Уголок неба ¦ Morko Morko-Morane

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Morko-Morane
       
Разработчик: Mörkö
Страна: Финляндия, Франция
Первый полет: 1943
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В то время как мир жил в напряженном ожидании развития событий в противостоянии немцев, англичан и французов, на северо-востоке Европы возник новый очаг боевых деистами. 30 ноября 1939 года СССР обвинил Финляндию в агрессивных намерениях и, сосредоточив на границе значительные военные силы, намного превосходившие финские, начал боевые действия.

К немалому удивлению тогдашнего советского военного руководства, финны не только не капитулировали, но начали упорно и весьма аффективно обороняться, нанося ощутимые удары Красной Армии. Активное участие в этих боях принимала и авиация обеих сторон.

Финские ВВС (Suomen JImavoimat) к началу декабря 1939 года имели на вооружении около сотни относительно современных боевых самолетов: истребители Fokker D.XXI (39 единиц) и устаревшие Bristol Bulldog (10), легкие скоростные бомбардировщики Bristol Blenheim Мк 1 (14) и штурмовики-пикировщики Fokker С.Х (30). Им противостояли И-15бис, И-16, И-153, СБ и ДБ-3 разных модификаций, ТБ-3, различные вспомогательные самолеты. В этом конфликте западные страны поддержали Финляндию и оказали ей значительную помощь, причем не только техникой и вооружением, но и отрядами добровольцев.

Большую часть техники в этой помощи составляли самолеты, в основном истребители: 30 Gloster Gladiator и 11 Hawker Hurricane из Англии, 44 американских Brewster 239 (Buffalo) и 35 итальянских Fiat G. 5O. Вкладом Франции в укрепление финской авиации стали 30 MS. 406.

Решение о посылке этих самолетов французское правительство приняло еще в декабре 1939 года, но перед тем как передать их в руки финнов, самолеты пришлось разобрать, погрузить на транспорт и довезти до одного из шведских портов, выгрузить, собрать и облетать. Лишь после этого финские летчики смогли приступить к обучению на новой машине (напомним, “моранов"-спарок не было). В результате первые боевые вылеты “мораны” сделали лишь в начале февраля.

Французские истребители поступали в специально для них сформированную HLeLv 28 (28-ю истребительную группу), которой командовал майор Юсу. В спешке тех дней машины не успели не только перекрасить (они воевали в стандартном французском камуфляже), но даже вооружить до конца - на большинстве отсутствовала пушка. С двумя 7,5-мм пулеметами они, пожалуй, были самыми (или одними из самых) слабовооруженными истребителями периода второй мировой войны. Несмотря на это, провоевав чуть больше месяца (военные действия завершились 13 марта 1940 года), три десятка MS.406 добились значительных успехов. Хотя эпизодов, подобных тому, когда в одном бою капитан Норма Сарванто на D.XXI сбил шесть ДБ-3, на долю “морановх не выпало, все же HLeLv 28 завершила войну со счетом 16:1. Три из 16 побед записал на свой счет лейтенант Кару. Помимо чисто истребительных заданий, в последние дни конфликта MS.406 приняли участие в отчаянных попытках задержать советскую пехоту, наступавшую по льду Финского залива.

Подписав перемирие, финны принялись реорганизовывать свои ВВС и ремонтировать потрепанную материальную часть (десять MS.406, например, были небоеспособны), стараясь учесть при этом опыт эксплуатации в условиях боевых действий.

При эксплуатации “четыреста шестых” еще французы столкнулись с отказами гидравлических и пневматических систем, ненадежной работой вооружения при низких температурах в основном на большой высоте: в условиях суровой финской зимы эти трудности начинались уже на земле. Финские техники решили применить радикальные методы “лечения” и превратить MS.406 в полноценную боевую машину. Гидравлика и пневматика были частично заменены, частично продублированы электрическим или механическим приводом. У кресла пилота появилась бронеспинка. Телескопический прицел уступил место немецкому рефлекторному Revi, из Германии же получили и новое радиооборудование. Дополнительную пищу для размышлений по вопросу модернизации дали несколько экземпляров MS.410: в июне 1940 года Франция капитулировала, и немцы, отобрав лучшие из захваченных машин, направили 27 самолетов (MS.406 и несколько MS.410) в Финляндию.

