Первый серийный "Мустанг"
I выкатили из цеха завода в Инглвуде 16 апреля 1941
г. Семь дней спустя он совершил свой первый полет. От опытного NA-73X он
отличался целым рядом конструктивных элементов. Во-первых, на нем появился новый
ветровой козырек с переплетами и бронестеклом спереди. Во-вторых, переделали
вход воздуха к радиаторам. Оказалось, что туда подсасывается из-под крыла
турбулизированный пограничный слой. Это уменьшало эффективность охлаждения. На
серийных машинах "губу" радиатора сдвинули вперед и опустили вниз, отодвинув от
нижней поверхности крыла. И, наконец, предусмотрели установку полного комплекта
вооружения. Два фюзеляжных синхронных крупнокалиберных пулемета имели боезапас
по 400 патронов, два 12,7-мм пулемета в крыле - по 500 патронов и четыре 7,62-мм
пулемета - тоже по 500 патронов. Впрочем, на первом "Мустанге" никакого
вооружения не было - только крепления для него. Поскольку самолет предназначался
для испытаний, то его даже не сочли нужным покрасить, только перед козырьком
кабины нанесли черную полосу для защиты глаз пилота от бликов на полированной
металлической обшивке.
Этот истребитель не стали отправлять за океан. Он остался в распоряжении "Норт
Америкен" и использовался для различных экспериментов. В частности, на нем
опробовали удлиненный вперед воздухозаборник карбюратора, который вытянули почти
к самому коку винта. Он стал стандартным для последующих машин.
Первым же "Мустангом", отправившимся в Англию, стал второй серийный экземпляр. В
отличие от первого, он нес стандартный для того времени английский камуфляж. На
крылья и фюзеляж нанесли крупные пятна землисто-коричневого и зелено-травяного
цветов; снизу самолет был небесно-голубым. Британские опознавательные знаки,
трехцветные кокарды, и флажки тех же колеров на киле нарисовали еще в США. Там
же на хвостовой части фюзеляжа черной краской написали английские войсковые
номера - комбинацию двух букв и трех цифр. Эти номера были расписаны еще при
выдаче заказа. Второй серийный истребитель был принят представителями заказчика
в сентябре 1941 г., затем разобран, упакован и морем поплыл в Великобританию. По
пути судно атаковали немецкие самолеты, но оно благополучно дошло до порта. На
авиабазу Бартонвуд истребитель прибыл 24 октября. Там "Мустанг"
доукомплектовали. Дело в том, что по договору радиостанция, прицел и еще
кое-какое оборудование должно было быть английского производства. Везти это все
в США не имело никакого смысла, и его монтировали на ремонтных базах в Англии.
Вот это и проделали с первым прибывшим в страну "Мустангом".
Эта машина прошла программу испытаний в центре ААЕЕ (Aircraft and armament
experimental establishment) в Боскомб-Дауне. Истребитель показал на высоте 4000
м скорость 614 км/ч, весьма высокую для того времени. На малых и средних высотах
он оказался быстроходнее не только "Киттихаука" и "Аэрокобры", но и "Спитфайра".
До высоты 4500 м разница в скорости со "Спитфайром" V составляла от 40 до 70
км/ч. Дальность полета у "Мустанга" была больше, чем у всех английских
истребителей. Маневренность и управляемость самолета испытатели оценили как
удовлетворительную. Но выше 4500 м ситуация менялась. Стоявший на "Спитфайре" V
мотор "Мерлин" оснащался двухскоростным нагнетателем. Поднявшись высоко, его
пилот переключался на высокие обороты крыльчатки, поднимая наддув. Это
компенсировало разреженность окружающего воздуха. Подобная схема применялась и
на советском двигателе М-105. На "Аллисоне" такого устройства не имелось, выше
4500 м мощность мотора быстро падала, а с ней ухудшались все летные данные.
Поэтому руководство Королевских ВВС приняло решение использовать "Мустанги" не
как истребители, а как скоростные разведчики и штурмовики.
Исходя из этого, специальное подразделение в Даксфорде начало прорабатывать
тактику применения новых машин. Туда попали примерно два десятка самолетов
первой серии.
