В середине 1930-х годов во всех передовых авиационных державах появились истребители так называемой "новой волны" - свободнонесущие
монопланы с убирающимся шасси и закрытой кабиной. По заданию ВВС, максимальная скорость
перспективного истребителя должна быть не менее 450 км/ч на высоте 4000 м (примерно на 25% больше, чем у выпускавшегося "Девуатина" D.500), а вооружение - одна или две пушки калибра 20 мм. После
рассмотрения ряда проектов военные выдали заказы на постройку опытных монопланов пяти фирмам. Это были "Блок" MB.150, "Девуатин" D.513, "Луар" 250, "Моран-Солнье"
MS.405 и "Ньюпор" Ni.160. "Блок" и
"Луар" со звездообразными моторами несли по две пушки, а на остальных стояли рядные V-образные двигатели с пушкой, стреляющей через втулку винта. Из всех проектов MS.405 был, пожалуй, самым
консервативным. Его главный конструктор Готье использовал смешанную конструкцию, отойдя от привычной для фирмы схемы моноплана-парасоля, сделав крыло низкорасположенным. Почти весь каркас самолета
выполнялся из дюралевых профилей и стальных труб, а обшивка крыла и передней части фюзеляжа изготовлялась из материала "плимакс" - фанеры, склеенной с тонким алюминиевым листом.
Крыло истребителя Готье было вполне традиционным, если не считать обшивки из "плимакса". Фюзеляж имел в основе ферму из дюралевых труб, усиленную за кабиной
многочисленными внутренними расчалками. Силовая установка - 12-цилиндровый V-образный мотор жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза"12Ygrs (860 л.с.) с трехлопастным металлическим винтом "Шавье". В
развале цилиндров мотора находилась 20-мм пушка "Испано-Сюиза" S9. Особенностью мотоустановки MS.405 был полуубирающийся водяной радиатор.
Маслорадиатор, вписанный в обводы капота, находился под коком винта. За противопожарной перегородкой мотора располагался непротектированный бензобак. За ним -
пилотская кабина, прикрытая прозрачным фонарем со сдвижной назад средней секцией. Бронезащита летчика отсутствовала. За спинкой сиденья оставили место для радиостанции. Ее штыревые антенны
находились сверху (неподвижная) и снизу (складывающаяся назад). Заднюю часть фюзеляжа обшили полотном. Оперение имело дюралевый каркас и обшивку из "плимакса".
Стабилизатор соединялся с фюзеляжем верхними раскосами. Рули обтягивались полотном. Шасси, убирающееся с помощью гидропривода, - двухстоечное с колесами низкого
давления, оснащенными пневматическими тормозами. В выпущенном положении главные опоры, подкрепленные довольно сложными ферменными подкосами, фиксировались пневмозамками. Хвост опирался на довольно
старомодный костыль.
Кроме пушки, истребитель имел два крыльевых пулемета с магазинным питанием в виде барабанов, располагавшихся над пулеметами и спрятанными под бульбообразными
наплывами.
MS.405N-1 построили летом 1935-го и 8 августа летчик М.Детройя совершил на нем первый полет. На самолете стояло временное неубирающееся шасси (ниши для укладки колес
зашили). После нескольких полетов колеса сделали убирающимися, поставили радио и вооружение с крыльевыми наплывами на передней кромке. В декабре начался второй этап испытаний. В ходе них на MS.405
установили винт изменяемого шага "Ратье", приводимого в действие двухлопастной крыльчаткой на коке, соосной с основным винтом. В таком виде MS.405 в феврале следующего года передали в испытательный
центр ВВС. Военные испытатели отметили прочность и надежность самолета, хорошую управляемость и прекрасное поведение на пикировании - он свободно разгонялся до 730 км/ч. Существенным недостатком
машины явилась неустойчивость по крену при планировании с выключенным мотором, хотя в целом на малых скоростях самолет вел себя отлично. На полигоне в Казо отстреляли вооружение с оценкой
"удовлетворительно". Затем истребитель отправили на доработку, где для повышения устойчивости увеличили поперечное V крыла. В ноябре MS.405N-1 приобрело правительство. Летом 1937-го "Моран-Солнье"
получила заказ на установочную серию из 16 самолетов. В это время начались испытания второго опытного экземпляра, доработанного с учетом полученных ранее результатов. На нем стоял мотор
"Испано-Сюиза" 12Ycrs с понижающим редуктором и винт большего диаметра - 3 м. Из-за этого пришлось удлинить стойки шасси, изменив их крепление и увеличив колею.
MS.405N-02 взлетел в январе 1937-го. Вскоре двухшаговый винт "Шавье" сменили на автоматический "Испано-Сюиза" 27М. В марте истребитель передали испытателям ВВС. Эту
машину преследовали неудачи. Она не столько летала, сколько ремонтировалась. В марте пилот врезался в столбик-указатель, в мае ее посадили, забыв выпустить шасси, а в июле летчик Рибьер потерял
сознание на большой высоте из-за отказа кислородного оборудования и разбился. Однако и в этих обстоятельствах удалось выяснить, что смена двигателя и винта существенно улучшили характеристики
самолета, его скорость поднялась до 482 км/ч. Соперников у MS.405 не оказалось. Ставка Готье на проверенные конструктивные решения пока оправдывалась - он выиграл у своих соперников время. В феврале
1938-го изготовили первые самолеты установочной серии. 15 истребителей предназначались для расширенных испытаний и различных экспериментов, а последний, шестнадцатый, должен был стать эталоном для
большой серии.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MS.405 |
Размах крыла, м |
10.62 |
Длина, м |
8.17 |
Высота, м |
2.71 |
Площадь крыла, м2 |
17.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
2440 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza
12Ycrs |
Мощность, л.с. |
1 х 900 |
Максимальная скорость , км/ч |
443 |
Крейсерская скорость , км/ч |
330 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Cкороподъемность, м/мин |
590 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм моторпушка HS-404 и
два 7,5-мм пулемета MAC 34 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|