Начав войну против СССР, Гитлер предложил финнам присоединиться. Помня старые обиды, те сразу же согласились и через короткое время восстановили свою прежнюю линию государственной границы. К лету 1941 года финские ВВС представляли собой чудовищный разнобой типов самолетов (особенно это касалось истребителей). Помимо наиболее многочисленного типа Fokker D.XXI, производившегося в Финляндии по лицензии, финны использовали Fiat G.50, Brewster 239, Hawk 75 (полученные от немцев французские и норвежские машины), MS. 406/410, Hurricane и даже трофейные И-153. Наибольшей любовью у пилотов пользовались американские самолеты, на которых летало большинство финских асов. "Мораны”, по мнению летчиков, ни в чем не уступали И-16, а ЛаГГ-3, немного превосходя их в скорости, проигрывал в маневренности. Среди истребителей финских ВВС “Моран” выделялся тем, что был единственной пушечной машиной. Как ни парадоксально, возможно, именно это помешало ему добиться больших успехов в воздушных боях, поскольку для его пушки нашлась более важная задача - нарушать сообщение на мурманской железной дороге. “Мораны” вели настоящую охоту на паровозы, тянувшие составы с ленд-лизовскими грузами.

Война в Карелии и Заполярье быстро приобрела позиционный характер, а линия фронта оставалась неизменной почти три года. Новая авиационная техника поступала сюда с большим опозданием; достаточно сказать, что в середине 1943 года еще вовсю воевали И-153. Поэтому финны вполне обходились тем антиквариатом, который имели вплоть до 1943 года, когда в воздухе начали появляться Ла-5.

Зимой 1942/43 года немцы прислали еще одну партию MS.406 (30 машин), и общее число “моранов”, воевавших в Финляндии, достигло 87 штук. Самолеты разных партий можно легко отличить друг от друга: французская поставка января 1940 года получила серийные номера (не путать с тактическими) MS-301 - MS-330; первая партия от немцев - MS-601 - MS-627, а последние машины - MS-628 - MS-657. Вплоть до 1943 года “мораны” воевали лишь в составе HLeLv 28, но из последней партии часть машиы была направлена и в HLeLv 14 (группа тактической разведки и взаимодействия с армией).

Как уже было сказано выше, появление на советской стороне новых типов самолетов (Ла-5, “Эйркобра”) нарушило баланс сия. Противостоять этой новой технике финны уже не могли. Несмотря на поставки Bf 109G-2 (а позже и G-6), каждый истребитель был на вес золота; в отношении MS.406/410 предприняли попытку значительно улучшить их боевые характеристики.

Очевидной необходимостью являлась замена двигателя на более мощный. Тогда приняли решение оборудовать в опытном порядке один из "моранов" новым двигателем. Сначала финны попробовали приобрести в Германии двигатели Daimler-Benz, но получили очередной отказ. Тогда выбор был сделан в пользу трофейных М-105П. Хотя этот тип силовой установки имел меньшую мощность, советский мотор был развитием М-100, являвшимся копией французского Hispano-Suiza 12Y (который использовался на MS. 406), что значительно упрощало его установку на истребитель. Тем не менее, в конструкцию "морана" пришлось внести несколько значительных изменений. Из-за большей мощности М-105П финские инженеры разработали абсолютно новый мотокапот и воздухозабоники масло- и водорадиаторов, которые теперь имели только фиксированное положение. Французский винт Ratier заменили на советский ВИШ-61П. Вооружение тоже значительно отличалось по составу. Вместо 20-мм мотор-пушки HS 404 хотели установить немецкую MG 151\20, с успехом применявшуюся на истребителях Bf.109 и FW.190, но немцы и в этот раз подвели своего союзника. В качестве разумной замены использовали советские крупнокалиберные пулеметы БК, закупку которых произвели у немцев (и тем же способом, что и моторы).

Работы по модернизации проводились с августа 1942 г. Для доработок выделили истребитель с тактическим MS-631, предъявив его на испытания 25 января 1943 г. Результаты первых полётов полностью оправдали надежды конструкторов. Обновлённый самолёт показал максимальную скорость 523 км\ч - на 40 км\ч больше, чем у оригинального MS.406C1. Скороподъёмность у земли возросла до 25 м\с, а практический потолок до 12000 метров. Истребитель получил новое обозначение MM.406 и полуофициальное имя "Morko-Morane" ("morko" можно перевести с финского как "призрак" или "оборотень", в зависимости от контекста).

Получив столь обнадёживающие ТТХ финское командование ВВС распорядилось начать модернизацию всех имеющихся "моранов" по образцу MS-631, намереваясь через год завершить этот процесс. На деле всё оказалось гораздо сложнее. Переделка MS.406 проходила слишком медленными темпами, так что к началу советского наступления, проведенного в июле 1944 г., удалось ввести в строй не более десяти самолётов. Их направили в состав HLeLv 28, где ММ.406 воевали рядом с MS.406. Хотя в сентябре 1944 г. боевые действия против СССР прекратились пилоты "призраков" записали на свой счёт несколько советских самолётов. Лучшим пилотом, воевавшим на ММ.406, стал фельфебель Ларс Хаттинен. До этого, летая на обычном "моране", он уже сбил три вражеских самолёта, а летом 1944 г. его счет пополнился одним Як-1 (сбит 16 июля) и двумя Р-39 (оба сбиты 30 июля). Как показала практика боевого использования, "призрак" мог с успехом сражаться даже с более современными советскими истребителями.

К апрелю 1945 г., когда война на финской территории была закончена, переоснащение "моранов" советскими двигателями и вооружением всё ещё продолжалось. Окончательно процесс модернизации завершился уже после войны, после чего ММ.406 и MS.406 перевели во вторую линию и окончательно списали в период с 11 по 15 сентября 1948 г.





 ЛТХ:
Модификация   Mörkö-Morane
Размах крыла, м   10.62
Длина, м   8.28
Высота, м   2.80
Площадь крыла, м2   16.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2055
  нормальная взлетная   2625
Тип двигателя   1 ПД Климов М-105П
Мощность, л.с.   1 х 1100
Максимальная скорость , км/ч   525
Крейсерская скорость , км/ч   435
Практическая дальность, км   780
Максимальная скороподъемность, м/мин   1500
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   1
Вооружение:

  одна 20-мм пушка, установленная на двигателе и  стрелявшая через втулку винта,  и четыре 7,5-мм пулемета или один 12,7-мм пулемет БК в развале цилиндров мотора и два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в консолях крыла


 Доп. информация :


  Чертеж "Morko Morane"
  Чертеж "Morko Morko-Morane"
  Фотографии:

 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane
 Mörkö-Morane

  Схемы:

 Mörkö-Morane

  Варианты окраски:

 Mörkö-Morane 1/HLeLv 21 ВВС Финляндии, 1944 год
 Mörkö-Morane Groupe 21 ВВС Финляндии, 1946 год

 



 

Список источников:

Моделист-Конструктор 1993-03. Сергей Цветков. Второе рождение "Морана"
Андрей Крумкач. Фронтовой истребитель MM.406 "Morko-Morane"
Pentti Perttula. Finnish Air Force aircraft in World War Two
Matti Yrjola. FAF in the Second World War
Squadron/Signal 6073. Kalevi Keskinen, Kari Stenman. Finnish Air Force 1939-1945
K. Keskinen, K. Stenman, K. Niska. Morane-Saulnier M.S.406 / Caudron C.714
Monografie Lotnicze 28. Gaston Botquin. MS.406
Le Fana de l'Aviation 2016-04. Kari Stenman. Le Morane sort ses griffes
Air International 1988-02. Fighter A to Z
L+K 1987-11. Vaclav Nemecek. VL Morko-Morane


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: