Уголок неба ¦ Kawanishi N1K Kyofu

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   N1K Kyofu
       
Разработчик: Kawanishi
Страна: Япония
Первый полет: 1942
Тип: Поплавковый истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Неожиданно сильный противник! - таким было единодушное мнение американских летчиков, впервые столкнувшихся с новым японским истребителем N1K в ходе боев за остров Себу в 1944 г. Несмотря на свою некоторую неказистость, этот новый японский истребитель, получивший наименование "Сиден" (фиолетовая молния), оказался одним из немногих боевых самолетов, способных противостоять американской авиации, захватившей к этому времени почти полное господство в воздухе. Мощный двигатель, высокая скорость, сильное вооружение - вот основные черты этого истребителя. Но была и еще одна особенность, ставившая "Сиден" в ряд самых необычных самолетов. Этот сухопутный истребитель был сделан на базе морского гидросамолета. В истории мировой авиации найдется немало примеров, как сухопутные истребители ("Спитфайр", "Зеро" и другие) ставились на поплавки и превращались в гидросамолеты. Найти пример обратного - задача практически безнадежная. Но именно она была решена фирмой Каваниси. В тот период, когда планы экспансии на Тихом океане еще только утверждались генеральным штабом, японские ВМС ощутили острую потребность в новом морском истребителе, способном обеспечить воздушное прикрытие десантным силам в районах, где использование палубных или сухопутных истребителей оказывалось невозможным. Такой гидроистребитель должен был поддерживать наступающие войска до того момента, пока они не захватят у противника или не построят на захваченной территории стационарные аэродромы.

Разработка нового самолета, получившего в дальнейшем обозначение "Киофу" (сильный ветер), была поручена фирме Каваниси. В сентябре 1940г. группа конструкторов под руководством Йосио Хасиучи приступила к выполнению проектных работ над ним по программе 15-Се (что попросту соответствовало 1940 году, пятнадцатому правления императора Хирохито). Для того чтобы обеспечить самолету высокую скорость, было решено оснастить его новейшим 14-цилиндровым двухрядным звездообразным двигателем воздушного охлаждения МК41 мощностью 1460 л.с. и в то же время сделать планер сравнительно небольшим. Серьезное внимание уделялось общей и местной аэродинамике. С самого начала для крыла выбрали ламинарный аэродинамический профиль, разработанный профессором Токийского университета Ичиро Тани. Для уменьшения разворачивающего момента при взлете (который неизбежен при традиционном воздушном винте, приводимом столь мощным двигателем при сравнительно маленьком планере) были применены соосные двухлопастные металлические воздушные винты противоположного вращения диаметром 2,88 м. Среднее расположение крыла выбрали для предотвращения обрызгивания поверхностей водяной струей при взлете и посадке. Для обеспечения необходимой маневренности, которой никогда ранее не обладали поплавковые самолеты, на 15-Се применили боевые закрылки - небольшие поверхности с ручным приводом, которые (помимо использования при взлете и посадке) могли применяться в бою для увеличения подъемной силы и совершения более крутых разворотов. Для уменьшения сопротивления посадочного устройства консольные поплавки, дополняющие центральный основной, должны были убираться внутрь самолета, оставляя снаружи под консолями крыла только внешние половинки глиссирующих поверхностей. Эти поплавки делали надувными из прорезиненной ткани.

