Уголок неба ¦ Messerschmitt Me.262B

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Me.262B
       
Разработчик: Messerschmitt
Страна: Германия
Первый полет: 1944
Тип: Ночной истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Хотя Ме-262 не доставлял трудностей опытным пилотам при его освоении, но, как и всякий новый самолет, он имел свои особенности. Программа обучения летчиков предусматривала 20-часовой курс полетов на двухмоторных Bf.110 или Me.410, чтобы ознакомить с особенностью управления Me.262, при этом использование РУД на большой высоте запрещалось. Подготовка на Ме.262 до появления его двухместного варианта предусматривала два получасовых ознакомительных полета, три полета на пилотаж в зону продолжительностью по одному часу, два одночасовых полета на высотах от 4000 до 5000 и от 9000 до 10 000 метров, два часа отводились для отработки слетанности в паре и в завершение - огневая подготовка со стрельбой по наземным целям.

Это чем-то напоминало ускоренную подготовку советских летчиков в годы войны, результатом которой были огромные потери пилотов и самолетов. Фактически, будущий пилот Me.262 был предоставлен сам себе. Избежать же многих ошибок позволило бы появление учебного двухместного учебно-тренировочного варианта истребителя.

Разработка такой машины началась летом 1943 года. Первый вариант макета самолета предъявили военным в сентябре 1943-го, однако устранение замечаний заказчика затянулось до весны следующего года. Решение о постройке опытного учебно-тренировочного варианта истребителя-бомбардировщика приняли 2 марта 1944 года.

Первый прототип спарки, получивший обозначение Me.262В-1а, был переделан из предсерийной машины (заводской No. 130 010), сохранившей штатное вооружение. От обычного самолета Ме.262В-1 отличался не только второй кабиной летчика-инструктора. На самолете сократили количество топливных баков и их суммарный объем.

Для компенсации снижения продолжительности полета пришлось предусмотреть два подвесных 300-литровых топливных бака.

Первую спарку в ноябре 1944 года поставили в бывшую "262-ю" испытательную команду. Предполагалось построить 60 учебных машин, но до конца войны удалось выпустить лишь 15 самолетов этого типа. Все они были сосредоточены в учебной группе HI(Erg.)/JG 2. Учебные машины, как правило, не имели вооружения, и для сохранения центровки в носовой части фюзеляжа располагался 150-кг груз. В случае же необходимости вместо центровочного груза устанавливались орудия.

Первый демонстрационный образец перехватчика (пока еще одноместный) был переделан из истребителя Ме.262А-1а, на котором установили РЛС "Лихтенштейн" SN-2 (FuG 220) с антеннами, располагавшимися в носовой части фюзеляжа вне его корпуса и получивших прозвище "оленьих рогов". Возможность использования Me.262 в качестве ночного перехватчика была продемонстрирована в ходе испытаний, проходивших в Рехлине в октябре 1944 года. На самолете летали летчики Гайе Герман из строевой части и Беренс из испытательного центра в Рехлине.

Из этих самолетов была сформирована экспериментальная группа ночных истребителей под командованием майора Герхарда Штампа. Эта авиагруппа, состоявшая из опытных летчиков, и имевшая на вооружении Ме.262А-1а, получила известность как "команда Штампа". Самолеты наводились на цель по радиокомандам с земли.

Среди пилотов особенно выделялся обер-лейтенант Курт Вельтер, имевший наибольшее число побед и в начале ноября 1944 года ставший ее командиром. Удача сопутствовала летчику и 12 декабря 1944 года ему удалось сбить английский "Ланкастер". В ночь со 2 на 3 января 1945 года он одержал еще одну победу, уничтожив "Москито".

Спустя три дня Вельтер пресек полет разведчика из 571-го Sqn, правда, его пилот спасся на парашюте.

Первый Me.262 немцы потеряли 9 января и еще один - спустя пять дней. Это были далеко не последние потери. При этом потери от огня воздушных стрелков бомбардировщиков, стрелявших из пулеметов, превышали победы, одержанные немецкими пилотами.

