Истребители ЛаГГ-3 первых трех серий практически не отличались друг от друга. Серьезные отличия появились начиная с 4-ой серии. В процессе
производства истребителей ЛаГГ-3, начиная с 4-й серии, центральный БК
заменили пушкой ШВАК (при этом правый БС пришлось снять), а под плоскостями
крыла оборудовали узлы подвески реактивных снарядов и бомб (три - четыре PC
под каждой плоскостью или по одной бомбе). Однако первые самолеты
выпускались по прежнему с 12.7-мм пулеметом Березина. На самолеты четвертой
сери стали устанавливать более совершенные двигатели Климова М-105ПА,
одинаковой мощностью с М-105П, но оборудованные усовершенствованным
карбюратором К-105ПБ. Так же были внесены конструктивные изменения в фюзеляж
самолета. В связи с этими новшествами взлетная масса самолета уменьшилась по
сравнению с 1-ой серией и стала равной 3280 килограммов.
Однако при серийном
производстве самолета были допущены производственные недоработки, что
серьезно сказалось на летных характеристиках самолета - уменьшилась скорость
полета - 549 километров в час (575 у 1-ой серии), значительно ухудшилась
скороподъемность - 588 метров в минуту (735 у 1-ой серии), дальность полета
стала равной 870 километров (1100 у 1-ой серии). К тому же ухудшилась
маневренность самолета. Практически по всем показателям самолет уступал
немецкому истребителю Bf.109F-4 поступавшему на
Восточный фронт в начале войны. За что ЛаГГи получили во многих публикациях
последнего времени дурную славу. Чего стоит, приписываемая летчикам военного
времени расшифровка: "Лакированный Гарантированный Гроб". Возможно, какой-то
остряк и сказанул такое. Однако истребитель совсем не заслужил такой оценки.
Да, он был тяжел, вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог потягаться с
любым противником: 3 февраля 1942 г. А.А.Губанов на ЛаГГ-3 в одном бою сбил
три Bf 109. Еще один пример - согласно отечественным данным 21 марта 1942 г.
в районе Ржева пятерка ЛаГГов приняла бой с 30 самолетами Люфтваффе, наши
истребители сбили пять немецких машин без потерь со своей стороны.
Следующее серьезное изменение в конструкции самолета была сделано в 8-ой
производственной серии. Боевое использование ЛаГГ-3 показало малую
эффективность 7.62-мм пулеметов ШВАК. Исходя из этого было принято решение
снять с самолета оба таких пулемета, оставив мотор-пушку ШВАК и 12.7-мм пулемет Березина. Это позволило облегчить машину и увеличит ее
маневренность. Производство самолетов восьмой сери было начато в конце 1941
года. В дальнейшем на 8-ой серии ставили ставить 23-мм пушку ВЯ-23
(скорострельность 370-500 выстрелов в минуту и начальной скоростью снаряда
905 м/с). Эта пушка показала свою эффективность против слабобронированных и
небронированных машин противника. Небольшое количество самолетов этой сери и
были оборудованы фотокамерой АФА-1 и использовались в роли фронтовых
разведчиков.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ЛаГГ-3 4 серия |
Размах крыла, м |
9.80 |
Длина, м |
8.81 |
Высота, м |
4.40 |
Площадь крыла, м2 |
17.62 |
Масса, кг |
|
пустого |
2610 |
взлетная |
3280 |
Тип двигателя |
1 ПД Климов М-105ПА |
Мощность, л.с. |
1 х 1050 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
486 |
на высоте |
549 |
Практическая дальность, км |
870 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
588 |
Практический потолок, м |
9500 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка, один 12.7-мм пулемет БС и два 7.62-мм ШКАС 6 РС-82 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|