Два опытных варианта поплавкового истребителя, который к тому времени получил официальное обозначение N1K1, достигли стадии окончательной сборки на заводе фирмы Каваниси в Наруо к декабрю 1941 г. В начале мая 1942 г. начались летные испытания первого опытного. Однако трудности с редуктором соосных воздушных винтов противоположного вращения вынудили конструкторов отказаться от них в пользу более традиционного трехлопастного, диаметром 2,97 м, который установили на втором опытном самолете летом 1942 г. Правда, возникавший при взлете разворачивающий момент потребовал от пилотов большого умения. Кроме того, убирающиеся подкрыльевые поплавки сняли еще до начала программы летных испытаний. Их заменили обычными на жестких стойках, поскольку сложность конструкции и масса убирающегося варианта сводили на нет все улучшения летных характеристик, получаемых от уменьшения лобового сопротивления. Тем не менее, в ходе летных испытаний "Киофу" оправдал самые оптимистические ожидания конструкторов. Действительно, с двигателем МК4С мощностью 1460 л.с. (на взлете), 1400 л.с. (на высоте 2700 м) и 1260 л.с. (на высоте 6100 м) самолет развивал максимальную скорость 488 км/ч (на высоте 6000 м). Его практический потолок около 10600 м, высоту 5000 м набирал за 5,53 мин. Нормальная дальность полета составляла 1050 км. Вооружение было аналогично установленному на основном истребителе японских ВМС А6М2 "Зеро" и включало две крыльевые 20-мм пушки и два 7,7-мм синхронизированных фюзеляжных пулемета. Интересно, что для своего класса самолет оказался не таким уж тяжелым. Его полетная масса составляла 3500 кг. Однако реализовать все свои замечательные качества самолету так и не удалось. Летом 1943 г., когда "Киофу" начал поступать в войска, ситуация на Тихоокеанском театре военных действий настолько изменилась, что он просто оказался не у дел. Созданный исключительно для наступательных операций, N1K1 использовался в лучшем случае как истребитель-перехватчик (первое боевое применение в районе о.Борнео).

В это время самолетный парк авиации противника настолько сильно изменился, что "Киофу" предстояло сражаться с самыми лучшими палубными истребителями США, а также новыми сухопутными, для которых союзники могли найти подходящие аэродромы. Естественно, что никакой гидросамолет, какими бы исключительными характеристиками он ни обладал, не мог драться с ними на равных.





 ЛТХ:
Модификация   N1K1
Размах крыла, м   12.00
Длина, м   10.56
Высота, м   4.75
Площадь крыла, м2   23.50
Масса, кг  
  пустого самолета   2752
  нормальная взлетная   3500
  максимальная взлетная   3712
Тип двигателя   1 ПД Мицубиси МК4Е Касей -15
Мощность, л.с.   1 х 1530
Максимальная скорость , км/ч   480
Крейсерская скорость , км/ч   365
Практическая дальность, км   1650
Максимальная скороподъемность, м/мин   910
Практический потолок, м   10560
Экипаж, чел   1
Вооружение:    две крыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 1 и
   два синхронных 7,7-мм пулемета тип 97 .
   возможна подвеска легких бомб до 60 кг


 Доп. информация :


 Чертеж "Kawanishi N1K Kyofu"
 Чертеж "Kawanishi N1K"
 Чертеж "Kawanishi N1K Shinden"
 Фотографии:

 Прототип N1K1
 Прототип N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 N1K1
 Приборная доска N1K1

  Схемы:

 N1K1

  Варианты окраски:

 N1K1

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1993-12. Ольга Комарова. Фиолетовая молния
АвиаМастер 2006-06. Андрей Харук. Фиолетовые молнии
Моделист-Конструктор 2016-01. Константин Кузнецов. "Порыв ветра" над Тихим океаном
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Крылья Родины 1995-01. Владимир Котельников. Демон по имени "Тодзио"
Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне
Putnam. Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Airplane Profile 213. Rene J. Francillion. Kawanishi Kyofu, Shiden, Shiden Kai Variants
Famous Airplanes of the World. Kawanishi Kyofu, Shiden, Shidenkai
Krystian Koseski. Kawanishi N1K1/N1K2-J Shiden/Kai
Kaburaya 1. Peter Fearis. Kawanishi N1K1-J Shiden Kai "George"
HPM miniprofil 2. Kawanishi N1K Rex/George
Air Enthusiast 2006-09-10. Mark Huggins. Sea Eagle Rising
Avions Hors-Serie 48. Tatakau Umiwasi. Les Hydravions de chasse japonais au combat
Aeroplane Monthly 2020-01. Aeroplane Database : Tony Holms. Kawanishi N1K1 Shiden and N1K2 Shiden Kai
Klassiker der Luftfahrt 2007-02. Volker K. Thomalla. Der umgekehrte Weg
Klassiker der Luftfahrt 2019-07. Kristoffer Daus. Schwacher Start und starkes Ende
1000aircraftphotos.com. No. 9091. Kawanishi N1K1 Kyofu "Rex" (c/n 565)
L+K 1981-25. Vaclav Nemecek. Kawanishi N1K1 Kyofu
L+K 2001-17. Martin Ferkl. Kawanishi N1K1-J az N1K5-J Shiden, Shiden Kai "George"


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: