Летом 1943 г., когда "Киофу" начал поступать в войска
самолетный парк авиации противника настолько сильно изменился, что "Киофу" предстояло сражаться с самыми лучшими палубными истребителями США, а также новыми сухопутными, для которых союзники могли
найти подходящие аэродромы. Естественно, что никакой гидросамолет, какими бы исключительными характеристиками он ни обладал, не мог драться с ними на равных. Казалось бы, на N1K1 можно было
поставить точку. Но история рассудила иначе. Американские пилоты встретились в воздухе с сухопутным вариантом преображенного "Киофу", доставившим им массу неприятностей. Идея радикальной
модификации гидроистребителя родилась у руководителя проектной группы фирмы Каваниси доктора Сизуо Кикухара всего за две недели до начала войны на Тихом океане. Руководство фирмы Каваниси,
потрясенное расчетами доктора Кикухара, решило, что в данных условиях должна быть проявлена осторожность, а разработка чрезвычайно обещающего проекта должна осуществляться в порядке частной
инициативы. Решение оказалось правильным, поскольку проекту нового самолета пришлось столкнуться с большим предубеждением со стороны императорских ВМС из-за его частного происхождения. Но когда ход
войны начал поворачиваться против Японии и официально разрабатываемый истребитель-перехватчик ПВО J2M "Рейден" не смог выпускаться в большом количестве, а самолет А6М "Зеро" оказался неспособным
эффективно противостоять новому поколению истребителей ВМС США, появившихся над Тихим океаном, возникла острая необходимость в новом и более мощном сухопутном перехватчике и истребителе для
завоевания господства в воздухе. Эту роль мог сыграть именно новый самолет Каваниси, созданный не только без поддержки императорских ВМС, но и вообще вопреки их официальному курсу.
Новый сухопутный истребитель, работы над которым вел Йосио Хасиучи, получил условное обозначение "Модель Х-1".
Фактически это был уже знакомый нам "Киофу" с более мощным двигателем "Хомаре" и четырехлопастным воздушным винтом диаметром 3,3 м. Правда, винт большого диаметра и среднее расположение крыла
потребовало установки на самолет слишком длинных стоек шасси, которые в данном случае явились для первоначального варианта "Сидена" чем-то вроде "ахиллесовой пяты". В конце концов проблема уборки
длинных стоек шасси была решена за счет "двойной уборки". После взлета они сначала сжимались, затем убирались в ниши. Первый полет опытного истребителя Х-1 состоялся 27 декабря 1942 г. И сразу же
возникли серьезные проблемы. Во-первых, двигатель NK9B "Хомаре" 11 оказался недоведенным и не развивал необходимой мощности. Да и слишком длинные основные стойки шасси оказались недостаточно
прочными, что делало самолет "слабоватым в коленках". Выяснилось также, что руль направления практически бесполезен при рулежке, а тормоза малоэффективны. С другой стороны, пилот имел очень хороший
обзор из кабины, как в полете, так и при рулежке. Самолет обладал высокой скороподъемностью, большой скоростью (в том числе и гораздо большей на пикировании, чем у основных истребителей ВВС и ВМС
Японии Ки-43 и А6М) и маневренностью. Определенный успех первого опытного Х-1 позволил фирме Каваниси решиться на постройку еще трех прототипов, которые были готовы к июлю 1943 г. Один из них
решили передать императорским ВМС для официальной оценки.
Руководство авиации ВМС имело явное предубеждение против истребителя фирмы Каваниси из-за его разработки по
частной инициативе и воспринимало слишком критично некоторые аспекты проекта, которые не соответствовали стандартам, вновь разработанным отделом по авиационной науке и технике. Отдел с самого
начала настаивал на том, что самолет Х-1 не имеет никакого существенного преимущества перед официально разрабатываемым истребителем Мицубиси J2M2 "Рейден". Не без сопротивления было решено
предоставить фирме инженеров и техников ВМС для оказания помощи в доведении самолета перехватчика N1K1-J "Сиден". Практически сразу же началось изготовление оснастки на заводе в Наруо. Были
подготовлены планы по созданию второй линии сборки на предприятии фирмы Каваниси в Химейи. Первые опытные самолеты оснащались двигателем NK9B "Хомаре" 11, который должен был иметь мощность 1820
л.с. при 3000 об/мин для взлета и номинальные мощности 1600 л.с. на высоте 2000 м и 1440 л.с. на высоте 5700 м. Еще четыре опытных, построенные одновременно с первыми серийными моделями, оснащались
двигателем NK9H "Хомаре" 21. Он имел увеличенную площадь охлаждающей поверхности цилиндров, достигнутую уменьшением шага оребрения, и другие изменения, которые привели к увеличению взлетной
мощности до 1990 л.с., номинальной мощности - 1825 л.с. на высоте 1750 м и 1625 л.с. на высоте 6100 м. Более мощный двигатель "Хомаре" заключили в новый капот, имеющий отдельные выхлопные патрубки.
