Правительство 10 октября 1940 г. приняло решение запустить под
обозначением ЛаГГ-3 истребитель И-301 в массовое производство на нескольких
заводах (No. 21 в Горьком, No. 31 в Таганроге, No. 23 в Ленинграде и No. 153 в
Новосибирске, приказ НКАП о запуске в серию улучшенного И-301 с увеличенным
запасом топлива на заводе No. 21 вышел 23 ноября 1940 г.). Головным был
определен завод в Горьком, куда предстояло переехать большей части
сотрудников КБ во главе с Лавочкиным, в Таганрог направлялся Горбунов;
Гудков оставался в Химках в должности главного конструктора ОКБ. Триумвират
распался.
Планом на 1941 г. предписывалось изготовить 2960 истребителей ЛаГГ-3. До 22
июня удалось выпустить 322 самолета, темп выпуска отставал от
запланированного, контрольная цифра плана на 1 июля 1941 г. - 805 ЛаГГов.
Сказывалась недоведенность конструкции из-за крайней спешки с запуском
самолета в серию. Кроме того, у Лавочкина возникли проблемы с Горьковским
заводом. Из 100 человек недавно образованного КБ из Химок в Горький
согласилось переехать не более тридцати, остальные работники, причем далеко
не самые худшие, остались с Гудковым.
Лавочкина на Волге приняли далеко не с распростертыми объятиями - завод
давно и успешно выпускал И-16 и не горел желанием осваивать совершенно новую
конструкцию, тем более, что в Горьком М.М.Пашинин спроектировал истребитель
на 60% унифицированный с И-16. Его-то и хотели делать заводчане. Но все же,
в январе 1941 г. главный конвейер сборки ЛаГГ-3 уже занимал половину
сборочного цеха завода No. 21, на второй половине все еще шел выпуск И-16 тип
29. Первый ЛаГГ, изготовленный в Горьком, поднялся в воздух с заводского
аэродрома 23 января 1941 г., однако военной приемкой он был принят только 24
февраля.
С началом серийного производства появились проблемы качества - штучное
производство всегда "ювелирное" массового. Из частей, куда отправляли новые
истребители стали приходить рекламации - самолеты недодавали скорости
(окраска самолета, а не полировка "рояля"), подламывались стойки шасси
(дополнительные два топливных бака), происходили отказы вооружения и
механизмов уборки-выпуска шасси. В результате проведения доработок по
результатам испытаний опытных машин и установки по требованиям заказчика
дополнительного оборудования, масса серийных ЛаГГов выросла на 70 кг,
максимальная скорость полета упала до 550-555 км/ч, снизилась дальность
полета. При эксплуатации на полевых аэродромах выявились некоторые серьезные
недостатки машины: отсос потоком посадочных щитков, очень ограниченный обзор
в задней полусфере, тенденция к срыву в штопор на малых скоростях.
Вооружение самолетов первых трех серий состояло из пяти пулеметов - одного
БК (вместо пушки), двух БС и двух ШКАС. Интриги и технические трудности,
связанные с разработкой пушки МП-6, привели к аресту Л.Г.Таубина и
прекращению работ по новой авиационной скорострельной пушке. Контрольные
испытания (КИ) ЛаГГ-3 первой серии закончились в НИИ ВВС 20 июня 1941 г.,
фактически это были государственные испытания, поскольку первый раз
госиспытания И-301 не прошел. В ходе КИ удалось выявить массу
конструктивно-производственных и эксплуатационных дефектов, устранять
которые пришлось уже во время войны. На ЛаГГ-3 первых серий устанавливали
радиопередатчик РСИ-3 Орел.
ЛаГГ-3 по весовой отдаче и компактности конструкции значительно уступал
Як-первому. Конструкция ЛаГГ-3 при том же двигателе и почти аналогичном
вооружении была на 300 кг тяжелее. Это в первую очередь объясняется
деревянной конструкцией фюзеляжа по сравнению с ферменной у Як-1. Есть
весовая разница и в крыльях: у "ЛаГГа" узлы крепления консолей оказались
тяжелее по сравнению с "Яком", не имевшего разъемов. Но зато живучесть "ЛаГГа",
и тем более его преемника "лавочкина", была невероятной.
Одним из первых ЛаГГи получил 164-й ИАП, базировавшийся на Кавказе. В этом
полку начал свою карьеру военного летчика маршал авиации Н.М.Скоморохов,
войну он закончил майором, сбил 46 самолетов лично, восемь - в группе. Три
звена ЛаГГов 160-го полка обеспечивали перелет в осажденный Ленинград
Г.К.Жукова. На другом фланге огромного фронта ЛаГГ-3 1 -и серии имелись на
вооружении 44-го ИАП Ленинградского фронта, 7 марта 1942 г. преобразованного
в 11-й гвардейский. В августе 1941 г. на ЛаГГ-3 летчики 17-го ИАП прикрывали
днепровские переправы в районе Кременчуга. Полк сменил "ишаки" на ЛаГГи в
конце июля в Ростове-на-Дону. В июле ЛаГГи получил также 170-й ИАП. Осенью
1941 г. с И-16 наЛаГГ-3 был перевооружен 69-й ИАП, в котором служил один из
самых результативных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны -
А.В.Алелюхин (40 побед, одержанных лично и 17 -в группе).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ЛаГГ-3 1 серия |
Размах крыла, м |
9.80 |
Длина, м |
8.81 |
Высота, м |
4.40 |
Площадь крыла, м2 |
17.62 |
Масса, кг |
|
пустого |
2680 |
взлетная |
3346 |
Тип двигателя |
1 ПД Климов М-105П |
Мощность, л.с. |
1 х 1050 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
498 |
на высоте |
575 |
Практическая дальность, км |
1100 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
735 |
Практический потолок, м |
9500 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один 12.7-мм пулемета БК, два 12.7-мм пулемета БС и два 7.62-мм ШКАС |
Доп. информация : |
|
|
Чертеж "Лавочкин,Гудков,Горбунов ЛаГГ-3
(1)"
Чертеж "Лавочкин,Горбунов,Гудков ЛаГГ-3
(2)"
Чертеж "Лавочкин,Горбунов,Гудков ЛаГГ-3
(3)"
РЛЭ "Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 (html)"
РЛЭ "Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 (gif)"
Статья "Боевое применение ЛаГГ-3"
Фотографии:
|
ЛаГГ-3 1-ой серии |
|
ЛаГГ-3 1-ой серии |
|
ЛаГГ-3 1-ой серии |
|
ЛаГГ-3 1-ой серии в цеху завода No.31 |
|
ЛаГГ-3
1-ой
серии |
|
ЛаГГ-3 1-ой серии |
|
ЛаГГ-3 1-ой серии |
|
ЛаГГ-3 1-ой серии |
|
ЛаГГ-3 1-ой серии |
|
ЛаГГ-3 1-ой серии на испытаниях |
Схемы:
|
ЛаГГ-3 1-ой серии |
|
Компоновочная
схема |
Варианты
окраски:
|
ЛаГГ-3 1-ой
серии 44 иап (c)
Massimo Tessitori |
|
ЛаГГ-3 1-ой
серии
3
гвиап
(c) Massimo Tessitori |
|
ЛаГГ-3 1-ой
серии 145 гвиап |
|
Уголок неба. 2015
|