В связи с изменением назначения "Мустанги" начали комплектовать перспективными
фотоаппаратами F24. Один аппарат устанавливался за местом пилота объективом
влево с небольшим наклоном вниз-назад так, что он смотрел в окно в гаргроте. Для
того чтобы сфотографировать объект на земле, пилоту разведчика требовалось
сделать над ним вираж на малой высоте.
Первой получила новые машины 26-я эскадрилья, базировавшаяся в Гатуике (там
сейчас лондонский аэропорт). Это произошло в феврале 1942 г. Она же первой в
апреле завершила переподготовку. За ней последовала 2-я эскадрилья в
Собриджуорте. 5 мая 1942 г. несколько "Мустангов" из 26-й эскадрильи совершили
вылет на разведку к противоположному берегу Ла-Манша. 10 мая группа самолетов
под командованием Г. Доусона провела рейд на территорию Франции и атаковала там
аэродром, проштурмовав ангары. На обратном пути Доусон также обстрелял товарный
состав и подбил паровоз. Некоторые источники говорят, что в тот же день подобный
вылет против вражеского аэродрома совершили также машины 2-й эскадрильи.
Количество английских авиачастей, вооруженных "Мустангами", постепенно
увеличивалось. В апреле этими самолетами были укомплектованы три эскадрильи, к
концу июня их получили еще восемь. К осени всего их было 14: десять английских -
2-я, 4-я, 16-я, 26-я, 63-я, 169-я, 239-я, 241-я, 268-я, 613-я, три так
называемых инфильтрационных канадских (с личным составом из канадцев, но
входящих в британские, а не канадские ВВС, и финансированием из бюджета
метрополии) - 400-я, 414-я и 430-я и одна польская - 309-я.
Часть из них ранее была вооружена американскими же истребителями "Томагаук".
Этим летчикам было проще - они меняли истребитель на истребитель. Но некоторые
эскадрильи ранее относились к авиации взаимодействия с сухопутными войсками и
летали на тихоходных разведчиках "Лизандер", способных сесть буквально на
пятачке. Техника пилотирования там, конечно, была совершенно иной. Перейти с
разведчика на истребитель непросто, и переучивание нередко затягивалось.
Типичный пример - 309-я эскадрилья, ранее вооруженная "Лизандерами". Отряд "В"
этой эскадрильи приступил к переучиванию на "Мустанги" в Гатвике весной 1942 г.
Позже он прошел боевую подготовку в учебной части в Олд-Саруме. 21 мая командир
отряда "В" совершил первый боевой полет над Францией. Но переход эскадрильи на
новую технику занял немало времени. На 7 июня имелись всего два "Мустанга",
которые можно было отправить на разведку. Отряд "В" полностью перевооружился на
американские истребители только к августу. "Мустанги" не могли взлетать с
аэродрома, где стояли "Лизандеры", и отряд пришлось перевести на большую по
размерам площадку в Крэйле. Оттуда самолеты наконец-то начали патрулирование
прибрежных вод.
В Англии окраску "Мустангов" дополнили полосами "небесного" (серо-голубого)
цвета на хвостовой части фюзеляжа. В тот же цвет покрасили коки винтов. На
фюзеляже с обе их сторон написали буквы. Две из них - код эскадрильи, третья
заменяла тактический номер самолета.
"Мустанги" использовали во время десанта в Дьеппе 19 августа 1942 г.
Высадившиеся части захватили порт и вывели из строя все важные объекты.
Десантников поддерживали значительные силы авиации. Немцы, в свою очередь, тоже
бросили в бой свои самолеты. Первый воздушный бой "Мустангов" с вражескими
истребителями FW 190А закончился удачно: X. Хиллс из 414-й канадской эскадрильи
сбил немецкий самолет. Надо сказать, что у земли "Мустанг" обгонял и "фокке-вульф",
и "мессершмитт". Значительный радиус разворота американского истребителя летчики
уменьшали, выпуская на вираже щитки. Значительным недостатком "Мустанга"
считалось отсутствие автоматического управления наддувом двигателя. Пилот
регулировал его вручную, стараясь удержаться в довольно жестких рамках,
установленных моторостроителями.
