Как правило, ураган может нанести большой вред самолетам. Тот же эффект на
самолеты противника должен был иметь созданный компанией Nakajima Hikoki K.K.
(中島飛行機株式会社; Nakajima) для Императорской армии Японии истребитель Ki-84,
получивший собственное имя - Hayate (疾風; ураган, шторм). В больших количествах
этот истребитель принял участие в боях в 1944 году и благодаря высоким летным
характеристикам, маневренности и мощному вооружению стал опасным соперником
американским истребителям.
Серийное производство этого истребителя, получившего у союзников кодовое
обозначение Frank, велось на двух заводах компании Nakajima с августа 1943 года
и до самой капитуляции Империи. Всего в общей сложности было изготовлено 3577
машин данного типа (в том числе и 95 самолетов, построенных по лицензии
компанией Mansyu Hikoki Seizo K.K. [満州国飛行機製造株式会社]). В ходе производства
истребитель Ki-84 постоянно модернизировался; это был, безусловно, лучший
одномоторный японский армейский истребитель Второй Мировой войны.
Однако с производством этих истребителей было не все так гладко. В 1944 году
японская промышленность стала ощущать серьезный дефицит алюминиевых сплавов и
цветных металлов в целом, то есть материалов, сырье для производства которых
приходилось импортировать из оккупированных территорий.
Осознавая надвигающуюся опасность верховное командование японской армейской
авиации во второй половине 1943 года подготовило меры для обеспечения
дальнейшего массового производства истребителей из менее дефицитных материалов -
главным образом из дерева и обычной стали. В сентябре того же года руководство
компании Nakajima получило приказ перепроектировать Ki-84 под использование
деревянных конструкций вместо дюралюминиевых. Группа конструкторов компании,
возглавляемая инженером Т. Коямой (T. Koyama), уже имела несколько попыток
заменить в экспериментальной версии Hayate Kai дюралюминиевые части самолета
деревянными деталями.
Эти машины имели деревянные монококовую заднюю часть фюзеляжа, киль,
стабилизатор и съемные округлые законцовки крыла. Фанера также применялась как в
качестве обшивки, так и в приборной панели и в створках ниш шасси. Машины,
получившие в компании обозначение Ki-84-II, оснащались радиальными двухрядными
восемнадцатицилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Nakajima Ha-45 версий
21, 23 или 25 с системой впрыска топлива под низким давлением, развиваемой
максимальной мощностью 1900-2000 л.с. (1397-1470 кВт) и четырехлопастным
воздушным винтом. Передние и средние части фюзеляжей, а также консоли крыльев
оставались цельнометаллическими.
Для упрощения общей системы классификации верховное командование японской
армейской авиации присвоило им обозначения Ki-84-Ib и Ic (самолеты модификаций
отличались устанавливаемым оборудованием), которые совпадали с обозначениями
цельнометаллических "хаяте". Производство Ki-84-II было ограниченным, поскольку
пока в наличии имелось достаточно дюралюминия, она отдавала предпочтение
производству цельнометаллических самолетов.
Тем не менее, приказ командования сделать планер самолета цельнодеревянным не
остался невыполненным, но с решением этой задачи справилась компания Tachikawa
Hikoki K.K. (立川飛行機株式会社; Tachikawa), которая была расположена в том же районе
неподалеку от Токио, что и компания Nakajima. Причина выбора этой компании была
вполне прагматичной - в данной местности также располагался 1-й армейский
авиационный арсенал (Tachikawa Dai-Ichi Rikugun Kokusho - 第一陸軍航空技術研究所), в состав
которого также входил армейский научно-исследовательский авиационный институт.
Все три организации должны были вместе создать цельнодеревянный вариант Ki-84.
Деревянный самолет получил новое обозначение Ki-106, поскольку фактически это
была новая машина с новой конструкцией, которая, правда, внешне не сильно
отличалась от цельнометаллического варианта. В компании Tachikawa планировали
для серийного производства использовать мощности местных предприятий, занятых в
строительстве и деревообработке, с привлечением рабочей силы низкой
квалификации. Поскольку даже в компании Tachikawa не было достаточного
количества оборудования для обработки древесины, то детали для прототипов были
изготовлены компанией Ohji Koku K.K.; также эта компания выполнила сборку
прототипов Ki-106.
Переход от цельнометаллической конструкции к цельнодеревянной, выполненный
командой инженеров компании Tachikawa, был выполнен с полным перепроектированием
силового каркаса планера самолета, что привело к созданию совершенно новой
машины. Конструкторы разработали детали и узлы для самолета, предназначенного
для проведения статических испытаний. Также велась подготовка к серийному
производству, разрабатывалась оснастка и велось обеспечение соответствующими
материалами.
Производство Ki-106 было настолько растянутым, что первый полет прототипа,
оснащенного 1990-сильным двигателем Nakajima Ha-45-21 и четырехлопастным винтом,
состоялся в июле 1945 года. В небо машину поднял летчик-испытатель сёса (майор)
Ясухико Курое (Yasuhiko Kuroe). Мотор самолета был покрыт дюралюминиевым
капотом. Вооружение первого прототипа состояло из четырех 20-мм пушек Ho-5: две
были синхронизированными и устанавливались над двигателем, а еще две размещались
в консолях крыла вне зоны ометания винта.
Несмотря на все усилия по снижению веса первый Ki-106 был значительно тяжелее
стандартного Ki-84 (вес пустого был на полтонны больше). Еще одной причиной
увеличения веса самолета было использование в качестве обшивки шлифованной
фанеры и толстого слоя краски для обеспечения гладкости как у металлической
обшивки (предложение перенесено). Кроме того благодаря более "толстым" элементам
силового набора внутри самолета осталось меньше места для размещения топливных
баков. Вследствие этого дальность полета Ki-106 сократилась на треть.
Второй, третий и четвертый прототипы Ki-106 были облегчены путем уменьшения мощи
вооружения. Фюзеляжные пушки были оставлены, но крыльевые пушки были удалены.
Вместо них могли быть установлены 12,7-мм пулеметы Ho-103. Вместе с этим была
сохранена возможность подвески бомб или дополнительных топливных баков, была
упрощена конструкция закрылков. Летом 1945 года компания Tachikawa работала над
очередным снижением веса планера, но до капитуляции Японии этот экземпляр Ki-106
собран не был.
Остается неизвестным, как должен был называться Ki-106, но, скорее всего,
истребитель сохранил бы наименование Hayate. Поскольку заводские мощности
несколько раз подвергались налетам американских бомбардировщиков и были серьезно
повреждены, то для серийного производства были оборудованы подземные помещения.
Однако сборка Ki-106 так и не была начата.
После окончания войны прототипы Ki-106 оставались в Татикаве и были захвачены
американцами. Пригодный к полетам второй прототип после нанесения на него
американских опознавательных знаков испытан в воздухе