Поскольку Императорская армия решила не принимать на вооружение отличавшийся
крылом "обратная чайка"опытный истребитель Kawasaki Ki-5, то в 1934 году был
организован новый конкурс, в котором приняли участие компании Kawasaki и
Nakajima. Kawasaki вернулась к схеме классического полутораплана и представила
самолет, ставший впоследствии Ki-10, тогда как Nakajima - истребитель-моноплан с
нижним расположением крыла, имевший сильное сходство с американским Boeing P-26.
Американский самолет был принят на вооружение в том же году и привлек внимание
всего мира в связи с переходом истребителей от бипланов к монопланам.
В компании Nakajima руководить опытно-конструкторскими работами был назначен
Ясуси Кояма (Yasushi Koyama), главным конструктором проекта был Синроку Иноуе (Shinroku
Inoue). Новый самолет (фирменное обозначение PA) отличался коренастым фюзеляжем и расчаленным крылом с
закругленными законцовками, придававшими ему эллиптический вид в плане. Хотя
предыдущий низкоплан компании Nakajima имел свободнонесущее крыло, более тонкий
профиль для более высоких скоростей мог быть применен только на крыле, усиленном
с помощью внешних расчалок. Поэтому конструкторы кампании пошли именно на такой
вариант крыла нового истребителя. Неубирающиеся основные стойки шасси были
оснащены широкохордными обтекателями.
В период с апреля по декабрь 1935 года были построены четыре прототипа, каждый
из которых имел некоторые отличия. Третий прототип был оснащен трехлопастным
пропеллером, а четвертый - двухлопастным и фонарем кабины. Каждый из прототипов
имел отличия в обтекателях ходовой части и в вертикальном оперении, а также
мелкими изменениями по результатам испытаний.
Совместные летные испытания Ki-10 и Ki-11 проходили в середине 1935 года в
армейском авиатехническом исследовательском институте в Тачикаве и проводились
его группой летчиков испытателей. Оценки летных качеств самолетов в основном
базировались на излюбленном методе японской авиации - маневренных боях на
горизонталях, дававшем полутораплану Kawasaki Ki-10 преимущество над монопланом
Nakajima Ki-11. Последнему в данном случае больше подошла бы тактика "ударь и
беги", преимущества которой были обнаружены несколько позже. На основе этих
отличий победу в конкурсе одержал Ki-10, принятый на вооружение Императорской
армией и ставший "истребителем тип 95", тогда как в сентябре 1935 года Ki-11 был
отвергнут. Однако в отчетах было указано о более высокой надежности стоявшего на
Ki-11 радиального двигателя Kotobuki по сравнению с установленным на Ki-10
рядным двигателем водяного охлаждения Ha-9 II, являвшимся развитием
линензионного варианта BMW-VI. Несмотря на эти результаты Ki-11 полужил основой
для разработки следующего поколения японских истребителей, одним из которых стал
Nakajima Ki-27, получивший от союзников во время войны на тихом океане кодовое
обозначение Nate.
Кампанией Nakajima были предприняты усилия для производства Ki-11 в качестве
экспортного истребителя для стран Юго-Восточной Азии, но ни один из возможных
клиентов не проявил к нему никакого интереса, и поэтому производство было
пректащено после постройки четырех прототипов. Первый и третий прототипы были
использованы компанией Nakajima для исследований в рамках разработки новых
проектов истребителей, а четвертый был продан газете Asahi Shimbun (朝日新聞 -
газета "Утреннее солнце") в качестве высокоскоростного самолета (номером
гражданской регистрации J-BBHA) под обозначением AN-1.
На службе у газеты Asahi Shimbun этот единственный AN-1 добился значительных
успехов. 31 декабря 1935 года пилотируемый Мисабуро Ниино (Mosaburo Niino)
самолет AN-1 установил рекорд скорости, пролетев из токио в Осаку за 1 час 25
минут. Данный рекорд был превышен на этом же самолете, когда по этому маршруту
летал Мисааки Иинума (Masaaki Iinuma). В июне 1936 года во время солнечного
затмения, которое лучше всего было наблюдать на острове Хоккайдо, пилотируемый
Иинума AN-1 доставил непроявленные пленки в токийский офис газеты, опередив
конкурентов всех остальных газет. Этот полет был выполнен со средней скоростью
398 км/ч. До появления Mitsubishi Karigane, использовавшегося газетой Asahi
Shimbun в марте 1937 года в качестве самолета для сверхдальних перелетов
Kamikaze, Nakajima AN-1 оставался самой скоростной японской машиной. Для
подготовки к европейскому перелету доброй воли Иинума использовал AN-1 для
повышения летного мастерства перед историческим полетом. Известный французский
пилот Марсель Доре (Marcel Doret) в сентябре 1937 года взлетал на AN-1 с
аэропорта Ханеда (Haneda), демонстрируя свое мастерство высшего пилотажа на этом
современном самолете.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ki-11 |
Размах крыла, м |
10.80 |
Длина, м |
7.45 |
Высота, м |
3.37 |
Площадь крыла, м2 |
18.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1269 |
нормальная взлетная |
1700 |
Тип двигателя |
1 ПД Nakajima Kotobuki 3 |
Мощность, л.с. |
1 х 710 |
Максимальная скорость , км/ч |
420 |
Крейсерская скорость , км/ч |
367 |
Практическая дальность, км |
1100 |
Скороподъемность, м/мин |
778 |
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7,7мм синхpонных пулемета "тип 89" |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
Ki-11 |
|
AN-1
(c) Zygmunt Szeremeta |
|
Уголок неба. 2013
|