Следующим этапом в развитии истребителя
Bloch МВ.152 стало появление модификации МВ.155. Перед бригадой конструкторов была поставлена задача увеличить скорость,
маневренность и радиус действия самолёта, что отчасти удалось сделать. Для этого
кабину пилота сместили на 50 см назад, что позволило увеличить ёмкость
топливного бака с 427 до 480 литров. Козырек кабины выполнили закруглённым,
причем на серийных самолётах планировали устанавливать лист 40-мм бронестекла
типа Triplex. Сдвижная часть фонаря отодвигалась назад, а боковые вырезы немного
удлинили, улучшив обзор пилота назад. С целью улучшения управляемости были
применены триммеры и на 30 см увеличена высота киля. Силовая установка полностью
перешла от серийного МВ.152. На истребителе устанавливался двигатель Gnome-Rhone
14N-49 мощностью 1100 л.с. с трёхлопастным винтом изменяемого шага Chauviere
371. Единственным отличием был новый мотокапот, лишенный характерных обтекателей
головок цилиндров, присутствовавших на всех предыдущих модификациях, который
также улучшил охлаждение двигателя. Состав вооружения остался без изменений. К
консолях крыла, вне площади ометаемой винтом, устанавливались два 7,5-мм
пулемета МАС 1934 (300 патронов на ствол) и две 20-мм пушки Hispano HS 404 (по
60 снарядов на ствол). Так как боезапас для пушек был явно недостаточным для
МВ.155 разработали крыло новой конструкции, где предусмотрели больше места для
размещения снарядов, однако это новшество применить так и не успели. На проработку рабочих чертежей ушло несколько месяцев. Постройка прототипа
проводилась на предприятии концерна SNCASO в Шатеро-Дэол (Chateauroux-Deols),
при этом, по всей видимости, использовался планер No.449 истребителя МВ.152. 3
ноября 1939 г. лётчик-испытатель Морис Беллекруа впервые поднял МВ.155-01 в
воздух. Испытательный цикл начали проводить на аэродроме Дэол (Deols), но после
нескольких полётов самолёт перелетел в испытательный центр в Виллакубле (Villacoublay).
Опытный образец МВ.155 развивал скорость на 40 км\ч большую, чем серийный
МВ.152С1 с двигателем Gnome-Rhone 14N-25 - по некоторым источникам она составила
550 км\ч, и имел максимальную дальность полёта порядка 1050 км. Триммеры немного
улучшили поведение истребителя на некоторых режимах полёта, но в целом МВ.155-01
почти не отличался от МВ.152С1. Самолёт подвергли незначительным доработкам,
модифицировав горизонтальное оперение и заменив винт Chauviere на Bloch.
Вооружение было усилено за счёт установки двух дополнительных 7,5-мм пулеметов в
крыле. Модифицированный таким образом прототип стал образцом для серийного
истребителя МВ.155С1, контракт на производство которого выдали зимой 1940 г.
Всего было заказано 403 экземпляра, но собрать успели намного меньше. Первый серийный МВ.155С1 с номером
No.701 был облётан в Дэоле 3 апреля 1940 г., а
всего до 25 июня было выпущено 9 истребителей. Во избежание захвата немецкими
войсками часть самолётов отправили на юг Франции, где началось переучивание на
новую технику. Спасти удалось не все истребители - два МВ.155С1 были уничтожены
18 июня во время бомбардировки завода SNCASO. После подписания капитуляции
немецкая администрация разрешила оставить часть прежнего состава Armee de l'Air,
куда вошли и МВ.155. Было также получено разрешение завершить сборку полуготовых
истребителей, что в итоге довело общее количество серийных экземпляров до 29. В
начале 1941 г. их распределили в группы G.C.I\8 в Монпелье (Montpellier) и G.C.II\8 в Мариньяне (Marignan). Что касается боевой ценности МВ.155, то
проверить этот показатель в боевых условиях не удалось. Возможно, они смогли бы
вести равный бой с "харрикейнами" или "спитфайрами" ранних модификаций, хотя
скорость серийных МВ.155 составляла всего 510-520 км\ч. Эти самолёты они несли службу до зимы 1942 г., когда правительство Виши не
приняло решение стандартизировать вооружение. В итоге все истребители фирм
Morane-Saulnier и Bloch подлежали замене на Dewoitine D.520C1. Так и не сделав
ни одного боевого вылета МВ.155 перевели в резерв. Когда 27 ноября 1942 г.
немецкие войска приступили к полной оккупации страны в строю всё ещё находилось
несколько самолётов этого типа. Примерно около десяти МВ.155 стали трофеями
немцев и в 1943 г. их использовали для тренировок пилотов Luftwaffe. Дальнейшая
судьба этих самолётов остаётся неизвестной.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MB.155 |
Размах крыла, м |
10.54 |
Длина, м |
9.10 |
Высота, м |
3.96 |
Площадь крыла, м2 |
17.32 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2140 |
нормальная взлетная |
2850 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome-Rhone 14N-49 |
Мощность, л.с. |
1 х 1100 |
Максимальная скорость , км/ч |
520 |
Крейсерская скорость , км/ч |
487 |
Практическая дальность, км |
1050 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
570 |
Практический потолок, м |
11740 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки HS404 и
четыре 7,5 мм пулемета
МAС 1934-М39 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|