С середины лета 1942 г. английские "Мустанги" широко применяли для разведки и
штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии, Голландии и Германии. Операция "Рубарб"
предусматривала систематические дневные налеты, в первую очередь, на объекты
транспорта. Штурмовики атаковали железнодорожные депо, мастерские, станции,
составы на путях. Не оставались без внимания аэродромы, речные порты и суда.
Обстрел целей производился с малых высот, иногда "Мустанги" снижались до 30 м.
Но при этом самолет становился уязвим для огня стрелкового оружия; бронезащита
истребителя была слабой и почти не прикрывала важные узлы и пилота спереди.
Единственно, на что можно было надеяться - что немцы не попадут в быстро
перемещающуюся цель. Первоначально объекты ударов выбирались на удалении до
250-300 км от своих баз. Но для "Мустанга" с дальностью полета без всяких
подвесных баков почти до 1500 км это было далеко не пределом.
27 сентября 1942 г. капитан Я. Левкович из 309-й эскадрильи по собственной
инициативе вместо рутинного патрулирования у берегов Шотландии направился в
Норвегию. Там он проштурмовал позиции немцев в районе Ставангера и вернулся
обратно. В баках еще оставался запас бензина. Выяснилось, что эта лихая
"партизанщина" заранее была тщательно рассчитана Левковичем, авиационным
инженером по образованию. Начальство долго не могло решить: то ли награждать, то
ли наказывать. В итоге нашли компромисс - капитану поручили написать инструкцию
по длительным полетам на "Мустанге".
"Мустанг" оказался неплохим разведчиком. Большая скорость, развиваемая на малых
высотах, позволяла ему успешно уходить от вражеских истребителей. Немаловажным
плюсом являлся значительный радиус действия. В октябре 1942 г. один "Мустанг"
провел съемку вдоль канала Дортмунд-Эмс. Так, в отряде "В" 309-й эскадрильи
выпускали машины на разведку района между Гавром и Булонью парами. Один летчик
фотографировал, другой прикрывал. С боеприпасами обратно старались не
возвращаться, на обратном пути всегда попадался то грузовик, то катер, который
поливали пулеметным огнем.
Тем временем производство истребителей нарастало. Еще в декабре 1940 г.
англичане заказали дополнительно 300 самолетов. Технические условия на этот раз
предусматривали небольшие изменения в конструкции планера и оборудованию.
Поэтому на заводе этой серии дали другое обозначение - NA-83, но в Англии они
по-прежнему именовались "Мустанг" I. В попытках усилить штурмовые возможности
самолета позднее в Англии одну машину этой партии оснастили восемью
неуправляемыми ракетами, а позже - двумя подвесными контейнерами с 40-мм пушками
"Виккерс S". На ней же опробовали дополнительные топливные баки в виде
полукапель, плотно прилегающих к нижней поверхности крыла.
В общей сложности выпустили 620 "Мустангов" I. Практически все они поступили на
вооружение британских Королевских ВВС.
На основании закона о ленд-лизе (его принял конгресс 11 марта 1941 г.) 25
сентября от имени ВВС армии США был подписан контракт на закупку 150 самолетов.
Но отправиться они должны были тоже в Англию. Дело в том, что закон
предусматривал, что техника будет приобретаться за счет бюджета США и считаться
собственностью американских вооруженных сил, а истинному заказчику она лишь
передается во временное пользование. Поэтому самолеты получили американское
обозначение Р-51 и серийные номера ВВС армии США. Но красили их опять на
английский манер и наносили британские опознавательные знаки.
Истребители этого заказа именовались NA-91 или "Мустанг" IA. В комплектации было
записано, что на них ставятся моторы V-1710-39. Но на самом деле это были все те
же F3R, только прошедшие американскую военную приемку. От предыдущего варианта
самолеты новой модификации существенно отличались по вооружению. Пулеметы в
фюзеляже отсутствовали. Вместо пулеметов в крыле монтировались четыре 20-мм
пушки М2, длинные стволы которых далеко выступали вперед из передней кромки.
"Генеалогия" пушки М2 была довольно сложной. В США она выпускалось по лицензии
фирмы "Бритиш испано". Англичане, в свою очередь, брали лицензию у французов, а
те - у швейцарцев, у фирмы "Эрликон". На каждом этапе, конечно, в конструкцию
вносились небольшие изменения. Для англичан основное значение имело то, что
оружие состояло на вооружении в обеих странах, и к нему подходили патроны и
английского, и американского производства.
