Первый Bloch 150 появился,
подобно Morane-Saulnier MS 405 и 406, благодаря требованиям Министерства авиации
Франции, выданным 13.07.34 и окончательно утвержденным 16.11.35.
Сконструированный группой М. Русселя на заводе компании Avions Marcel Bloch в
Курбевуа, Bloch 150-01 был цельнометаллическим монопланом с работающей обшивкой,
снабженным радиальным двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14 Kfs
мощностью 930 лс на высоте 4350 м и вооруженный двумя пушками Hispano-Suiza
HS404, установленными в крыльях вне плоскости вращения винта.
Первый взлет прототипа, разработка
которого началась в сентябре 1935, был предпринят 17.07.36, но машина не
оторвалась от земли. Разработка была прекращена, но в начале 1937 работы
возобновились. Было установлено усиленное крыло большей площади (15,4 кв.м), а
первоначальное шасси заменили более высоким (типа Мessier). В таком виде машина
взлетела 29.09.37 года. Установка безредукторного двигателя Gnome-Rhone 14N 7
вызвала изменение обозначения на M. Bloch 150-01M (модифицированный) и позволила
самолету развить скорость 434 км/ч в ходе официальных испытаний в СЕМA в
Виллакубле в декабре 1937 года. После возвращения в Курбевуа размах крыльев
машины был увеличен с 10020 до 10030 мм, два радиатора, смонтированных на крыле,
заменены одним между стойками шасси и установлен редукторный 940-сильный
двигатель Gnome-Rhone 14N 1. В результате дальнейших испытаний, проведенных в
марте 1938 в СЕМA, была слегка увеличена площадь руля поворота и тогда же
установлен 1030-сильный двигатель Gnome-Rhone 14N 21.
Hесмотря на посредственные данные
МВ 150, благодаря ряду благоприятных обстоятельств он стал в начале 1938 года
вместе с MS 406 базовой моделью для назревшего перевооружения истребительных
частей Arme de l'Air (ВВС Франции). Следуя принятому 15.03.38 "Плану V",
Министерство авиации Франции столкнулось с неразрешимой проблемой поставок 940
современных одноместных истребителей в течение года. Даже по самым оптимистичным
оценкам можно было получить не более 285 MS 406. Несмотря на незавершенность
разработки и радиальный двигатель, MB 150 был включен в план производства.
Заказ N.308/8 был выдан в начале
апреля 1938 для трех улучшенных самолетов, сконструированных на базе модели
завода в Курбевуа. Необходимо было установить более мощный двигатель - либо из
серии Gnome-Rhone 14N, либо Hispano-Suiza 14Aa, либо проектируемый Gnome-Rhone
14P (с которым расчетная максимальная скорость должна была составить 580 км/ч),
или американский Twin Wasp фирмы Pratt&Whitney. Вскоре после заказа на прототип
последовал контракт N.385/8, заключенный 07.04.38 на 25 предсерийных самолетов,
а заказ на последующие 450 машин зависел от результатов доводки. В целом ВВС
Франции к 01.04.39 выдали заказ на поставку 300 MB 150 (уменьшенный до 206 в
сентябре 1938), последний из которых должен был быть передан к следующему ноябрю.
Фактически первая часть "Плана V"
была достигнута. К апрелю 1939, итоговой дате, ВВС Франции получили 147
современных одноместных истребителей, в том числе 104 MS 405 и 406, 42
американской постройки Curtiss H.75A-1 и 1 Bloch 151.
SNCASO, организованному 16.11.36,
было поручено серийное производство истребителя MB 150 и его модификаций. Так
как конструкция прототипа Bloch 150 не подходила для массового производства, то
она была полностью переделана согласно требованиям контракта.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MB.150 |
Размах крыла, м |
10.30 |
Длина, м |
8.60 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
15.40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1700 |
нормальная взлетная |
2370 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome-Rhone 14N-07 |
Мощность, л.с. |
1 х 900 |
Максимальная скорость , км/ч |
434 |
Крейсерская скорость , км/ч |
370 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки HS404 (60 патронов на ствол)
два 7.5-мм пулемета MAC34 (по 500 патронов) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|