В ночь с 13 на I4 февраля стрелки "Ланкастера" из 156-го Sqn сбили Me.262 над Магдебургом. В эту же ночь стрелки трех английских бомбардировщиков "Галифакс" заявили об уничтожении еще трех ночных охотников. В действительности был поврежден лишь самолет фельдфебеля Кайюса Беккера, впоследствии опубликовавший свои мемуары "Военные дневники люфтваффе". Беккер же благополучно вернулся на свой аэродром. Поскольку мы коснулись этого пилота, то отметим, что на следующий день Беккер сбил свой первый самолет - разведчик Р-38 "Лайтнинг". С 21 по 23 марта Беккер, летавший на одноместном "мессершмитте", ночью сбил над Берлином четыре "Москито". После этого он пересел на один из шести поступивших в 10./NJG 11 двухместных Me.262 В-1a/U1, оснащенных радиолокационным прицелом.

История двухместного перехватчика началась летом 1944 года. В него переделали учебный Ме.262В-1, разместив на борту РЛС FuG 218 "Нептун" и пеленгатор FuG 350 ZC "Наксос". При этом во второй кабине, ранее предназначавшейся для летчика-инструктора, оборудовали рабочее место оператора РЛС.

В феврале-марте 1945 года "команда Штампа" получила первые два двухместных Me.262B-1a/U1, использовавшихся для прикрытия Берлина.

В апреле это подразделение переименовали в 10-ю эскадру ночных истребителей (10./NJG 11). Но дело шло к концу войны, и она так и осталась единственным подразделением ночных истребителей Me.262.

Дебют двухместных перехватчиков состоялся в ночь с 30 на 31 марта 1945 года, когда старший лейтенант Вельтер уничтожил четыре "Москито".

Последнюю победу 10 группа одержала в ночь на 3 апреля. Это был "Москито" из 139-го Sqn Королевских ВВС. Однако установить имя летчика, "завалившего" англичанина, так и не удалось.

9 апреля, в атаке на "Галифаксы", бомбившие Потсдам, погиб, подбитый истребителем "Москито", очередной пилот из "команды Велтера". Спустя три дня, 12 апреля, база Бург подверглась ожесточенной бомбардировке, преследовавшей одну цель - уничтожение самолетов 10-ю эскадры ночных истребителей. В итоге остались невредимыми лишь четыре двухместных перехватчика, оснащенных РЛС, хорошо укрытых в ближайшем лесу. Когда налет закончился, эти самолеты перебазировали на подходящий для эксплуатации в качестве ВПП участок автострады Любек-Лек.

До конца апреля удалось выполнить еще несколько десятков боевых вылетов, правда, без особенных успехов. После этого три самолета перелетели в Шлезвиг. Туда же 2 мая перелетел из Рехлина Курт Ламм на новом Me.262. Это было последнее пополнение "команды Вельтера", оказавшееся вскоре в руках англичан.

В общей сложности в 10-й группе 11 -й эскадры ночных истребителей насчитывалось около 36 машин семейства Ме.262, большинство из которых были одноместными.

Надо отметить, что даже в условиях агонии гитлеровской Германии конструкторы продолжали совершенствовать свое детище. В частности, был разработан полноценный ночной истребитель Ме.262В-2а, поступление которого на вооружение ожидалось с середины 1945 года. В отличие от учебной спарки, фюзеляж перехватчика удлинили на 1,2 метра за счет двух вставок перед и за кабинами экипажа. Это позволило существенно увеличить емкость топливной система перехватчика. При этом сохранялась возможность внешней подвески двух 300-литровых баков.

Изменилось и вооружение. Помимо четырех орудий МК-108, располагавшихся в носовой части фюзеляжа, за кабиной экипажа разместили еще две пушки, стволы которых были направлены под углом вверх (так называемая "косая музыка").

