Летом 1941 года, за несколько месяцев до начала война на Тихом океане, по
распоряжению Koku Hombu в расположенном в городе Тачикава Армейском
авиационно-исследовательском институте "Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo",
сокращенно Giken или Kogiken, были начаты исследования по вопросу создания
тяжелого двухмоторного истребителя. Для этого в институте был создан коллектив
из специалистов нескольких японских авиастроительных фирм.Первоначально
предполагалось, что новый самолет будет представлять собой одноместный дальний
истребитель сопровождения. Однако в июле 1942 года конструкторский коллектив был
распущен, а входившие в его состав инженеры из различных фирм были отозваны для
решения более срочных задач. Машину же было решено переквалифицировать в тяжелый
многоцелевой истребитель-штурмовик, предназначенный для действий на малых и
средних высотах и одновременно способный поражать сильнобронированные наземные и
надводные цели. Для ускорения работ в институт было направлено несколько
инженеров из 1-го авиационного арсенала армии, расположенного в городе Тачикава.
Исходя из новых задач, самолет было решено вооружить пушкой, большого для
авиации калибра – 57-мм Ho-402, специально разработанной для этого самолета на
фирме "Nippon Special Steel", выдающимся конструктором японского стрелкового
оружия доктором Масая Кавамура (Masaya Kawamura).
Многие источники "вооружают" этот самолет пушкой Но-401 такого же калибра, но
это не верно. Артиллерийские системы были совершенно различны, хотя и созданы
одним конструктором. Но-401 – была, по сути, модификацией короткоствольной 37-мм
пушки Но-203 и стреляла маломощными патронами 57х121R. Неудовлетворительные
баллистические характеристики пушки Но-401 не позволяли использовать ее для
воздушного боя, ввиду этого доктор Кавамура в начале 1944 года приступил к
разработке нового орудия того же калибра, но под значительно более мощный патрон
57 x 477 R (масса фугасного снаряда 2.7 кг), разработанный для новейшей
противотанковой/танковой пушки, впрочем, так и не воплощенной в металл.
Разработка нового автоматического орудия, получившего обозначение Но-402, шла
параллельно с проектом Ki-93. При этом фирма "Nippon Special Steel" работала в
тесном контакте со специалистами "Rikugun". Собственно весь проект штурмовика
строился вокруг этой пушки, а пушка создавалась под проект самолета.
Пушка Но-402 располагалась в массивной подфюзеляжной гондоле, которая, по сути,
определяла облик будущего самолета. 22 февраля 1943 года проект нового самолета
был одобрен Koku Hombu и получил обозначение Ki-93. К тому времени когда Кi-93
уже начал приобретать очертания, военная ситуация в Японии стала уже очень
тяжелой. Япония страдала от почти ежедневных налетов В-29, а на горизонте все
отчетливее маячило вторжение США в Японию. Было срочно необходимо искать
средства борьбы как с почти неуязвимыми В-29, так и с ожидавшимся флотом
вторжения союзников. В результате Ki-93 мог бы стать и тем и другим, сложись его
судьба несколько удачнее. Когда "Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo" приступила к
формированию окончательного облика для будущего Кi-93, пришла идея, что
создаваемый самолет мог бы одинаково хорошо решать задачи и
анти-бомбардировочных операций, и противокорабельных задач. В обоих случаях
самолет должен был быть хорошо защищен, чтобы держать неизбежные повреждения как
от оборонительного огня пулеметов бомбардировщика, так и от зенитной артиллерии
кораблей. Поэтому предполагалось параллельно строить две версии Ki-93.
Во-первых, Ki-93-I Ко, - тяжелый истребитель-перехватчик. Второй Кi-93-I Оtsu –
противокорабельный штурмовик. Первоначально на самолете планировалось установить
двигатели Mitsubishi Ha-211, но впоследствии обе модели были оснащены двумя
18-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-214, каждый из
которых развивал по 2400 лошадиных сил, для наиболее эффективного снятия
огромного момента с двигателей, оснащенные шестилопастными винтами диаметном 3.8
м.
Для обеспечения максимальной живучести, самолет был хорошо забронирован. Пилот
был защищен пятью 12-мм броневыми листами. Две броневые пластины защищали кабину
пилота спереди, две по бокам и одна со стороны спины. Остекление фонаря кабины
было выполнено из 70-мм бронестекла. Задний стрелок также был защищен 12 мм
броней со стороны хвоста самолета. Кроме того, фюзеляжные топливные баки были
протектированы, имели автоматические средства пожаротушения и также были
защищены 8-мм броней. Каждый двигатель также имел локальную бронезащиту.
Оборонительное вооружение состояло из одного 12,7-мм пулемета Ho-103,
расположенного в задней части кабины под сдвижной секцией фонаря. Разница в двух
версиях Ki-93 заключалась в типе пушке, установленной в нижней гондоле.
Ki-93-I Ко был оснащен, как уже отмечалось выше, 57-мм пушкой Ho-402 с 30
снарядами, усиленной двумя 20-мм пушками Но-5 (хотя первоначальная конструкция
предполагала отказаться 20-мм пушек Ho-5 и использовать одну 37-мм пушку с 40
патронами, вероятно, длинноствольную Но-204). Ожидалось, что 57-мм пушка Но-402
способна нанести достаточно урона за один выстрел, гарантированно уничтожив
B-29. Но-402 имела скорострельность 80 выстрелов в минуту, выпуская 2.7-кг
снаряды с начальной скоростью 700 м/с. Для Ki-93-I Оtsu, предусмотрели
вооружение из новейшей автоматической 75-мм пушки Но-501, общая масса которой
составляла 450 кг, темп стрельбы достигал 80 выстр/мин, начальная скорость
снаряда 500 – 550 м/сек. Тип предполагаемого к использованию снаряда неизвестен.
Опять же многие источники "вооружают" эту версию 75-мм зенитным орудием Тип 88 с
ручным заряжением, что в корне ошибочно.
В дополнение к пушке Ki-93-I Оtsu должен был нести две 250-кг бомбы. При
изготовлении прототипов выяснилось, что обеспечить требуемую массу не удалось.
Это было обусловлено большей, чем ожидалось массой снаряжения, а также полным
отстутствием у разработчиков опыта по созданию самолетов. Чтобы хоть как-то
исправить положение, боекомплект пушки Но-402 пришлось уменьшить с 30 до 20
выстрелов. Дополнительные сложности доставляли недовведенные двигатели На-214,
которые недодавали заявленной мощности. В результате первый прототип в
конфигурации Кi-93-I Ко был завершен лишь в марте 1945 года. 08.04.45 летчик
Moriya поднял машину в воздух с аэродрома Тачикава. В ходе испытаний вооружение
на самолете отсутствовало.
Первый 20-минутный полет ее оказался и последним. При посадке на вязкий грунт
из-за слишком высокой посадочной скорости, самолет подломил левую стойку шасси в
результате чего были серьезно повреждены левая плоскость, винт, двигатель и
шасси. Прототип вернули на завод для ремонта, который занял четыре недели. Когда
самолет был готов к повторным испытаниям, американская авиация нанесла по городу
Тачикава очередной удар, в результате которого самолет был полностью уничтожен.
Судить о его летных качествах очень тяжело, поскольку сохранился лишь один отчет
об единственном полете, в котором отмечалась хорошая управляемость, неполхие
летные характеристики, а все бортовое оборудование работало безупречно. Второй
прототип Ki-93-I Otsu накануне капитуляции Японии находился на финишной стадии
сборки. После налета на Тачикава он был эвакуирован на аэродром Такахаги в
префектуре Саитама, где предполагалось завершить сборку и произвести
испытательный полет. Здесь некомплектный прототип и был захвачен американцами.
После войны его вывезли в США как FE-152 в Middleton Air Material Aria, где он
был доукомплектован и изучен в сентябре 1946 года. 18.09.46 был перевезен в
Парк-Ридж, где его следы теряются после 1949 года.
(c)
Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ki-93-1а |
Размах крыла, м |
18.98 |
Длина, м |
14.20 |
Высота, м |
4.84 |
Площадь крыла, м2 |
54.74 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7686 |
нормальная взлетная |
10660 |
Тип двигателя |
2 ПД Мицубиси Hа-214 |
Мощность, л.с. |
2 х 2400 |
Максимальная скорость , км/ч |
625 |
Крейсерская скорость , км/ч |
350 |
Практическая дальность, км |
3000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
662 |
Практический потолок, м |
12050 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
в варианте
перехватчика : одна 57-мм пушка Хо-402 в подфюзеляжной гондоле и две
20-мм пушки Хо-5, 12,7-мм пулемет Хо-103 в задней части кабины;
В варианте штурмовика : одна 75-мм пушка Хо-501 , 12,7-мм пулемет Хо-103
и две 250-кг бомбы. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|