После поражения в сражении у атолла Мидуэй, которое произошло в июне 1942
года и стоило Японии потери 4-х тяжелых авианосцев, 248 самолетов и лучших
летчиков палубной авиации, японский флот в Тихом океане лишился возможности
действовать вне зон прикрытия своей береговой авиации. Сражение стало переломным
на Тихоокеанском театре военных действий. В дальнейшем США и их союзники
постепенно занимали все новые и новые острова, подбираясь все ближе к границам
самой Японии.
Первый налет на Японию американская стратегическая авиация совершила еще 18
апреля 1942 года. В дальнейшем интенсивность и масштаб налетов непрерывно
возрастали. В течение последних 7 месяцев Второй мировой войны американцы
сделали упор на бомбардировку японских городов зажигательными бомбами. Это
привело к значительным разрушениям 67 японских городов, в которых на тот момент
преобладала деревянная жилая застройка. Налеты стали причиной гибели порядка 500
тысяч японцев и лишили крова примерно 5 миллионов человек.
Самый страшный налет на Токио был произведен в ночь с 9 на 10 марта 1945 года. В
налете приняли участие 334 американских стратегических бомбардировщика B-29,
которые сбросили на город порядка 1700 тонн бомб. Огнем было разрушено около 40
квадратных километров площади города, погибло более 100 тысяч человек, они стали
жертвами возникшего в результате бомбардировки огненного смерча. Этот воздушный
налет считается самым разрушительным в истории с использованием обычных видов
вооружений. Токио, который был сделан преимущественно из дерева и бумаги, не мог
противостоять тысячам зажигательных бомб, а японские методы борьбы с пожарами
показали свою неэффективность.
Чтобы противостоять стратегическим американским бомбардировщикам, которые
разрушали города и промышленность страны, японским ВВС нужны были высотные
истребители-перехватчики. Работы над такими самолетами начались уже в 1942 году.
Компанией Tachikawa было предложено два варианта скоростных и хорошо вооруженных
высотных истребителей - Ki-94 и Ki-94-II, которые могли стать серьезной угрозой
для "летающих крепостей". Работы над ними продолжались вплоть до конца Второй
мировой войны, но ни один из них так и не поднялся в небо; самолеты остались в
истории лишь в качестве проектов и прототипов.
Предварительные переговоры о разработке хорошо вооруженного высотного
истребителя были проведены в Японии в середине 1942 года, в них приняли участие
воздушный штаб армии (Koku Hombu) и компания "Тачикава" (Tachikawa Hikoki KK).
Военные хотели получить новый высотный истребитель, который развивал бы в полете
скорость около 800 км/ч, имел максимальную дальность полета 3000 километров и
отличался наличием герметичной кабины. Так как выдвигаемые требования изначально
были достаточно жесткими, в Koku Hombu приняли решение выдать еще один заказ на
создание более простого высотного истребителя-перехватчика. Самолет с менее
строгим набором требований должны были проектировать конструкторы компании
Накадзима.
Самолет, который создавали конструкторы компании Tachikawa, получил обозначение
Ki-94 (позднее был назван Ki-94-I), он уже в те годы выделялся очень необычной
конструкцией и внешним видом. Истребитель-перехватчик представлял собой большой
двухбалочный моноплан, который был оснащен двумя 18-цилиндровыми радиальными
двигателями воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-211 Ru, развивавшими мощность
2200 л.с. Двигатели были установлены впереди и позади кабины пилота, они
приводили в движение два четырехлопастных винта - тянущий и толкающий
соответственно. Планируемое вооружение нового истребителя было очень мощным и
состояло из двух 37-мм авиационных пушек Ho-203 и двух 30-мм авиапушек Ho-105.
Максимальная скорость самолета на высоте 10 тысяч метров должна была составить
780 км/ч (прогнозные ожидания).
Полноразмерный деревянный макет самолета Ki-94 был готов в конце 1943 года,
однако разработка высотного истребителя была свернута, так как в техническом
департаменте воздушного штаба решили, что проект все-таки является очень сложным
в освоении и производстве, а расчетные характеристики самолета представляются
чрезмерно оптимистичными. Предпочтение было отдано более простому высотному
истребителю Nakajima Ki-87. При этом Главное командование ВВС Японии по-прежнему
было заинтересовано в продолжении работ по этой конструкторской теме. Фирме
Tachikawa был заказан новый вариант высотного истребителя, который получил
обозначение Ki-94-II.