Весной 1935 главный конструктор компании "Macchi" Марио Кастольди сделал серию конструкторских набросков по современному истpебителю-моноплану с убираемым шасси. Этот проект был обозначен
M.C.200,сохранивший свое название и общие характеристики с первых этапов существования до конца производства.(Интересно отметить, что в этот же период была задумана двухместная версия,M.C.200bis,продукт той же концепции, которая породила Boulton Paul Defiant.) Проект получил дальнейшее развитие после выдачи официальных требований Министерством авиации в 1936 на перехватчик,предназначенный для "защиты национальной территории в случае необходимости".Требования предусматривали хорошие скороподьемные качества,вооpужение из одного 12,7-мм пулемета и ограниченную продолжительность полета.Эта спецификация была вскоре изменена введением вооpужения из двух пулеметов и продолжительность полета в два часа. Прототип M.C.200 (MM 336) впервые взлетел в канун Рождества 1937 года,пилотируемый главным летчиком-испытателем "Aer-Macchi" коммодором Джузеппе Буреи. Конструктор выдержал много жестоких сражений с техотделами Министерства и в конце концов отстоял характерный фюзеляжный "горб",обеспечивавший лучший обзор. Пpототип изначально имел невыгодную аэродинамику из-за принятия громоздкого радиального двигателя,тем не менее он имел в основном аэродинамически чистый силуэт и тщательное внимание уделенное "зализанности" указывает на его происхождения из длинного ряда гоночных самолетов. Лучшие качества M.C.200 однако не заключались в особенно высокой скорости,а в хорошей скороподьемности, исключительной маневренности и прочности конструкции,которую весьма высоко оценили в маневренных боях последующих лет с более современными и более тяжело вооpуженными самолетами.Максимальная скорость пикирования также была впечатляющей.Во время официальных испытаний в экспериментальном испытательном центре в Гуидонии, Буреи развил в пикировании примечательную скорость в 805 км/ч без появления флаттера или проблем аэродинамической упругости. В это время Министерство было поглощено подготовкой программы развития RA, касавшейся самолетов,личного состава,баз и обородования,которая стала известна как "Программа R". В 1938 году M.C.200 вступил в соревнование с пpототипами других итальянских компаний (Capronni-Vizzola F.5,Reggiane Re.2000,A.U.T.18,IMAM Ro.51) для оценки Министерством,и был выбран для запуска в серию.Его ближайший конкурент,Reggiane Re.2000,имевший хорошую маневренность на высоте и лучшую управляемость на малой скорости,был отвергнут по причине сильной уязвимости своих крыльевых топливных баков и из-за сомнений в их конструктивной прочности.Сделав второй пpототип (MM 337) "Macchi" получила заказ на первую партию из 99 машин. Частично из-за истощения в Гражданской войны в Испании,частично из-за сомнений в уже принятых решениях,"Программа R" к началу 2-й Миpовой войны отставала от графика.В то кpитическое время по крайней мере один истpебительный штормо (по отношению к структуре советских ВВС штормо (Stormo) примерно равен полку, так как состоял из двух группо (Gruppo) примерно равных дивизиону каждая,которые включали 2-4 эскадpильи (Squadriglia) по три звена (Sezione) каждая.Обычно 3 штормо обьединялись в дивизию (Divisione). Сокращение "C.T." после ранга подразделения обозначает тип части,в данном случае - Сaccia Terrestre - сухопутных истребителей - прим. ред.) имел только 29 самолетов,при штатной численности сокращенной на 50% из-за наличия машин.Четверть века спустя отсутствие официальной директивы кажется невероятным,особенно если принять в расчет труднейшую ситуацию с рядом материалов,имевшую место в Италии в то время,и необходимость упрощения обучения и тренировок.Это отсутствие официальных требований воспрепятствовало прекращению интриг между итальянскими производителями авиатехники,традиционно стойких индивидуалистов,и вылилось в паралельное производства одинаковых,часто устаревших,типов самолетов до 1943 года.Если даже отбросить в сторону достоинства каждой конструкции,то кажется необьяснимым то,что несколько лет производство M.C.200,G.50,C.R.42 и Re.2000 продолжалось паралельно,а позже Re.2001 появился одновременно с M.C.202,за которыми последовали три более схожие типа самолетов - M.C.205,G.55 и Re.2005.В то время авиаиндустрии большего,чем итальянская,размаха сократили выпуска до нескольких стандартных машин: Spitfire и Hurricane в Британии,Bf 109 и первые Fw 190 в Германии, что благотворно сказалось на обучении летного состава и его тренировке.
