Уголок неба ¦ Gloster Meteor F.III

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Meteor F.III
       
Разработчик: Gloster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1944
Тип: Истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


27 июля 616-я эскадрилью впервые привлекли к операции "Дайвер" ("Ныряльщик") - охоте на немецкие самолеты-снаряды V-1. "Метеоры" при свете дня парами патрулировали побережье. В день совершалось шесть-семь вылетов по 40-45 минут. В первый же вылет летчик Уотте засек "Фау" поблизости от Эшфорда, зашел в атаку, но пушки заклинило. 4 августа ситуация повторилась. Пилот Дин обнаружил под собой летящий самолет-снаряд, спикировал на него и открыл огонь. После пары выстрелов оружие замолчало. Но летчик проявил смекалку. Он пристроился к "Фау" сбоку, уравнял скорости и подсунул свою плоскость под крыло самолета-снаряда. Последовала плавная "бочка", и V-1 перевернулась на спину. Гироскопы крылатой ракеты не выдержали такого издевательства: "Фау" вошла в штопор и, упав в лес, взорвалась. Вернувшись на аэродром, Дин выяснил, что честь уничтожения первой цели ему придется разделить с другим летчиком, Дж. Роджером, который тоже встретил самолет-снаряд, но разделался с ним пушечным огнем.

Причину частого отказа пушек потом выявили. Ею оказалась неудачная конструкция гильзоотводов, исправленная на модификации Meteor F.III.

Всего за время патрулирования над Ла-Маншем 616-я эскадрилья уничтожила 13 V-1. Но в октябре эту часть сняли с боевой работы и поручили ей задачу учебную. Разведка союзников была встревожена все учащающимися сообщениями о немецких реактивных истребителях. Срочно требовалось выработать тактику борьбы с ними. Особенно нервничали американцы, чьи тяжелые бомбардировщики летали днем. В порядке эксперимента организовали серию учебных атак на большое соединение "Либерейторов" с охранением из "Мустангов" и "Тандерболтов". Пользуясь превосходством в скорости в вертикальном маневре, "Метеоры" успешно прорывались через эскорт и атаковали В-24. Единственным противоядием оказалось выделение групп истребителей, идущих с превышением на 2000-2500 м над строем бомбардировщиков. При появлении реактивных самолетов они разгонялись на пикировании и успевали сделать один-два захода на них. В декабре 1944 г. 616-ю эскадрилью начали перевооружать на новые истребители "Метеор" F.III (G.41C). Пропущенный F.II существовал в единственном экземпляре. Когда серийное производство F.I задерживалось из-за длительной доводки двигателей W.2B/23, министерство авиапромышленности в качестве альтернативы собиралось выпустить серию из 50 истребителей с моторами Н.1 "Гоблин". Но испытания DG 206 показали, что короткие и широкие мотогондолы "Гоблинов" резко ухудшали обтекание крыла. Из-за возникновения тряски нельзя было полностью использовать тягу этих мощных двигателей в горизонтальном полете. Впоследствии Н.1 эксплуатировали на истребителях "Вампир".

F.III же должен был иметь пару двигателей W.2B/37 "Дервент" I тягой по 910 кг. На этой модели внесли еще ряд изменений: усовершенствовали щитки, увеличили запас топлива, провели местные усиления планера. Внешне F.III легко отличался по новому сдвигающемуся (а не откидывающемуся вбок, как раньше) фонарю кабины. В августе 1944 г. опытный "Метеор" F.III успешно прошел испытания, но "Дервент" еще не выпускался серийно, и первые истребители, вышедшие со сборочной линии в сентябре, получили "Уэлленды" последней серии с тягой 770 кг. W.2B/37 стали монтировать с 16-го самолета. Чтобы отличать варианты F.III с "Уэллендами" и "Дервентами", на заводе их соответственно обозначали G.41C и G.41D. Часть G.41C впоследствии переоснастили W.2B/37. Последние 15 машин собрали в варианте G.41E с удлиненными мотогондолами, спроектированными для следующей модификации, F.4. Всего построили 210 F.III.

