7 октября 1940 г. постоянная комиссия НКАП по рассмотрению эскизных проектов одобрила проект дальнего истребителя сопровождения ДИС-200 (МиГ-5, Т) с моторами АМ-37 и рекомендовала его постройку. 12 ноября был принят макет самолета с рекомендациями по внесению некоторых изменений в его конструкцию. После рассмотрения проекта и макета постройку истребителя
ДИС-200 включили в план опытного самолетостроения на 1941 г., который 25 ноября 1940 г. был утвержден Правительством. В соответствии с этим, приказом НКАП №677 от 29 ноября 1940 г. коллективу ОКО
завода №1 им. Авиахима была официально задана разработка и постройка дальнего истребителя сопровождения. Самолет предписывалось построить в трех экземплярах и предъявить их на госиспытания 1
августа, 1 сентября и 1 ноября 1941 г. соответственно. ДИС-200 предназначался для выполнения следующих основных задач:
-
сопровождение дальних бомбардировщиков;
-
прорыв воздушной обороны противника;
-
ведение патрульной службы в районах, отдаленных от своих баз, а также ведение разведки с боем в глубоком тылу противника;
-
использование в качестве пикирующего бомбардировщика или торпедоносца.
Истребитель представлял собой одноместный низкоплан смешанной конструкции с разнесенным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Самолет был разделен на несколько крупных
агрегатов, что позволяло облегчить его сборку при массовом производстве.
Фюзеляж состоял из трех частей: носовая - дюралевая, средняя - деревянная типа монокок, хвостовая - ферма из стальных труб с дюралевой обшивкой. Крыло двухлонжеронное с металлическим центропланом
(за исключением носка, у которого обшивка была выполнена из бакелитовой фанеры) и деревянными консолями. Предкрылки и щитки-закрылки типа "Шренк" дюралевые. Деревянное хвостовое оперение с
управляемым стабилизатором крепилось к хвостовой частя фюзеляжа. Органы управления - элероны, рули направления и высоты - ели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Шасси одностоечного типа с
масляно-пневматической амортизацией. Основные опоры шасси имели колеса размером 1000x350 мм и убирались в мотогондолы, расположенные на центроплане. Хвостовое колесо -470x210 мм.
Самолет должен был иметь довольно мощное вооружение: одну пушку МП-6 калибра 23 мм (боезапас 200 -300 патронов) на легкосъемном лафете в носовой части фюзеляжа, два 12,7 мм пулемета БС (по 300 -
600 патронов) и четыре 7,62 мм пулемета ШКАС (по 1000 - 1500 патронов) в центроплане. Первоначально планировалось установить пушку ВЯ-23, но макетная комиссия и ВВС рекомендовали заменить ее на
МП-6. Вместо пушки в перегрузочном варианте на самолет могли быть подвешены бомбы массой до 1000 кг или одна торпеда с парашютом. Планировалась установка двух реактивных орудий РО-82 для защиты
задней полусферы. В ходе постройки самолета была предусмотрена установка в центроплане двух пушек МП-6 с боезапасом по 120 патронов.
После окончания государственных испытаний заводу №1 им. Авиахима предписывалось в соответствии с приказом НКАП №521 от 2 октября 1940 г. свернуть производство истребителей И-200 и перейти на
производство ДИС-200. При этом выпуск И-200 планировалось перенести на завод №21. Для проведения заводских испытаний истребителя ДИС-200 (МиГ-5) приказом НКАП №230 от 11 марта 1941 г. были
назначены ведущий летчик-испытатель А.Н.Екатов и ведущий инженер А.Г. Врунов. Однако 13 марта Екатов погиб, поэтому приказом НКАП №433 от 13 мая 1941 г. летчиком-испытателем был утвержден
А.И.Жуков.
Первый опытный экземпляр истребителя ДИС-200 впервые поднялся в воздух 11 июня 1941 г. пилотируемый летчиком-испытателем А.И.Жуковым. Заводские летные испытания проводились в ЛИИ НКАП с 1 июля по
5 октября 1941 г. Из-за прекращения работ по пушке МП-6 ее предполагалось заменить на пушку ВЯ-23, что влекло существенную переделку центроплана, в связи с чем вооружение самолета на испытания не
предъявлялось. Первоначально на самолете был установлен трехлопастный винт АВ-5Л-114 диаметром 3,1 м. Во время определения максимальных скоростей по высотам ДИС-200 достиг скорости 560 км/ч на
высоте 7500 м, что на 104 км/ч было меньше расчетной. После установки четырехлопастного винта АВ-9Б Л-149 диаметром 3 м, прижатия к крылу выступающих частей выхлопных коллекторов, изменения формы
всасывающего патрубка и переноса выхода туннеля маслорадиаторов под крыло максимальная скорость самолета возросла до 610 км/ч на высоте 6800 м. Время набора высоты 5000 м составило 5,5 мин.
Как уже отмечалось, серийное производство планировалось развернуть на заводе №1 после проведения госиспытаний, однако, уже по результатам заводских испытаний из-за выявленных недостатков самолета,
ЛИИ выдало отрицательное заключение о возможности его серийного производства, но испытания было рекомендовано продолжать с целью накопления материалов по доводке и улучшению самолетов подобного
типа. Во время эвакуации самолет отправили вместе с ЛИИ в г. Казань. В 1942 г. работы по истребителю ДИС-200 с двигателями АМ-37 были прекращены.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ДИС-200(Т) |
Размах крыла, м |
15.10 |
Длина, м |
10.87 |
Высота, м |
3.40 |
Площадь крыла, м2 |
38.90 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5446 |
взлетная |
7605 |
топлива |
1920 |
Тип двигателя |
2 ПД АМ-37 |
Мощность, л.с. |
|
нормальная |
2 х 1240 |
взлетная |
2 х 1400 |
Максимальная скорость , км/ч |
610 |
Практическая дальность, км |
2280 |
Скороподъемность, м/мин |
909 |
Практический потолок, м |
10900 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
одна 23-мм пушка МП-6 (боезапас 200 -300 патронов) на легкосъемном лафете в носовой части фюзеляжа, два 12,7 мм пулемета БС (по 300 - 600 патронов) и четыре 7,62 мм пулемета ШКАС (по 1000 - 1500 патронов) в центроплане |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|