В 30-е годы Япония начала модернизацию своих военно-воздушных сил, что
привело к созданию ряда интересных прототипов боевых самолетов. Многие из них не
были запущены в производство и даже сегодня относятся к числу малоизвестных.
Одним из этих самолетов был истребитель Nakajima Ki-12.
Историю истребителя Ki-12 нужно начать с того, что в Японии внимательно
отслеживали все новинки военной авиации как в вопросах техники, таки в вопросах
боевого применения. Новые военные доктрины, возникающие в Европе, быстро
достигали Японии. В Европе ради скорости и мощности вооружения жертвовали
маневренностью. Сторонники такого подхода нашлись и в Японии. С другой стороны
большой популярностью пользовалась идея победы над противником в ходе
индивидуальных боев, более традиционная и доказавшая свое право на существование
в ходе войны в Китае. Борьба между "новаторами" и "консерваторами" шла как в
руководстве морской, так и сухопутной авиации.
В соответствии с концепцией "новаторов" инженерами Теи Коямой и Синроку Инуэ был
спроектирован опытный истребитель Nakajima Ki-11. Конструкторы, создавая Ki-11,
делали ставку на увеличение максимальной скорости, и вполне преуспели в этом.
Последний из четырех прототипов, собранных между апрелем и декабрем 1935 года,
имел уже закрывающийся фонарь кабины и более аэродинамически чистые обтекатели
стоек шасси, но, увы, это не помогло Накадзиме выиграть конкурс. В ВВС, где шла
настоящая драка между сторонниками "скоростного" и "маневренного" истребителей,
возобладала партия "маневристов", и контракт достался Кавасаки, представившей
биплан Ki-10, пошедший в серию под названием "тип 95".
Hе смотря на неудачу с Ki-11, Hакадзима продолжила исследования в области
скоростных истребителей, начав проектирование новой машины при технической
помощи сотрудников фирмы Dewoitine. С французской стороны проектом руководили
Роже Робер (Roger Robert) и Жан Безо (Jean Beziaud), с японской - Сигэнобу Мори.
В качестве образца был взят истребитель Dewoitine D.510J, тогда как в основе
проекта лежал опытный истребитель Ki-11: оставив хвостовую часть фюзеляжа,
команда проектировщиков заменила радиальный двигатель Nakajima Kotobuki 3 на
французский мотор с водяным охлаждением Hispano-Suiza 12Xcrs мощностью 610 л.с..
Накадзима хотела выжать максимум летных характеристик из самолета, и поэтому
конструкция его отличалась использованием самых последних достижений
самолетостроения, многие из которых на японских истребителях применялись
впервые. На Ki-12 были применены убираемые гидравлические шасси, крыло с
щелевыми закрылками и пушечное вооружение: на истребитель была установлена 20-мм
пушка, стреляющая через развал винта. На испытаниях в октябре 1936 года самолет
показал превосходные летные данные.
Однако руководство армейской авиации с самого начала критически относилось к
проекту ф. Накадзима: победившие сторонники "маневренного" истребителя считали
Ki-12 недостаточно устойчивым, маломаневренным (по японским стандартам), дорогим
и сложным. Кроме того, по опыту проблем Кавасаки с лицензионным выпуском BMW-VI,
были сомнения в способности японской промышленности наладить серийный выпуск
Hispano-Suiza 12Xcrs.
Все это привело к отказу военных от принятия Ki-12 на вооружение. В результате
на Hакадзиме также сделали вывод о вреде бега впереди паровоза: фирма начала
работу над более "простым" проектом "тип Р.Е." с неубираемым шасси и двигателем
воздушного охлаждения. Развитие проекта "типа Р.Е" привело к появлению
истребителя Ки-27, который и был принят на вооружение.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ki-12 |
Размах крыла, м |
11.00 |
Длина, м |
8.30 |
Высота, м |
3.45 |
Площадь крыла, м2 |
17.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1400 |
нормальная взлетная |
1900 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza
12Xcrs |
Мощность, л.с. |
1 х 610 |
Максимальная скорость , км/ч |
480 |
Крейсерская скорость , км/ч |
425 |
Практическая дальность, км |
800 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
10500 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм Hispano-Suiza HS.404,
два 7,7мм синхpонных пулемета "тип 89" |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2013
|