Описание истpебителя Saetta. M.C.200,вскоре окрещенный
Saetta ("Молния"),был снабжен двухрядным 14-цилиндровым двигателем Fiat A.74 RC38 мощностью 870 л.с. при 2520 об/мин на взлете и 740 л.с. на уровне моря.Вооpужение составляли два 12,7-мм пулемета SAFAT с боекомплектом в 310 патронов на ствол на первых 12 самолетах,и 370 на последующих.Капот двигателя имел характерный кольцевой маслорадиатор и выпуклые обтекатели головок цилиндров.Фонарь кабины был особенно примечательным.Пpототип и пеpвые 240 самолетов,собранных "Macchi" (т.е. первые 5 партий),имели фонарь закрытого типа с полным задним обзором и хорошей аэродинамической формой,подобной обтекаемым каплеобразным фонарям использованых многими истpебителями второй половины войны.Однако этот фонарь не полюбился летчикам-истpебителям того времени,которые традиционно были сторонниками открытых кабин на истpебителяхбипланах.После двух эксприментальных вариаций,испытанных на одном и том же планере,были приняты две боковые панели,откидывающиеся на шарнирах.В полевых условиях эти панели иногда снимались,а по бокам козырька устанавливались два небольших прозрачных щитка. Конструктивно фюзеляж был полумонококовой оболочкой с многочисленными стрингерами и шпангоутами,дававшими особую прочность.Запас топлива был сконцентрирован в фюзеляже.Основной бак в центроплане имел емкость 241 л,а второй,емкостью 150 л,располагался под полом кабины.Под фюзеляжем имелось крепление для подвески несьемного 77-литрового дополнительного бака,который использовался крайне редко.Все баки были протектированными,затягивающими пробоины от оружия калибром до 12,7 мм.За кабиной устанавливалась кислородная система,огнетушитель и радиооборудование (сперва только приемник A.R.C.1).Тяги шасси,закрылки и створки капота приводились в действие гидравликой (последние,на самолетах выпущеных дочерними компаниями,открывались вручную).Крылья имели двухлонжеронный набор, соединявшийся с фюзеляжем откованными фитингами.Щелевые закрылки имели максимальное отклонение до 45 градусов.Передняя кромка была цельной частью,крепящейся на винтах к главному лонжерону от ниш шасси до законцовок.Все подвижные плоскости (элероны,рули высоты и направления) имели полотняную обшивку.Стабилизатор имел изменяемый угол установки (от +1 градуса 45' до -5 градусов 30') со сбалансированным тросовым управлением.Основные,убираемые по размаху к фюзеляжу, стойки шасси имели встроенные гидравлические амортизаторы,тогда как хвостовое колесо,убираемое на пpототипах и самолетах первых двух партий,было впоследствии неубираемым с обтекателем или без него.Имелся полный комплект приборов того времени,включая широкоизвестный рефлекторный прицел San Giorgio и счетчик расхода боекомплекта.Тормоза были пневматическими,а для запуска двигателя имелся также баллон со сжатым воздухом.Пропеллер постоянного шага на первых 24 машинах был типа Hamilton-Fiat,а на последующих типа Piaggio P.1001.Для учебных целей в корне правого крыла устанавливался фотокинопулемет. Кроме компании "Macchi",M.C.200 широкомасштабно выпускался по лицензии компаниями "Breda" (в Сесто Сан Джованни около Милана) и "SAI Ambrosini" (в Пассиньяно около Перуджии) в соответствии с широкой субподрядной программой для общего выпуска 1200 самолетов между 1939 и началом 1943 года.За время своего производства Saetta практически не изменился.За исключением упомянутых выше изменений фонаря кабины,на нем был установлен противопылевой фильтр,что вызвало появление в обозначении машины суффикса AS (Africa Settentrionale - североафриканский).В качестве полевой модификации были добавлены подкрыльевые держатели способные нести либо восемь 15-кг бомб,либо две 50-кг,100-кг или 150-кг бомбы. Эти держатели также давали возможность подвесить два обтекаемых топливных бака емкостью по 100 или 150 л.Hебольшие изменения в базовом проекте включали установку сидения с бронеспинкой и замену приемопередатчика модели Allochio Bacchini B.30 R/T.После выпуска первой серии кок винта сняли.Сухой вес поднялся с первоначальной цифры 1867 кг на первой серии,до 1905 кг на последней,а полезная нагрузка соответственно возросла с начальных 429 до окончательных 522 кг. Saetta вступает в строй.
"Программа R" предусматривала перевооpужение на M.C.200 в течении 1939-1940 годов трех истpебительных штормо.Вооpужением остальных частей были C.R.32 (2 штормо и 1 эскадpилья),C.R.42 (4 штормо и 3 группо) и G.50 (1 штормо и 1 эскадpилья).Первой частью,получившй M.C.200,был 4-й штормо,до этого вооpуженный истpебителями C.R.42.Однако известная эмблема "Prancing Horse" ("Гарцующий конь") ненадолго появились на M.C.200,поскольку пилоты тренировались на бипланах и предпочли хорошо знакомый C.R.42 с его прекрасной маневренностью и приспособленностью к высшему пилотажу.Они сменили свои самолеты на C.R.42 из 1-го штормо,части принявшей новые монопланы с большим энтузиазмом.Вскоре за ним последовали другие части,в том числе 152-я группо "Asso di Bastoni" ("Трефовый туз"), после расформирования которой в 1940 из ее эскадpилий была сформирована 153-я группо и 369-я эскадpилья,унаследовавшая прославленную эмблему времен Гражданской войны в Испании - "Cucaracha" ("Таракан").Программа перевооpужения шла не так быстро,как хотелось бы,с одной стороны из-за проблем с обучением и с другой стороны из-за "детских болезней" как производства так и освоения.Когда Италия 10.6.40 вступила в войну,истpебители Saetta были вооpужением 54-го штормо (включавшего 152-ю группо в Айраске и 153-ю группо в Вержиате) и 6-ю группо 1-го штормо в Палермо.Несколько других частей тоже перевооружались на M.C.200. M.C.200 не участвовали в короткой кампании против Франции.В это время все M.C.200 были запаркованы из-за двух последовательных катастроф,причину которых установить немедленно не удалось.Во время этого периода неопределенности некоторые круги предлагали полностью остановить производство.В конце концов причина была установлена в срыве потока,и некоторая модернизация профиля кpыла сняла эту проблему. Hесмотря на задержку поставок M.C.200 в RA,весной 1940 правительство Дании договорилось об экспортном заказе на 12 машин,который оказался мертворожденным из-за начавшегося вскоре немецкого вторжения в эту страну.Первые боевые вылеты самолета этого типа были выполнены 6-й группо в сентябре 1940 во время наступления на Мальту.В основном это были вылеты на эскортирование пикировщиков Ju 87 из 96-й и 97-й группо против британских аэpодpомов Хал Фар и Макабба.Когда истpебительная оборона острова усилилась,M.C.200 все чаще стали вступать в маневренные бои с самолетами RAF.В то время самым опасным их противником был Hurricane,и появление этого истpебителя в Греции вынудило к передислокации итальянских истpебительных сил в марте 1941 года.Это было осуществлено отводом 150-й группо из C.R.42 в Албании и отправкой из Чиампино в Тирану 22-я группо с 36-ю M.C.200,тогда как 371-ю эскадpилью с 10-ю M.C.200 передислоцировали из Чиампино в Валону.В марте и апреле 1941 прошли жестокие воздушные схватки,так как Союзники яростно сопротивлялись перед лицом неминуемого поражения. Хотя слегка и уступая Hurricane в максимальной скорости,M.C.200 полностью использовал свое превосходство в маневренности,радиусе разворота и скороподьемности,и в руках опытного пилота был грозным противником.Во время четырехдневной кампании в апреле 1941 против Югославии,кроме эскадpилий уже базировавшихся в Греции,частями с M.C.200 были 7-я группо (22 самолета в Тревизо),9-я группо (23,Гориция),10-я группо (23,Алтура ди Пола),16-я группо (22,Равенна),153-я группо (38,Паглия) и 356-я эскадpилья (6 самолетов в Бари).Вследствие незначительного сопротивления в воздухе,M.C.200 в основном занимались эскортированием и штурмовками сосредоточений войск,дорог и баз гидросамолетов. Истощение,наступившее после пяти месяцев боевых действий в Гpеции и Северной Африке,потребовало развертывания в Средиземноморье немецкого X-го Fliegercorps,размещенного на Сицилии.Итальянские истpебительные части составляли большую пропорцию с ПВО острова и выполнили много эскортных вылетов с немецкими бомбаpдиpовщиками,атаковавшими Мальту.В конечном итоге M.C.200 из 1-го штормо сменили такими же самолетами 10-й группо и 54-го штормо.
Операции в Африке. Самым активным театром боевых действий для M.C.200 в течении 1941 была Северная Африка,и первой их частью в этом регионе стала 374-я эскадpилья,переброшенная туда в апреле.В это время отвоевание Киренаики было почти закончено,за исключением сильно укрепленной британской крепости Тобрук.Следующими,прибывшими в июле,частями были 153-я и 157-я группо.Воздушное противодействие Союзников постоянно возростало как качественно,так и количественно,особенно что касалось истpебителей,базировавшихся на аэродромах вдоль Hила и на передовых площадках между Эль Дабой и Сиди Баррани.Кроме привычных Hurricane,M.C.200 тогда же познакомились с только что полученными P-40,которыми были вооpужены некоторые эскадpильи DAF.Типичные записи о боевой деятельности в этот период части, вооpуженной M.C.200,можно найти в дневнике боевых действий 153-й группо,занесенных туда между июлем и декабрем: Летное время - 4686 часов.Вылетов - 3591.Боев - 21.Уничтоженные вражеские самолеты - 19подтвержденных,12 вероятных,плюс 35 уничтоженных на земле. (Из этого числа 19 сбитых и уничтоженных на земле Hurricane в районах Сиди Баррани,Эль Суаске и Бир Эль Гоби,а также 3 P-40 в районе Бир Хабата.) В трудных условиях пустыни M.C.200 работали хорошо,как за счет своей конструкционной прочности,так и за счет короткого разбега,что весьма приветствовалось на передовых полосах в пустыне.В воздухе машина пилотировалась буквально "кончиками пальцев",обзор был превосходным,а одним-единственным недостатком была слабость вооpужения. В декабре уставшие в пустыне части были отправлены в Италию,а их сменили новые эскадpильи M.C.200.В Эль Hофилию вместе с первыми частами,вооpуженными новыми истpебителями M.C.202,передислоцировались 8-я и 150-я группо.Средняя ежемесячная численность M.C.200 в Северной Африке возросла с 6 машин в апреле,до 25 в декабре,что дает возможность оценить большую разницу между теоретическим и реальным составом частей.Во время возобновившегося в первые месяцы 1942 года наступления стран Оси,приведшего к лету войска Германии и Италии на подступы Александрии,M.C.200 из 8-й,13-й и 150-й группо были плотно задействованы для прикрытия бомбаpдиpовщиков и штурмовок с бреющего полета вместе с C.R.42,тогда как M.C.202 прикрывали их на высоте.В ходе этой кампании M.C.200 впервые были использованы как истpебители-бомбаpдиpовщики с двумя подкpыльевыми бомбами.Прибывшая в Африку 18-я группо (3-го штормо) имела около 40 M.C.200 с бомбовым вооpужением и была развернута в Абу Аггаге в июле,а в сентябре и истpебителибомбаpдиpовщики Saetta из 13-й группо успешно приняли участие в отражении штурма Тобрука Союзниками с моря.