Стоявшие в передней кромке крыла фары переместили ближе к фюзеляжу. У самолетов
этого заказа отсутствовала также створка-дефлектор на входе в радиатор. Но
британские ВВС не получили всего количества заказанных "Мустангов" IA. Им
достались только 93 машины. Еще две остались на заводе, их потом использовали
для экспериментов. Остальные 55 реквизировало американское правительство.
В британской авиации пушечные "Мустанги" IA начали внедряться с июля 1942 г. В
ноябре 1943 г. все авиационные части взаимодействия с сухопутными войсками свели
во 2-е тактические ВВС (по-нашему, воздушную армию).
Самолеты модификаций I и IA эксплуатировались британскими ВВС до конца войны.
Пять эскадрилий (168-я, 414-я и 430-я, базировавшиеся в Одихэме, и 2-я и 268-я в
Гатвике) сохраняли эти машины в июне 1944 г., когда войска союзников высадились
во Франции. "Мустанги" ранних типов действовали на фронте в Европе достаточно
эффективно. За полтора года боевой работы они вывели из строя около 200
паровозов и примерно столько же барж и небольших судов, а также уничтожили
значительное количество самолетов на аэродромах.
В октябре 1944 г. "Мустанги" 26-й эскадрильи проводили фотосъемку пусковых
позиций немецких ракет V-2. В апреле следующего года их перебросили во Францию
штурмовать батареи тяжелой артиллерии в районе осажденного союзниками
французского города Бордо, где противник продолжал оказывать сопротивление. Там
они также корректировали обстрел немецких позиций с кораблей.
Боевые потери "Мустангов" типов I и IA были крайне малы. Один из них сбили
немецкие истребители, пять - зенитчики и два пропали без вести по неизвестным
причинам. Также известно об одной катастрофе: два истребителя 26-й эскадрильи 26
августа 1942 г. столкнулись в воздухе близ Уилтона.
В конце апреля 1942 г. работавший в фирме "Роллс-Ройс" английский
летчик-испытатель Р. Харкер получил возможность облетать "Мустанг" I. После него
он одобрительно отозвался о характеристиках машины на малых высотах, но счел
существенным недостатком истребителя быстрое падение мощности двигателя на
большой высоте. Харкер предложил попробовать на "Мустанге" новый мотор "Мерлин"
61. Этот двигатель относился к так называемой "60-й серии", все входившие в нее
модификации отличались применением двухступенчатого двухскоростного приводного
нагнетателя и интеркулера (промежуточного радиатора), охлаждавшего воздух перед
входом в карбюратор. Замена V-1710 на "Мерлин" обещала не только выигрыш в
мощности, но и существенное улучшение высотных характеристик, а также повышение
экономичности.
Инженеры фирмы произвели расчеты, показывающие, как изменятся данные истребителя
при замене мотора. Обсчитывали два варианта: с двигателем "Мерлин" 61 и более
ранним "Мерлин" XX с одноступенчатым нагнетателем. Первый отчет о такой оценке,
датированный 8 июня 1942 г., утверждал, что с "шестьдесят первым" самолет сможет
достичь максимальной скорости 710 км/ч, а с "двадцатым" - 644 км/ч. Потом эти
цифры немного подкорректировали и стали говорить о 695 км/ч и 632 км/ч
соответственно, что тоже выглядело весьма привлекательно.
