Последней, наиболее совершенной модификацией стал ЛаГГ-3 66-й серии, на котором были внедрены рекомендации ЦАГИ в области аэродинамики планера
самолета. Некоторые изменения были внесены в конструкцию самолета на
основании разработок КБ Яковлева по самолету Як-1Б. На ЛаГГ-3 установили
новый фонарь (аналогичный с Ла-5) с передним (55 миллиметровым) и задним
бронестеклами и пониженным гаргротом, что улучшило осмотрительность в задней
полусфере. Дефицитную дельта - древесину постепенно заменяли обыкновенной
сосной, имеющей значительно меньший удельный вес. Были так же внедрены меры
по уменьшению взлетной массы самолета, за счет облегчения и модернизации
оборудования самолета. Взлетная масса ЛаГГ-3 66-ой серии уменьшилось до 2990
килограммов (что было не намного больше "облегченного" ЛаГГ-3 1942
года). Летные характеристики самолета ЛаГГ-3 66-ой серии (максимальная
скорость - 591 километров в час и скороподъемность - 893 метров в минуту)
позволяли на равных сражаться с основными немецкими истребителями восточного
фронта Bf.109G-6 и Fw.190A-3.
Однако все же ЛаГГ-3 уступал им в вооружении.
Самолеты 66-й серии строились в Тбилиси с весны 1943 г. до середины 1944 г.
Всего было произведено 6528 истребителей ЛаГГ-3 66-ой серии.
Истребители 66-ой серии принимали участие в битве над Кубанью. В Кубанском
воздушном сражении принимало участие несколько полков, вооруженных ЛаГГами,
в их числе 88-й ИАП. Один из истребителей этой части с надписью на борту
"Советская Грузия" (на грузинском языке) по ошибке приземлился на аэродроме,
где базировались штаффели JG-52.
В морской авиации ЛаГГи использовались на
Балтике и на Черном море. На Балтике их имел на вооружении 3-й гвардейский
полк, первый полк морской авиации, удостоенный 18 января 1942 г.
гвардейского звания (ранее - 5-й ИАП). Летчик этого полка И.Каберов сбил на
ЛаГГе СБ, захваченный финнами в качестве трофея. В ВВС Черноморского флота
ЛаГГами был вооружен9-й ИАП. Широко известно изображение самолета летчика
этого полка Юрия Шилова с восемью победными звездочками и львиной мордой на
борту фюзеляжа. На ЛаГГах 9-й полк отлетал почти всю войну.
Вообще, в корне
неверно достаточно широко распространенное мнение о ЛаГГ как о истребителе
начального периода войны. Так в 1944 г. в составе ВВС Красной Армии
числилось 594 ЛаГГ-3. Конечно, ЛаГГи уже не использовались "на направлении
главного удара", уступив место более совершенным Ла-5 и Ла-7, Як-9 и Як-3, В
конце войны ЛаГГи воевали, главным образом, на Балтике и Карельском
перешейке, где основным противником выступали финны, имевшие истребители
далеко не самых последних моделей. Дальше всего на Запад продвинулись
истребители ВВС Балтийского флота: ЛаГГи 3-го ГИАП закончили войну в
Курляндии. К маю 1945 г. в строевых частях ЛаГГов практически не осталось.
Даже на Дальнем Востоке часть полков, имевших на вооружении ЛаГГи, получила
новую технику, в частности 300-й ИАП, в котором служил будущий реактивный ас
Корейской войны Евгений Пепеляев, перевооружили с ЛаГГ-3 на Як-9.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ЛаГГ-3 66 серия |
Размах крыла, м |
9.80 |
Длина, м |
8.81 |
Высота, м |
4.40 |
Площадь крыла, м2 |
17.62 |
Масса, кг |
|
пустого |
2480 |
взлетная |
2990 |
Тип двигателя |
1 ПД Климов М-105ПФ |
Мощность, л.с. |
1 х 1210 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
542 |
на высоте |
591 |
Практическая дальность, км |
650 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
893 |
Практический потолок, м |
9800 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка и один 12.7-мм пулемет БС 6 РС-82 или РС-132 и 2 бомбы до 50 килограмм |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|