По различным причинам Императорская армия Японии не приняла на вооружение ни
один из предложенных истребителей-монопланов, представленных тремя крупнейшими
компаниями-авиапроизводителями на конкурс 1934 года - Kawasaki Ki-5, Nakajima
Ki-11 и Mitsubishi Ki-18. Вместо этого пока не был доступен моноплан приемлимой
конструкции Императорская армия выбрала классический биплан, и в начале 1935
года производство был запущен маневренный истребитель Kawasaki Ki-10, в надежде,
что его проблемы с двигателем были успешно решены.
Признавая, что следующее поколение истребителей будет монопланами в апреле 1936
года Императорская армия объявила новый конкурс. Для своих проектов Nakajima и
Mitsubishi выбрали двигатели воздушного охлаждения, тогда как Kawasaki для
своего прототипа традиционно выбрала мотор с водяным охлаждением. В это время
были серьезные споры о том, какой двигатель для истребителя является более
предпочтительным.
Убирающиеся шасси уже устанавливались на американских и европейских
истребителях, но японские конструкторы решили сохранить более легкое и менее
хлопотное неубирающееся шасси, сосредоточив свое внимание на улучшении
обтекания.
В кампании Kawasaki главным конструктором проекта истребителя Ki-28 был назначен
Такео Дои. Используя в качестве отправной точки свой опыт работы с Ki-5, Дои
внес в конструкцию следующие отличия: вручную выдвигаемый радиатор для
охлаждающей жидкости двигателя, центроплан крыла с одинаковой по всему размаху
длиной хорды, консоли с небольшой трапецевидностью и относительным удлинением
свыше 7 для повышения скорости, высоты и маневренности. Полуоткрытый фонарь
кабины был вписан в фюзеляж, и компания Kawasaki впервые установила на своем
самолете щелевые закрылки.
Проектирование Ki-28 было начато в ноябре 1935 года и год спустя первый прототип
был собран, в декабре 1936 года была закончена постройка второго прототипа.
После заводских испытаний в Кагамигахаре два прототипа были отправлены на
аэродром Армейского Технического Летно-исследовательского института в Тачикаве,
ставшего местом проведения сравнительных испытаний с еще двумя конкурирующими
истребителями. Kawasaki Ki-28 испытывался с Nakajima Ki-27 и Mitsubishi's Ki-33,
и их борьба в целом была равной.
Летные испытания показали, что Kawasaki Ki-28 является самым скоростным среди
конкурентов. Хотя у земли он со своими 410 км/ч уступал Ki-33 (412 км/ч) и Ki-27
(420 км/ч), а на высоте 1000 м его скорость составляла 432 км/ч против 433 км/ч
у Ki-33 и 437 км/ч у Ki-27. Но с высоты 2000 м Ki-28 превзойти не удалось: Ki-28
и Ki-33 развивали скорость 454 км/ч, а Ki-27 -445 км/ч. Максимальную скорость
485 км/ч Ki-28 развивал на высоте 4000 м, где Ki-33 и Ki-27 смогли достичь лишь
468 км/ч (для Ki-27 это была максимальная скорость). Максимальную скорость Ki-33
развивал на высоте 3000 м, она составляла 474 км/ч против 476 км/ч у Ki-28 и 467
км/ч у Ki-27. На высоте 5000 м максимальная скорость Ki-28 составляла 483 км/ч,
Ki-27 - 467 км/ч и Ki-33 - 461 км/ч. На высоте 6000 м Ki-28 был способен развить
481 км/ч, в то время как его соперники заметно отставали: Ki-27 - 463 км/ч и
Ki-33 - 454 км/ч.
Данные о скороподъемности, полученные в результате испытаний, показали следующую
картину: высоту 1000 м Ki-28 набрал за 1 мин 5 сек; Ki-27 - 1 мин 3 сек и Ki-33
- 1 мин 16 сек. Для высоты 2000 м результаты распределялись следующим образом:
Ki-28 - 1 мин 59 сек, Ki-27 - 2 мин, Ki-33 - 2 мин 15 сек; для 3000 м - 2 мин 54
сек, 3 мин 2 сек, 3 мин 16 сек; для 4000 м -3 мин 57 сек, 4 мин 14 сек, 4 мин 29
сек; для 5000 м - 5 мин 10 сек, 5 мин 38 сек, 5 мин 56 сек; для 6000 м - 6 мин
36 сек, 7 мин 17 сек, 7 мин 42 сек.
На результаты, несомненно, повлияло то, что Ki-28 был оснащен самым мощным
двигателем. По сравнению со своими конкурентами Ki-28 был действительно "тяжелым
истребителем". Его радиус поворота был больше, но из-за более высокой скорости
время, затрачиваемое на разворот было примерно одинаковым (Ki-27 делал
горизонтальный разворот на 360 - за 8,1 секунды, радиус разворота составлял 86,3
м; для Ki-33 эти значения составляли 9,8 секунды и 97,5 м, а для Ki-28 - 9,5
секунды при радиусе разворота 111,3 м) и поэтому в учебных воздушных боях трудно
было сделать вывод какой из самолетов был лучшим.
Тем не менне, стойкая приверженность руководства авиации Императорской армии к
боеспособности в тесном маневренному бою возобладала. В марте 1937 года Ki-28
был признан неприемлемым, а предпочтение было отдано истребителю Накадзима
Ki-27. После постройки двух прототипов работы по Ki-28 были закрыты. Если бы в
руководстве армейской авиации раньше признали преимущества тактики
"ударь-и-беги", то Ki-28 был бы оценен значительно выше. Позднее Императорская
армия отказалась от подобной политики, что привело к созданию перехватчика
Kawasaki Ki-60 и приемке на вооружение истребителя Ki-61.
Работы в кампании Kawasaki были продолжены и в годы войны на Тихом океане она
была крупным производителем исключительно армейской авиации. К ним относятся не
только истребители-бипланы Ki-10 (кодовое обозначение союзников Perry), которых
к началу войны на действительной службе осталось несколько машин, но а также
другие типы машин, участовавшие в сражениях на протяжении всех боевых действий.
Среди самолетов, конструкторские работы над которыми начались в предвоенный
период, были двухместный двухмоторный тяжелый истербитель Ki-45 (кодовое
обозначение союзников Nick), легкий бомбардировщик Ki-48 (кодовое обозначение
союзников Lily) и фронтовой истребитель Ki-61 (кодовое обозначение союзников
Tony). Весьма примечательно, что такая сравнительно небольшая кампания как
Kawasaki перед и в течение войны Тихом океане экспериментировала с такими
передовыми конструкциями как Ki-64, Ki-78, Ki-88, Ki-96/102.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ki-28 |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина, м |
7.90 |
Высота, м |
2.60 |
Площадь крыла, м2 |
19.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1420 |
нормальная взлетная |
1760 |
Тип двигателя |
1 ПД Kawasaki Ha-9-II-Ko |
Мощность, л.с. |
1 х 790 |
Максимальная скорость , км/ч |
485 |
Крейсерская скорость , км/ч |
406 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
7600 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.7-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|