Опираясь на эти расчеты, руководство компании "Роллс-Ройс" обратилось к
командованию ВВС за разрешением провести пробную переделку "Мустанга". Военные
сочли, что им пригодился бы истребитель, оптимизированный для боя на средних
высотах, между 3000 м и 6000 м. В итоге был подписан контракт на доработку трех
(по другим данным - четырех) серийных "Мустангов" I под моторы "Мерлин" типа 65
или 66. От модификации 61 они отличались измененной конструкцией привода
нагнетателя и уменьшенной до 6400 м высотой полного наддува. Последнее немного
сдвинуло вниз режим максимальной мощности. Проект переделки разработали
конструкторы фирмы "Роллс-Ройс". Поскольку вес и габариты мотора стали иными,
предусмотрели замену моторамы и совершенно новый капот. По американским нормам
забор воздуха для карбюратора осуществлялся сверху - у "Мустанга" короб
воздухозаборника был хорошо виден над носовой частью. Но у английских двигателей
всасывающий патрубок карбюратора располагался снизу. Надо было еще подумать,
куда упрятать интеркулер. В итоге и промежуточный радиатор, и воздухозаборник
разместили в одном канале ниже кока винта. Капот при виде сбоку стал почти
прямоугольным. Трехлопастный винт заменялся четырехлопастным. Основной радиатор
остался на месте, но вход в него немного изменили. Место мягких баков в крыле
занимали металлические. В будущем их хотели снабдить дополнительными насосами,
погруженными в баки. Этот проект, которому присвоили обозначение "Мустанг" X,
был утвержден 12 августа 1942 г.
Первую "десятку" выкатили из цеха в начале октября 1942 г. 13 октября она
совершила первый полет с аэродрома Хакнелл; в пилотской кабине сидел капитан Р.
Шеферд. На машине стоял мотор "Мерлин" 65 мощностью 1785 л.с. и четырехлопастной
винт от "Спитфайра" IX диаметром 3,28 м. Взлет прошел удачно, но при разгоне
капот раскрылся и его панели разлетелись в разные стороны. Пилоту пришлось
совершить вынужденную посадку. Капот нашли новый и вечером того же дня
истребитель опять поднялся в воздух. Следующим шагом стала установка на
двигатель беспоплавкового карбюратора "Бендикс-Стромберг". После пятого полета,
имевшего место 19 октября, инженеры "Роллс-Ройс" пришли к выводу, что без
интеркулера можно обойтись. Это позволило бы существенно облагородить контуры
носовой части фюзеляжа и уменьшить аэродинамическое сопротивление, приблизив
капот к изящным очертаниям вариантов с "аллисоном". После шести полетов
пропеллер заменили на новый (тоже четырехлопастной), но большего диаметра (3,45
м), специально спроектированный для этого самолета. Первый полет с ним совершили
21 октября. Вопреки ожиданиям, прироста скорости не произошло.
Второй "Мустанг" X поднялся в воздух 13 ноября 1942 г., третий - 13 декабря,
четвертый - 21 января 1943 г. Был еще и пятый экземпляр, взлетевший 7 февраля.
На всех были смонтированы моторы "Мерлин" 65, но отдельные детали конструкции у
них отличались. Варьировалась форма воздухозаборника интеркулера, размещение
лючков. В первых полетах выявилась недостаточная путевая устойчивость "десяток".
Чтобы парировать этот недостаток, на некоторых экземплярах сделали небольшой
форкиль. Однако, некоторые авторы утверждают, что одним из пяти самолетов был
пушечный "Мустанг" IA, получивший мотор "Мерлин" 61.
В конце 1942 г. на втором экземпляре, который к этому времени прошел два этапа
доработок, достигли скорости 697 км/ч. Это произошло во время испытаний в ААЕЕ в
Боскомб-Дауне. Хотя "десятка" стала тяжелее (взлетный вес дошел до 4131 кг,
примерно на 200 кг больше, чем у "Мустанга" I), прибавка в скорости составила
почти 100 км/ч. Резко улучшились показатели скороподъемности: у земли она теперь
равнялась 17,48 м/с, в то время как ранее не превышала 9,65 м/с.
Фирма "Роллс-Ройс" предложила выпустить 500 комплектов новых мотоустановок для
переделки всех "Мустангов", имевшихся у Королевских ВВС. Но эту идею отвергли,
опасаясь, что это вызовет дефицит "Мерлинов", устанавливавшихся на "Спитфайры".
Вторым аргументом в пользу отказа от "Мустанга" X стали успехи американских
самолетостроителей, также двигавшихся в том же направлении.
Все пять "десяток" использовали как летающие стенды для доводки новых
модификаций "Мерлина". Так, первый образец испытывался с моторами типов 70 и 71.
На четвертой машине ставился RM. 14SM (он же "Мерлин" 100), а позже "Мерлин"
113.