В дополнение ко всему планировалось использовать 900-литровый буксируемый топливный бак со сбрасываемой тележкой, что увеличивало общий запас горючего до 4400 литров, превращая Ме.262В-2а в барражирующий перехватчик.

Первый полет Ме.262В-2а состоялся в марте 1945 года. Первоначально на нем стояла РЛС с выступавшими за обводы фюзеляжа антеннами, снижавшими максимальную скорость самолета почти на 60 км/ч. Устранить этот недостаток предполагалось заменой РЛС локатором сантиметрового диапазона FuG 240 "Берлин". Его антенну разместили под радиопрозрачным обтекателем в носовой части фюзеляжа. И хотя РЛС построили и даже установили на нескольких экземплярах ночного истребителя JU.88G-7, завершить работу по этому варианту "мессершмитта" не удалось в связи с окончанием войны.

Германская радиотехническая промышленность всегда была на высоте, а потому самолетная РЛС FuG 240 не была последней разработкой. Следом за ней на выходе была более совершенная станция FuG 244 "Бремен" с параболическим зеркалом антенны. Было у немецкой промышленности в запасе и другое радиотехническое оборудование ближней и дальней навигации.

Уже тогда для улучшения взлетно-посадочных характеристик немцы могли использовать не только ракетные ускорители, но и тормозные парашюты, исследованиями которых в Советском Союзе занялись лишь после войны.

Был проработан и трехместный вариант перехватчика с увеличенной продолжительностью полета.

Уже под занавес войны был проработан вариант Me.262 с двигателями HeS 011, оставшийся нереализованным. Такую же участь постиг и проект Me.262 с крылом большой стреловидности (50 градусов по передней кромке) и двигателями, расположенными по бокам фюзеляжа с подводом воздуха через заборники в центроплане.






 ЛТХ:
Модификация   Me 262b-2a
Размах крыла, м   12.50
Длина, м   10.90
Высота, м   3.83
Площадь крыла, м2   21.73
Масса, кг  
  пустого самолета   3500
  нормальная взлетная   6390
  максимальная взлетная   7000
Тип двигателя   2 ТРД Junkers Jumo 004B-3
Тяга, кгс   2 х 900
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   830
  на высоте   869
Практическая дальность, км   1050
Максимальная скороподъемность, м/мин   1210
Практический потолок, м   12200
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 30-мм пушки МК 108A-3 со 100 снарядами на ствол


 Доп. информация :


  Чертеж "Messerschmitt Me.262B"
  Фотографии:

 Me.262B-1a
 Me.262B-1a
 Me.262B-1a
 Me.262B-1a/U1
 Me.262B-1a/U1
 Me.262B-1a/U1
 Me.262B-1a/U1
 Me.262B-1a/U1
 Me.262B-1a/U1
 Me.262B-1a/U1
 Чехословацкий вариант Me.262B-1a - CS-92
 Me.262B-1a/U1

 Схемы:

 Me.262B-1a
 Me.262B-1a/U1
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 Me.262B-1a
 Me.262B-1a
 Me.262B-1a/U1

 



 

Список источников:

Николай Якубович. Me.262 Первенец реактивной эры
Авиация и Космонавтика. В.Бакурский, Х.Вальтер, А.Фирсов. Мессершмитт Me 262
Aircraft Profile 130.  J. Richard Smith. Messerschmitt Me 262 (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Авиация и Время. Константин Ю.Косминков. Удар Маха
"Война в воздухе" №29-31. Messerschmitt Me 262. Последняя надежда Люфтваффе
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Jane's Fighting Aircraft of World War II
Monografie Lotnicze. Seweryn Fleischner, Marek Rys. Me 262 Scwalbe
Flugzeug Profile. Me 262 Varianten
Crowood. David Baker.
Messerschmitt Me 262
Waffen Arsenal. Manfred Griehl. Me 262 - Das Vielzweckflugzeug
Bechtermunz Verlag. Dennis R. Jenkins.
Messerschmitt Me 262 Sturmvogel. Typen und Tecknik im Detail


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: