Ла-5 превосходил ЛаГГ-3, но, увы, уступал "Густаву" - Bf 109G, в больших количествах появившемуся под Сталинградом. Кроме того, далеко не
все недостатки сумели устранить при внедрении машины в серию: в кабине
Ла-5 стояла удушающая жара, обусловленная плохой термоизоляцией двигателя
и отсутствием вентиляции, ненадежно работал мотор и вооружение. От
некоторых дефектов удалось избавиться в ходе серийного выпуска самолетов,
но главное - отставание от Мессершмитта и только что появившегося на
Восточном фронте Fw.190 можно было преодолеть только серьезной
модернизацией.
Такие работы развернулись под руководством Лавочкина осенью
1942 г. Направление - традиционное: уменьшение массы машины вкупе с
попытками поднять мощность двигателя. Массу снизили за счет отказа от
крыльевых топливных баков (как и на ЛаГГе), уменьшения с 10 до 8,5 мм
толщины бронеспинки. В декабре 1942 г. моторостроительное КБ Швецова
выпустило модификацию М-82 - М-82Ф, у которого было расширено время работы
на взлетном режиме, фактически данный режим работы двигателя стал
номинальным (М-82 имел 10-минутное ограничение), на практике это означало
прибавку мощности в бою на 200-300 лошадиных сил. Облегченный Ла-5 с М-82Ф
пошел в серию под обозначением Ла-5Ф. Для более
эффективного использования подвешиваемых бомбы на самолет установили новый
прицел ПБП-1Б (Прицел для бомбометания с пикирования), имеющий две шкалы -
для скоростей 200 и 300 км/ч. Для облегчения самолета были сняты два 65
литровых бака в крыльях, в связи с этим дальность полета самолета
сократилась до 760 километров.
По сравнению с самолетом Bf.109G-2 и G-4
истребитель Ла-5Ф имел до высоты 6 км значительно меньшие время и радиус
виража, поэтому мог зайти в хвост Bf.109G через три-четыре виража. Это
подтвердили сравнительные испытания и показательные воздушные "бои" между
этими самолетами, проведенные в НИИ ВВС в 1943 г. На основании результатов
этих испытаний было также установлено, что вертикальный маневр Ла-5Ф и
указанных модификаций Bf.109 был практически одинаков до высоты 3,5 км. На
больших высотах преимущество в этом виде маневра переходило к Bf.109. Тем
не менее, умело сочетая горизонтальный и вертикальный маневр, летчик Ла-5Ф
мог владеть инициативой воздушного боя до высоты 4 км. По сравнению с Fw-190A-4 и А-5 истребитель Ла-5Ф, как свидетельствуют
результаты сравнительных испытаний, имел преимущество по скорости и всем
видам маневра во всем диапазоне высот, где в основном велись воздушные
бои.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ла-5Ф |
Размах крыла, м |
9.80 |
Длина, м |
8.67 |
Высота, м |
2.54 |
Площадь крыла, м2 |
17.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2810 |
нормальная взлетная |
3200 |
Тип двигателя |
1 ПД Швецов AШ-82Ф |
Мощность, л.с. |
1 х 1850 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
560 |
на высоте |
600 |
Практическая дальность, км |
760 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
910 |
Практический потолок, м |
9550 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки ШВАК, 2х 100-кг бомбы ФАБ-100 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|