивного момента винтов левая консоль
крыла была на 30 мм длиннее правой. Силовой набор левой консоли составляли 24
нервюры, правой – 23.
Во внешних консолях между лонжеронами располагались два протектированных
топливных бака по 170 литров. Еще два бака по 285 литров были размещены в
центроплане также между лонжеронами. В передней кромке центропланной секции
располагались еще по баку емкостью 80 литров. Основной 720-литровый бак
размещался в фюзеляже между кабинами пилота и стрелка. Лонжероны проходили через
фюзеляж по обе стороны бака. К ним крепились две бронеплиты толщиной по 12 мм,
являвшимися одновременно противопожарными перегородками.
По задней кромке крыла располагались закрылки, подвешенные на четырех узлах.
Закрылки, имевшие гидравлический привод могли отклоняться на угол до 50
градусов. Закрылки выполняли также функцию воздушных тормозов при атаке с
пикирования.
Пикирование допускалось под углом до 60 градусов при безопасной скорости до 720
км/ч.
Шасси трехстоечное. Основные стойки убирались назад в мотогондолы, хвостовая
стойка на самолетах первых серий убиралась назад в нишу хвостовой части
фюзеляжа, закрываясь створками. На машинах более позднего выпуска хвостовая
стойка была удлинена для возможности подвески бомб крупного калибра. При этом
створки были удалены, а сама стойка стала неубираемой.
Двигатели Mitsubishi Hа-112-II 14-цилиндровые двухрядные воздушного охлаждения
взлетной мощностью по 1500 л.с. Номинальная мощность у земли 1400 л.с. при 2600
об/мин. На высоте 2000 м мощность 1350 л.с.; на 5800 м – 1250 л.с. На
истребительной версии Ki-102a двигатель оснащался турбокомпрессором Ru.102,
который позволял двигателям выдавать 1250 л.с на высоте 8200 м и 1100 л.с на
высоте 11400 м.
Двигатель оснащался планетарным редуктором с передаточным отношением 0.633.
Винты металлические трехлопастные изменяемого шага.
Два общих выхлопных коллектора на ранних серийных машинах впоследствии были
заменены на индивидуальные реактивные патрубки.
Вооружение штурмовой версии машины составляла 57-мм пушка Но-401, размещенная в
носовой части фюзеляжа. Из носа выступал лишь кончик ствола с дульным тормозом.
Спереди, перед барабанным магазином пушки монтировалась бронеплита толщиной 12
мм. Ствол пушки проходил через паз в плите. Позади орудия находилась 8-мм
бронеплита. Пушка крепилась непосредственно к ней двумя V-образными
кронштейнами.
Под казенной частью орудия находился гизьзосборник. Боекомплект орудия,
располагавшийся в оригинальном барабанном магазине составлял 16 патронов плюс
еще один можно было разместить в казеннике. Зарядка орудия пневматическая.
Патроны унитарные малой мощности 57х121R фугасные и бронебойные массой 1.5 кг.
Стрельба допускалась с технической скорострельностью до 80 выстр/мин. (обычно не
более 50), но на практике отдача более тонны не позволяла сделать прицельно
более одного выстрела.
Позади кабины пилота, снизу фюзеляжа располагались две 20-мм пушки Но-5.
Патронные ящики с лентой на 200 патронов к каждой пушки располагались над
орудиями. На левой пушке подача ленты была с левой стороны, на правой,
соответственно, с правой. Гильзосборников не было, пустые гильзы выбрасывались
за борт через пазы в нижней части фюзеляжа. Стволы пушек проходили через длинные
трубы в амбразуры под носовой частью фюзеляжа. Пушки Но-5 позволяли вести огонь
с технической скорострельностью до 820 выстр/мин (обычно не более 700).
Оборонительное вооружение составлял 12.7-мм пулемет Но-103, располагавшийся на
шкворне в задней кабине. В походном положении его закрывал обтекатель, который в
случае отражения атаки сзади мог быть повернут вокруг продольной оси.
Боекомплект пулемета составлял 200 патронов. На истребительной версии машины
задний пулемет часто демонтировался.
На версии перехватчика Ki-102a пушка Но-401 заменялась на 37-мм орудие Но-204.
Пушка была почти на полметра длиннее и ее ствол значительно выступал за носовую
часть самолета. Питание пушки Но-204 осуществлялось из металлической ленты с
распадающимися звеньями. Патронный ящик емкостью 35 патронов располагался сверху
пушки. Стрельба велась фугасными и фугасно-зажигательными патронами 37 х145R
массой 475 грамм со скорострельностью до 400 выстр/мин.
Бомбовое вооружение размещалось только на внешней подвеске под фюзеляжем на двух
универсальных пилонах, расположенных бок о бок для мелких бомб массой до 250 кг
включительно или на одном пилоне для бомб массой 500 – 800 кг.
(c) Евгений Аранов, Дарья Шкирматова