Все "Метеоры" F.III, поступившие в 616-ю эскадрилью, относились к типу G.41C. В январе 1945 г. это подразделение перевели в окрестности Бата, где она завершила перевооружение. Уже 20 января первое звено истребителей пересекло Ла-Манш и село в расположении 84-й авиагруппы под Брюсселем. К концу месяца там собралась вся 616-я эскадрилья. Чтобы не спутать "Метеоры" с немецкими Me 262, их перекрасили в белоснежный цвет со всех сторон.

Реактивные самолеты считались техникой особой секретности. На их боевое использование наложили множество ограничений. Например, строжайше запрещалось пересекать линию фронта во избежание захвата машины противником. Фактически допускался лишь перехват немецких самолетов в тылу союзников. Но в условиях полного господства англо-американской авиации, люфтваффе не проявляли большой активности в воздухе и ни одного воздушного боя "Метеоры" не провели.

С начала весны "Метеорам" разрешили вылеты в глубь Германии на "свободную охоту". Но охотились они не на самолеты, а на автомобили и поезда. В этих операциях участвовала не только 616-я. эскадрилья, но и 504-я ("Сити оф Нотингем"), переброшенная на континент в марте 1945 г. Больших боевых успехов ни за той, ни за другой не числилось. Обе эскадрильи благополучно закончили войну. Лишь 616-я потеряла два "Метеора" вместе с пилотами: машины столкнулись в облачности при возвращении с задания.

Сразу после войны круг частей реактивной авиации быстро расширился. Сформировали два крыла (полка) по три эскадрильи каждое и перевооружили еще с десяток эскадрилий.

В конце сороковых годов на "Метеорах" установили ряд мировых рекордов. 7 ноября 1945 г. на серийном F.3 груп-кэптен Уилсон побил рекорд, установленный до войны немцами на Me 209 (якобы "Bf 109R"), достигнув скорости 976 км/ч. Продержалось это достижение недолго, вскоре его превзошли американцы.





 ЛТХ:
Модификация   Meteor F.Mk.II
Размах крыла, м   13.11
Длина, м   12.57
Высота, м   3.96
Площадь крыла, м2   34.74
Масса, кг  
  пустого самолета   4771
  максимальная взлетная   6559
Тип двигателя   2 ТРД Rolls-Royce Derwent I
Тяга, кгс   2 х 910
Максимальная скорость , км/ч   837
Практическая дальность, км   2160
Максимальная скороподъемность, м/мин   2220
Практический потолок, м   13400
Экипаж, чел   1
Вооружение:   четыре 20-мм пушки


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3
 Meteor F.Mk.3 на борту авианосца Implacable
 Meteor F.Mk.3 с катапультным креслом Martin-Baker
 Кабина пилота Meteor F.Mk.3

  Схемы:

 Meteor F.Mk.3
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Meteor F.Mk.3   RAF   (c) Richard J. Caruana
 Meteor F.Mk.3   RAF   (c) Richard J. Caruana
 Meteor F.Mk.3   RNAS   (c) Richard J. Caruana

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 2002-02. Владимир Котельников. Глостер "Метеор"
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Gloster Meteor
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
Putnam. Derek N. James. Gloster Aircraft since 1917
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighters
Aerofax. P. Butler, T. Buttler. Gloster Meteor
Motorbuch. Bryan Philpott. Meteor Englands Aufbruch ins Dusenzeitalter
SAM. R.J. Caruana, R.A. Franks. The Gloster & AW Meteor
Squadron/Signal 1152. Glenn Ashley. Meteor in action
Warpaint 22. Tony Buttler. Gloster Meteor
Aeroplane Monthly 2014-02. Aeroplane Database. Gloster Meteor F Mk I  to F Mk 8
Air Enthusiast  1998-09-01. James Goulding. Meteor Hopefuls
L+K 1969-12. Vaclav Nemecek. Gloster G.41 Meteor Mk.I az III
L+K 2004-01. Miroslav Balous. Gloster Meteor Mk.III


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: