Во второй половине 1930-х годов пилоты Королевских военно-воздушных сил Италии (Regia
Aeronautica) отдавали свое предпочтение истребителям-бипланам, хотя опыт
гражданской войны в Испании доказал, что скоростные бомбардировщики и
истребители-монопланы своими превосходящими летными характеристиками просто
меняют ход воздушного боя. Несмотря на это в Италии к бипланам относились
серьезно, и помимо истребителей-монопланов продолжалось проектирование
истребителей-бипланов. Более того, в 1939 году на вооружение был принят
истребитель C.R.42 Falco - последний истребитель-биплан в мире.
Однако помимо бипланов итальянские компании в рамках перевооружения Regia
Aeronautica (программа "R") вели работы и по созданию одномоторных
истребителей-монопланов с убирающимися основными стойками шасси. Во время
формирования облика самолетов нового для Италии типа во внимание принимались
жалобы пилотов на закапотированный двигатель, создававший плохой обзор во время
выруливания и выполнения взлетно-посадочных маневров. Конструкторы компаний FIAT,
Macchi, Caproni-Vizzola и Reggiane в своих проектах стремились скомпоновать
кабину пилота в фюзеляже таким образом, чтобы его сиденье размещалось как можно
выше, и чтобы лобастый радиальный двигатель не мешал хорошему обзору вперед.
Поскольку хороший обзор пилота был в числе основных требований, то для его
обеспечения шли даже несмотря на увеличение площади поперечного сечения
фюзеляжа. Это привело к столь характерным для первых итальянских
истребителей-монопланов "горбатым" фюзеляжам, обводы которых круто снижались к
цилиндрическим капотам двигателей. Справедливости ради следует сказать, что
подобное решение облегчало установку в фюзеляже перед кабиной пилота
синхронизированных пулеметов.
В соответствии с требованиями программы "R" практически одновременно двумя
авиастроительными компаниями были созданы два очень похожих (по форме, но не
конструктивно) цельнометаллических истребителя-моноплана с убирающимися
основными стойками шасси – FIAT G.50 и Macchi M.C.200.
Первый прототип истребителя Saetta (молния) - такое название получила машина
компании Macchi - впервые поднялся в небо в декабре 1937, и в следующем году
была заказана первая партия этих самолетов в количестве 99 штук. Как M.C. 200,
так и G.50 вскоре стали самыми современными и самыми успешными истребителями Regia Aeronautica. Saetta был особо популярен в частности из-за отличной
скороподъемности.
Однако если сравнивать итальянские истребители с машинами данного типа из других
стран, то оснащавшиеся более мощными двигателями иностранные оппоненты
(Messerschmitt Bf 109, Dewoitíne D.520, Hawker Hurricane, Supermarine Spitfire)
превосходили самолеты с Аппенин. Вскоре это превосходство проявилось в воздушных
боях, результаты которых были для Regia Aeronautica крайне болезненными.
Отчасти вина за данную ситуацию лежала на итальянской военной доктрине и штабах,
предполагавших, что крупный европейский конфликт вспыхнет значительно позднее,
чем это произошло в реальности, и что максимальной мощи Regia Aeronautica сможет
достичь лишь в 1944 году, т.е. спустя четыре года после вступления Италии в
войну. Также сказалось и некоторое пренебрежение к разработке мощных V-образных
двигателей жидкостного охлаждения.
Как следствие уже в конце 1938 года министерство авиации организовало конкурс на
новый мощный истребитель-моноплан. Главный конструктор компании Aeronautica
Macchi инженер Марио Кастольди (добавление фамилии Кастольди (Castoldi) к имени
компании Macchi получило обозначение его машин - M.C.) решил пойти по самому
простому пути: модернизации M.C.200 без серьезных конструктивных изменений.
Основой новой машины, получившей обозначение M.C. 201, должен был стать новый
радиальный двухрядный четырнадцатицилиндровый двигатель FIAT A.76 R C.40. Данный
двигатель должен был развивать 1000 л.с. и в тот момент находился в стадии
доводки. На модифицированном планере он должен был заменить двигатель FIAT A.74
R.C.38, устанавливавшийся на M.C. 200 и развивавший 870 л.с.. От "двухсотки" Кастольди полностью заимствовал крыло с шасси (была сохранена система
нейтрализации реактивного крутящего момента винта в виде консолей крыла неравной
длины), заднюю часть фюзеляжа, оборудование, фонарь кабины и вооружение в виде
двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT.
Новыми в самолете были более обтекаемая средняя часть фюзеляжа и как следствие
более низкое размещение кабины пилота. Характерный горб полностью не исчезал,
однако становился заметно меньше, и сам фюзеляж плавно переходил в капот
двигателя. Результирующий эффект уменьшения поперечного сечения (и лобового
сопротивления), улучшение аэродинамики машины в сочетании с более мощным
двигателем должны были обеспечить новому истребителю более высокие значения
горизонтальной скорости, скороподъемности, ускорения при начале пикирования и
другие преимущества.
Однако все это осталось в теории. Когда был завершен планер прототипа M.C.201
(номер военного регистра M.M.436) не хватало самого главного - двигателя A.76
R.C.40, разработка которого замедлилась, а затем совсем прекратилась. На
собранный планер на заводе были установлены стандартный двигатель и капот от
M.C.200.
С данной силовой установкой в августе 1940 года состоялся первый полет M.C.201.
Хотя испытания показали небольшое увеличение скорости (512 км/ч по сравнению с
502 км/ч у M.C.200), другие характеристики изменились незначительно. Улучшение
летных характеристик не оправдывало изменения конструкции и потому надежд на
запуск в серийное производство M.C.201 не было.
Кроме того, примерно в это же время (10 августа 1940 года) в воздух поднялся
прототип истребителя M.C.202, в носовой части которого был установлен
приобретенный в Германии двенадцатицилиндровый инвертированный рядный V-образный
двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601A, развивавший 1175 л.с..
Хотя в основе планера M.C.202 лежал все тот же M.C.200, фактически это был
самолет следующего поколения истребителей-монопланов.
Прототип M.C.201 некоторое время использовался в расположенном в Гуидонии
испытательном центре, после чего был списан. По иронии судьбы M.C.200, на замену
которым он предназначался, до самого конца войны использовались в качестве
истребителей-бомбардировщиков.