Первоначальное вооружение, состоящее из двух фюзеляжных пулеметов калибра 7,7 мм и двух 20-мм пушек, установленных в обтекателях под крылом, было усилено еще одной парой 20-мм крыльевых пушек.
Программе производства самолета "Сиден" придали такое ускорение, что в Наруо к концу 1943 г. построили 70
истребителей N1K1-J. Вскоре и завод в Химейи также выпустил первую машину. Шасси "Сидена", увы, продемонстрировали тенденцию ломаться при малейшей чрезмерной нагрузке. Хотя амортизационные стойки
усилили, узлы их крепления оставались слабыми, и было бессмысленно использовать тормоза, кроме как в конце пробега. Потери самолетов в результате происшествий при взлетах и посадках во время
тренировок вскоре начали вызывать тревогу. К тому же "Сиден" мог неожиданно для пилота выполнить левую полубочку. Однако общее мнение было единодушным: недостатки перевешиваются положительными
качествами. В это время императорские ВМС придавали большее значение перехватчикам, способным нанести поражение самолетам типа Грумман "Хеллкэт", которые появлялись во все большем количестве на
Тихоокеанском театре военных действий. N1K1-J рассматривался как "затычка" до ввода в действие значительно измененного варианта N1K2-J, работа над которым велась. Первые серийные N1K1-J были
поспешно поставлены 201-му корпусу авиации ВМС (Кокутаи), который вводил самолеты "Сиден" в бой с баз на о.Себу (Филиппины). Следует сказать, что корпус терзали проблемы материально-технического
обеспечения и нехватки обслуживающего персонала. Ситуация осложнилась также ненадежностью двигателя "Хомаре", слабым шасси и его неэффективными тормозами (летчики иногда предпочитали совершать
посадку на грунт вдоль ВПП для уменьшения пробега, чем рисковать выскочить за пределы ВПП). Тем не менее, самолет вскоре зарекомендовал себя грозным перехватчиком.
К весне 1944 г. основное усилие промышленности было направлено на создание усовершенствованного самолета N1K2-J
или "Сиден-Кай", однако развитие N1K1 продолжалось. Оно привело к появлению модифицированного самолета N1K1-Ja, с которого были сняты два фюзеляжных пулемета, а все четыре 20-мм пушки
устанавливались внутри крыла. N1K1-Jb - с двумя подкрыльевыми держателями для двух бомб массой до 250 кг каждая. N1K1-Jc - специализированный истребитель-бомбардировщик с четырьмя подкрыльевыми
бомбодержателями. Для увеличения количества "Сиденов" к декабрю 1943 г. было принято решение о прекращении производства поплавкового истребителя N1K1 "Киофу" на заводе в Наруо после постройки 89-го
самолета (не считая восьми опытных). Тем временем "Сидены" начали появляться в значительном количестве над Филиппинами, особенно с 20 октября 1944 г., после прибытия на о.Лусон с Тайваня 341-го
корпуса, вооруженного более чем 100 самолетами N1K1-J. Летчики этого корпуса воевали с завидным умением и жестокостью, но вскоре им пришлось стать беспомощными из-за отсутствия обеспечения
запасными частями для тех истребителей, которые не были потеряны в бою. За несколько месяцев до появления 341-го корпуса на о.Лусон производство самолетов N1K1-J на заводе в Наруо было постепенно
прекращено в пользу производства самолетов N1K2-J "Сиден-Кай", на которых императорские ВМС решили в конце концов остановиться. Началась подготовка для их производства также и на заводах фирм
Мицубиси в Цурасиме, Айки - в Эйтоку, Соуа - в Синоной и на арсеналах ВМС в Хиро, Омура и Коа.
