В начале 1943 г. в КБ Лавочкина начались работы по Ла-5 с альтернативной
силовой установкой. Огромные надежды связывались с новым мотором АШ-71Ф. Двойная
звезда воздушного охлаждения имела мощность 2200 л.с. - на целых 350 л.с., чем
АШ-82ФН. Установка перспективного мотора могла резко улучшить характеристики
Ла-5.
Разработка АШ-71 началась в 1940 г., он представлял собой спарку двух
девятицилиндровых звездообразных моторов М-63 и имел непосредственный впрыск
топлива в цилиндры. В свою очередь двигатель М-63 являлся улучшенной копией
американского мотора Райт-Циклон R-1820 G-5. Масса двигателя АШ-71 со всеми
необходимыми агрегатами составляла 1556 кг.
Первый экземпляр АШ-71 развил мощность в 2000 л.с. - почти в два раза больше,
чем стоявший на Як-1 и ЛаГГ-3 двигатель водяного охлаждения М-105 с рядным
расположением цилиндров. На высоте 2600 м двигатель АШ-71 развивал мощность 1800
л.с., на высоте 6250 м -1670 л.с. Доводка мотора, однако, заняла много времени
- первый АШ-71, имевший более-менее приемлемый уровень надежности, появился в
начале 1942 г.
Первый полет Ла-5 с АШ-71 Ф совершил 28 апреля 1943 г., всего через несколько
недель после первого полета Ла-5ФН. С конца апреля по июнь 1943 г. самолет
проходил испытания на базе ЛИИ в Свердловске. Максимальная скорость у земли
составила 612 км/ч, на высоте 5500 м - 685 км/ч, что было на 50 и 37 км/ ч
больше соответствующих показателей Ла-5ФН. В целом же, характеристики
продемонстрированные Ла-5 с АШ-71 Ф оказались ниже расчетных, поэтому было
решено организовать продувки самолета в аэродинамической трубе Т-104. Перед
продувками с самолета смыли камуфляжную окраску.
Продувки помогли найти причину значительных расхождений между истинными и
расчетными характеристиками -плохое качество внешних поверхностей, особенно
капотов двигателя. Инженеры ЦАГИ пришли к выводы, что после исправления
недостатков самолет способен развивать скорость порядка 720 км/ч.
С целью дальнейшего повышения летных данных предпринимались попытки установить
на Ла-7 более мощные двигатели. Были построены машины, оборудованные двигателями
АШ-71 и АШ-83. Программу Ла-7 АШ-71 быстро
свернули из-за того, что двигатель М-71 серийно не строился, да и доверие к нему
после целого ряда неудач (в частности - с И-185) было основательно подорвано.
Еще одним вариантом Ла-7 стал самолет, оснащенный мотором АШ-71ТК мощностью 2027
л.с. К ожидаемому улучшению летных характеристик установка АШ-71ТК не привела.