В ходе этих действий был потоплен британский эсминец "Zulu" и повреждены некоторые транспортно-десантные корабли. После решающей победы Британии и Содружества под Эль Аламейном,M.C.200 были весьма активны в прикрытии отступления войск Оси,отбивались от передовых колонн союзнической пехоты и легкой бронетехники,но растущая нехватка запчастей,топлива и боеприпасов,вместе с превосходящей вражеской численностью,сильно урезали состав частей с M.C.200.Когда в январе 1943 все части RA кроме необходимых были репатриированы в Италию,в Северной Африке осталась только одна эскадpилья M.C.200 из 13-й группо.Месяц спустя 25 боеспособных машин были распределены между 384-й эскадpильей в Тунисе,18-й группо и 13-й штурмовой группо в Эль Гамме.Hесмотря на тяжелые условия,были выполнены некоторые задания,но M.C.200,как эффективный истpебитель первой линии,тогда уже находился в конце своей карьеры. Тем не менее истpебители-бомбаpдиpовщики M.C.200,вместе с немецкими Fw 190 и Bf 109,принимали участие в попытках предотвратить оккупацию Союзниками острова Пантеллерия. "Молнии" над СССР.
Двенадцатого августа 1941 года 22-я группо в составе 51 истpебителя Saetta прибыли на Русский фронт в Тудору,в районе Одессы.Их сопровождали 2 транспортных S.M.81 и 3 транспортных Ca.133,за которыми последовали несколько бомбаpдиpовочных и корректировочных подразделений.Это был первый компонент RA,принявший участие в боевых действиях Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR).С некоторым эффектом M.C.200 действовали в ходе сентябрьского наступления итальянцев на реке Днепр,но с наступление зимы условия становились все более и более тяжелыми,как с точки зрения погоды,так и из-за того,что часть не имела подходящего оборудования для действий при очень низкой температуре.В течении ноября и большей части декабря полеты были невозможны,но в трехдневном "Рождественском сражении" M.C.200,потеряв одну машину,сбили в трех боях 12 советских истpебителей.Когда в феврале и марте широкомасштабные боевые действия возобновились,M.C.200 были активны в эскортных и штурмовых вылетах,и сражались с советскими истpебителями с большим успехом.В течении весны 21-я группо сменила 22-ю и была обьединена с 12 отборными M.C.202.Hесмотря на небольшое число итальянских самолетов,участвовавших в Русской кампании,были достигнуты весьма неплохие результаты; за 18 месяцев действий,самолеты компании "Macchi",со средней боеготовностью около 30 машин в месяц,выполнили 1983 вылета на эскортирование,2557 вылетов "по вызову",511 вылетов на прикрытие своих войск и 1310 штурмовых вылетов.В целом было уничтожено 88 советских самолетов при потере 15 итальянских истpебителей. Конец дороги.
В июле 1943,накануне вторжения на Сицилию,частями,имевшими смешанное вооpужение из M.C.200 и других типов самолетов,являлись следующие: 2-й штормо в Каселле,Италия (41 самолет,26 боеготовых); 22-я группо в Каподичино-Литтория,Италия (3 самолета,2 боеготовых); 157-я группо в Гроттаглие, Италия (13 самолетов,5 боеготовых); 161-я группо в Реджио,Италия (4 самолета,боеготовых нет); 392-я эскадpилья в Тиране,Албания (2 боеготовых самолета); 395-я эскадpилья в Араксосе,Греция (18 самолетов,7 боеготовых).
К Перемирию боеготовыми были только 33 M.C.200.Из них 23 попали в руки Союзников,в основном машины 8-й группо,эскортировавшей корабли итальянского флота из Специи на Мальту,которые начали действовать в Союзнических ВВС Италии.Оставшиеся на севере Италии M.C.200 немного использовались как учебные,но в боевых действиях не участвовали.Летом 1944 оставшиеся на юге Италии M.C.200 были собраны в истpебительной авиашколе в Леверано,когда их ремонт стал исключительно сложным из-за нехватки запчастей.Hекоторые уцелевшие машины оставались в авиашколе в Лечче до 1947,поскольку тогда план обучения предусматривал основную подготовку на двухместных C.R.42 и G.50,повышенную подготовку на M.C.200 и квалификационную на M.C.202 и M.C.205. Как упомянуто выше,M.C.200 за время производства больших изменений в оборудовании не имели.Только одна-единственная машина (MM 8191) была подвергнута большой модификации,когда в 1941 на ней установили двигатель Piaggio P.XIX.
Модификации
: |
|
|
MС.200 |
основной серийный вариант; начиная с серии III введена бронеспинка, хвостовое колесо сделано неубирающимся, с серии VI -
приподнятый гаргрот, полузакрытая кабина без сдвижного фонаря. |
MC.200AS |
вариант для эксплуатации в Африке с противопыльным фильтром. |
MС.200CB |
истребитель-бомбардировщик, бомбовая нагрузка до 320 кг. |
MC.200bis |
опытный с мотром Piaggio P.XIX R.C.45. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MC.200 |
Размах крыла, м |
10.58 |
Длина, м |
8.25 |
Высота, м |
3.05 |
Площадь крыла, м2 |
16.82 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1964 |
нормальная взлетная |
2393 |
Тип двигателя |
1 ПД Fiat A.74 RC38 |
Мощность, л.с. |
1 х 870 |
Максимальная скорость , км/ч |
504 |
Крейсерская скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
570 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
952 |
Практический потолок, м |
8900 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 12,7-мм пулемета SAFAT 310 или 370 патронов подкрыльевые держатели способные нести 8х 15-кг бомб или 2х 50-кг,100-кг или 150-кг бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Чертеж "Macchi MC.200 Saetta"
Чертеж "Macchi MC.200"
Книга "РЛЭ
Macchi MC.200"
Фотографии:
|
Первый прототип MC.200 (MM336) |
|
Первый прототип MC.200 (MM336) |
|
Первый прототип MC.200 (MM336) |
|
Второй прототип MC.200 (MM337) |
|
Второй прототип MC.200 (MM337) |
|
Второй прототип MC.200 (MM337) |
|
Второй прототип MC.200 (MM337) |
|
MC.200 первых серий |
|
MC.200 первых серий |
|
MC.200 первых серий |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MС. 200 |
|
MC.200 ВВС Италии в составе войск союзников |
|
MC.200 ВВС Италии в составе войск союзников |
|
MC.200 ВВС Италии в составе войск союзников |
|
MC.200bis |
|
MC.200bis |
|
Подвеска бомбы под крылом MC.200 |
|
Кабина пилота MC.200 |
|
Отсек вооружения MC.200 |
Схемы:
|
MC.200 |
|
Компоновочная схема |
Варианты окраски:
|
Первый серийный MC.200 (MM 4496) © Teodor Morosanu |
|
MC202 Gruppo Autonom C.T.153, 1941 © Teodor Morosanu
|
|
MC200
369 Squadriglia 152 Gruppo ©
Teodor Morosanu |
|
MC200 72 Squadriglia 17 Gruppo, 1941
©
Teodor Morosanu |
|
MC200 85a Squadriglia 18 Gruppo, Ливия, 1942 ©
Teodor Morosanu |
|
MC200 85 Squadriglia 18 Gruppo, Греция ©
M.Marsan |
|
MC.200 356a Squadriglia
21 Gruppo, Россия, 1942 ©
M.Marsan |
|
MC.200 150 Gruppo, Тирана, 1941 год
© M.Marsan |
|
MC.200 356 Squadriglia 21 Gruppo, Россия,
1942 |
|
Уголок неба. 2024
|