Помимо опытных самолетов на заводе в Наруо построили 530 серийных истребителей N1K1-J, в Химейи должны были
продолжить их изготовление до марта 1945 г. (общее число составило 468). Хотя дальнейшее усовершенствование первоначального варианта "Сидена" было прекращено в середине 1944 г., в конце того же
года один самолет модифицировали для испытаний в качестве ракетного истребителя-перехватчика, получившего обозначение N1K1-J-Каи. Заднюю часть фюзеляжа модифицировали для установки небольшого
твердотопливного ракетного двигателя, но работы на том не прекратили. Между последними неделями декабря 1944 г. и концом января 1945 г. четыре самолета N1K1-J модифицировали в специальные
штурмовики путем установки подфюзеляжного контейнера для размещения одной бомбы массой 250 кг и шести неуправляемых ракет класса "воздух-поверхность". Правда, данную модификацию не использовали в
бою. Основная боевая нагрузка выпала на долю модификации N1K2. N1K2 "Сиден-Кай" был улучшенным и более сильным истребителем, чем его предшественники. Если "Сиден" был хорош, то "Сиден-Кай" -
превосходен, и возможно, является самым выдающимся, построенным в Японии во время второй мировой войны. Сохраняя двигатель "Хомаре" 21, основную конструкцию крыла и вооружение N1K1-Ja и другие
особенности более раннего истребителя, "Сиден-Кай" был, тем не менее, в значительной степени новым проектом, в котором придавалось особое значение легкости производства и, до некоторой степени,
использованию недефицитных материалов. "Сиден-Кай" отличался от своего предшественника низкорасположенным крылом, что позволило применить обычные стойки шасси уменьшенной длины. Конструкцию
фюзеляжа полностью изменили и несколько удлинили, а вертикальное хвостовое оперение перепроектировали заново. Масса пустого снаряженного самолета уменьшилась на 240 кг. Еще семь опытных самолетов
построили к июню 1944 г. Вскоре после этого первый серийный покинул линию сборки в Наруо.
Но вновь, как и в случае с первоначальным N1K1-J, результаты, полученные в ходе программы испытаний, внедрялись
непосредственно на серийных самолетах, приводя к неразберихе и задержкам. Производство самолетов постоянно отставало от графика. Положение особенно ухудшилось, когда бомбардировщики ВВС США B-29 "Суперфортресс"
начали наносить удары по промышленным объектам Японии. Прямых атак линий сборки самолетов "Сиден-Кай" не было, но главной целью являлись заводы фирм-субподрядчиков. Это привело к нехватке запаса
листового металла, стальных поковок, алюминиевых штамповок, двигателей и комплектов шасси. Тем не менее, N1K2-J постепенно поступали в строевые части. В бою при управлении летчиком со средним
опытом "Сиден-Кай" был равным любому истребителю союзников, не исключая последние модели Р-51 "Мустанг", которые появились в небе Японии весной 1945 г. В одном из боев "Сиден-Кай" 343-го корпуса,
пилотируемый офицером Кинсуке Муто, был атакован 12 самолетами Грумман "Хеллкэт". Японский летчик сбил четыре истребителя ВМС США, вынудив остальных выйти из боя. Муто удалось вернуться на аэродром
в Йокосука на поврежденном самолете, который еще можно было отремонтировать. N1K2-J был хорош в бою на малых и средних высотах. На нем предусмотрели установку систем впрыскивания водоспиртовой
смеси для увеличения мощности двигателя. Правда, она быстро уменьшалась на больших высотах, что делало "Сиден-Кай" неспособным перехватывать самолеты B-29.
Поскольку число неопытных летчиков, направляемых на курсы по обучению управлению "Сиден-Кай" увеличилось, возникла
острая необходимость в двухместном (с тандемным расположением кресел) тренировочном варианте с дублированным управлением. Проектная работа по модификации была предпринята первым
авиационно-техническим арсеналом ВМС, и несколько истребителей модифицировали. Они получили обозначение N1K2-K "Сиден-Кай-Ренсен". Второе кресло вставили сзади стандартного (общий фонарь закрывал
обе кабины), сохранили полный набор пушечного вооружения, к которому на некоторых самолетах добавили пару фюзеляжных пулеметов калибра 7,7 мм. "Сиден-Кай" постоянно модифицировался, чтобы не
отставать от требований постоянно меняющейся воздушной войны. Одной из первых модификаций являлся N1K3-J. Его двигатель был передвинут вверх на 150 мм для изменения положения центра тяжести, а на
фюзеляже установили два пулемета Тип 3 калибра 13,2 мм. На заводе в Химейи построили только два опытных N1K3-J, а предложения по палубному варианту N1K3-A не были поддержаны. В конце 1944 г.
началась работа над вариантом N1K4-J, который отличался в основном двигателем NK9H-S "Хомаре" 23 мощностью 2000 л.с. на взлете и 1570 л.с. на высоте 6850 м. Два опытных N1K4-J и один опытный
самолет палубного варианта N1K4-A были построены и летали. Одной из первых попыток приспособить "Сиден-Кай" для перехвата B-29 на большой высоте стал N1K5-J с 18-цилиндровым двигателем Мицубиси
МА9А мощностью 2200 л.с. на взлете и 1800 л.с. на высоте 6000 м. Строительство опытных N1K5-J уже заканчивалось на заводе в Химейи, когда его разрушили до основания те же B-29 в июне 1945 г. До
этого события (в апреле и мае) одним из результатов совместных промышленно-войсковых конференций в Йокосуке стало решение, что единственным эффективным выходом по приспособлению "Сиден-Кай" для
выполнения задач перехвата на большой высоте является установка двигателя "Хомаре" 44, который (при двухступенчатом трехскоростном нагнетателе с механическим приводом) обещал дать 2000 л.с. на
взлете и 1800 л.с. на высоте 8000 м. Данный вариант должен был немедленно пойти в производство, но "Хомаре" 44 так и не воплотился в металле. К моменту капитуляции Японии фирме Каваниси удалось
построить 351 серийный истребитель N1K2-J в Наруо и еще 42 истребителя в Химейи, в то время как другие участники программы "Сиден-Кай" едва смогли начать их производство на своих линиях сборки.
Завод фирмы Мицубиси в Цурасиме завершил постройку десяти N1K2-J, фирма Айчи в Эйтоку и фирма Сода в Синоной - каждая по одному самолету, авиационные арсеналы ВМС в г.Хиро и г.Омуро -
соответственно один и десять. Всего, включая опытные и экспериментальные, построили 1435 истребителей "Сиден" и "Сиден-Кай" - явно недостаточно для серьезного влияния на ход воздушной войны.
Модификации
: |
|
|
N1K1-J Shiden Model 11 |
сухопутный вариант. Двигатель — «Хомаре» 11 (1800 л.с; на части предсерийных самолетов) или «Хомаре» 21 (1990 л.с). Вооружение
— 4 20-мм пушки «тип 99-1 модель 3» (2 в крыле, 2 в подкрыльевых гондолах; боекомплект 100 снарядов на ствол), 2 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип
97» (550 патронов на ствол); под крылом возможна подвеска 2 60-кг авиабомб, а под фюзеляжем — 400-л ПТБ. В 1943-1944 гг. заводы в Нарио и Химейи
выпустили около 300 самолетов. |
N1K1-Ja Shiden Model 11A |
вариант без лобовых 7,7-мм Тип 97, всего четыре 20-мм Тип 99 в крыльях. |
N1K1-Jb Shiden Model 11B |
аналогичен модели 11A, с двумя 250-килограммовыми бомбами и измененным крыльевым вооружением. |
N1K1-Jc Shiden Model 11C |
окончательная версия истребителя-бомбардировщика , созданная на основе модели 11B. Четыре бомбодержателя под
крыльями. |
Н1К1-J KAIа |
Экспериментальный вариант со вспомогательной ракетой. Одна переделка Модели 11. |
N1K2-J Shiden KAI Model 21 |
перехватчик наземного базирования ВМФ, первая модель серии с двигателем Nakajima Homare 21 . |
N1K2-Ja Shiden KAI Model 21A |
Версия истребителя-перехватчика: двигатель Homare 21-18 мощностью 2000 л.с. с низкорасположенным крылом и
увеличенной пропеллерной конструкцией с четырьмя наземными бомбами по 250 кг. Исправлена проблема у N1K2-J на большой высоте. |
N1K2-K Shiden KAI Rensen 1 Model A |
Учебно-тренировочный истребитель, модифицированный из серии N1K-J с двумя сиденьями, оперативная или заводская
переоборудование. |
N1K3-J Shiden KAI 1 Model 31 |
Прототипы: двигатели смещены вперед, два 13,2-мм пулемета Тип 3 впереди, построено 2. |
N1K3-A Shiden KAI 2 Model 41 |
Прототипы: Авиационная версия N1K3-J, построено 2 штуки. |
N1K4-J Shiden KAI 3, Model 32 |
Прототипы: двигатель Homare 23 мощностью 2000 л.с. , построено 2 штуки. |
N1K4-A Shiden KAI 4, Model 42 |
Прототип: Экспериментальная переделка образца N1K4-J с оборудованием для использования на авианосцах, построен
1 экземпляр. |
N1K5-J Shiden KAI 5, Model 25 |
версия высотного перехватчика с Mitsubishi HA-43 (MK9A) взлетной мощностью 2200 л.с., только проект. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
N1K1-J |
N1K2-J |
Размах крыла, м |
12.00 |
12.00 |
Длина, м |
8.89 |
9.35 |
Высота, м |
4.06 |
3.96 |
Площадь крыла, м2 |
23.50 |
23.50 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
2897 |
2657 |
нормальная взлетная |
3900 |
4000 |
максимальная взлетная |
4321 |
4860 |
Тип двигателя |
1 ПД Nakajima HК9H Homare-21 |
1 ПД Nakajima HК9H Homare-21 |
Мощность, л.с. |
1 х 1820 |
1 х 1820 |
Максимальная скорость , км/ч |
575 |
585 |
Крейсерская скорость , км/ч |
365 |
365 |
Практическая дальность, км |
1400 |
1700 |
Скороподъемность, м/мин |
770 |
820 |
Практический потолок, м |
12500 |
10760 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Вооружение: |
две крыльевые
20-мм пушки тип 99 модель 2 два 7,7-мм синхронных пулемета до 500 кг бомб. |
четыре
крыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2
до 500 кг бомб. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|