Французский пионер авиации и предприниматель Рене Анрио (René Hanriot) после
провала на конкурсе военных самолетов 1911 года своего относительно современного
моноплана пришел к убеждению, что в авиации уже больше ничего важного не может
быть изобретено. Результатом стала передача авиамастерских сотрудничавшему с Анрио инженеру Луи Альфреду Понье (Louis Alfred Ponnier). Рене Анрио посвятил
себя коммерческой деятельности, в то время как Л. А. Понье по-прежнему занимался
проектированием и строительством самолетов.
Начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война заставила Рене Анрио вернуться в
авиацию – от основал новую компанию Aéroplanes Hanriot et Cie, в которой
участвовал брат основателя Марсель Анрио. Однако в области самолетостроения
главное слово было за инженером-конструктором Эмилем Дюпоном (Emile Dupont). В
период с 1914 по 1918 год компания добилась лицензионного производства
британских многоцелевых самолетов Sopwith 1A.2/1B.2 (1½-Strutter) и наладила
выпуск собственного истребителя-биплана H.D.1. К концу войны у Анрио стало
больше заводов, занимавшихся авиастроением, и разработка новых самолетов
продолжалась и в послевоенный период.
В 1930 году Рене Анрио умер и его бизнес продолжил его брат Марсель, передавший
компанию в состав объединения SGA (Société Général Aéronautique), которое затем
носило наименование Lorraine-Hanriot. Четыре года спустя объединение SGA
распалось, и компания Марселя Анрио вновь стала независимой. В торговом регистре
она числилась уже как Compagnie des Avions Hanriot. В те годы компания больше
специализировалась на легких спортивных и учебных самолетах. Так продолжалось
чуть более двух лет.
В 1936 году во Франции после прихода к власти левого Народного фронта началась "борьба с капиталом". В авиационной промышленности это привело к массовой
национализации и концентрации бывших частных компаний в государственные
объединения, организованные в соответствии с географическим положением.
Национализации не удалось избежать и расположенной в Бурже компании Compagnie
des Avions Hanriot, которая стала частью государственного предприятия SNCAC,
объединившего авиастроительные компании центральной части Франции. До
национализации самолеты, изготавливавшиеся компанией Avions Hanriot, получали
индекс H; после включения в объединение SNCAC обозначение было сменено на NC.
Как правило, эти машины также были известны как продукция Hanriot.
В этом же 1936 году французское министерство авиации объявило конкурс на
создание двухмоторного истребителя, который также должен был выполнять функции
истребителя сопровождения, разведчика и легкого бомбардировщика. В те годы
концепция многоцелевого боевого самолета была популярной, и потому многие
авиастроители занялись созданием машины данного класса. Не осталась в стороне и
компания Hanriot, которая в 1936 году построила первый прототип H.220-1,
оснащенный двумя 450-сильными (331 кВт) двигателями Renault 12Rol. Эта машина
была создана в соответствии с требованиями, выдвинутыми командованием Armée de
l'Air в 1934 году. Первый полет самолета состоялся в 1937 году, его дальнейшим
развитием стала версия H.220-2.
На основе этой машины конструкторы компании Hanriot, уже находившейся в
подчинении объединения SNCAC, для спецификации 1936 года предложили
модернизированный вариант, получивший обозначение NC.600. Этот самолет следовал
типичной концепции, использовавшейся на самолетах наблюдения H.510 и NC.530.
NC.600 представлял собой цельнометаллический среднеплан с коротким прочным
корпусом и двухкилевым хвостовым оперением. Также в конструкции были типичные
для предыдущих машин две пары стоек, соединявших нижнюю часть фюзеляжа с
гондолами двигателей.
Задняя кромка крыла была оборудована щелевыми закрылками и элеронами с весовой
компенсацией. Само крыло было двухлонжеронным с переменным углом поперечного V
(в виде спереди крыло походило на букву М). В центральной части крыла
размещались бензобаки общей емкостью 800 литров.
Усиленные шпангоуты монококового фюзеляжа несли петли, к которым крепились
консоли крыла; также эти шпангоуты отделяли расположенную в передней части
фюзеляжа кабину пилота от кабины стрелка-наблюдателя. В пространстве между
кабинами находился еще один топливный бак.
Силовая установка NC.600 состояла из двух двухрядных радиальных четырнадцатицилиндровых двигателей воздушного охлаждения Gnome-Rhône M0/M1 Mars
(левого и правого вращения), развивавших на взлете 710 л.с. (522 кВт) и
вращавших трехлопастные винты изменяемого шага Ratier.
Для обшивки планера использовались листы из специального дюралюминиевого сплава
подобного дюралю марки Védal.
Самолет нес относительно сильное и тяжелое вооружение. Для стрельбы вперед в
нижней передней части фюзеляжа устанавливались две 20-мм автоматические пушки Hispano-Suiza HS.404 и два 7,5 мм пулемета MAC модели 1934 года. Для защиты
задней полусферы за кабиной стрелка-наблюдателя должна была размещаться
подвижная 20-мм пушка Hispano-Suiza. Задняя пушка постоянно находилась в
надстройке фюзеляжа; перед стрельбой боковые части надстройки частично
втягивались внутрь задней части корпуса. Прототип летал без вооружения и с
боковыми частями надстройки в нижнем положении.
Первый полет первого прототипа NC.600-01 состоялся 15 мая 1940 года в Бурже;
пилотировал самолет летчик-испытатель М. Эглер (M. Haegeler). Несмотря на
недостаточную мощность силовой установки самолет продемонстрировал очень хорошие
характеристики и управляемость, а благодаря небольшим размерам и хорошую
маневренность. Незначительные недостатки управления были обнаружены лишь при
посадке и на минимальной скорости. Недостаточная управляемость на этих режимах
была связана с турбулентностью, вызывавшейся крыльевыми подкосами, на которых
настаивало командование Armée de l'Air.
Этот недостаток должен был быть исправлен на втором прототипе NC.600-02, который
помимо отсутствия подкосов должен был отличаться от первого прототипа
аэродинамическими изменениями гондол двигателей и изменением установки
стабилизатора горизонтального оперения. Изменения должны были коснуться в
основном капотов двигателей: формы нижних входов, регулировки створок охлаждения
двигателя и удлинением гондол ближе к хвостовой части фюзеляжа. Однако к началу
летных испытаний ничего из запланированного на NC.600-02, который также не нес
вооружения, сделано не было.
Летные испытания первого прототипа NC.600-01 не были завершены, поскольку
командование Armée de l'Air для серийного производства выбрало машину крайне
нестандартной конструкции Sud-Est SE.100. NC.600 был заказан лишь в качестве
резервных машин нулевой серии для сравнительных испытаний. Однако на вооружение
ВВС Франции SE.100 не поступили, и в этой категории боевых самолетов всю тяжесть
боев, начавшихся в Западной Европе 10 мая 1940 года, на себе вынесли Potez 63.
В мае 1940 года было уже слишком поздно заниматься чем-либо с новыми самолетами,
и расположенный в Бурже завод объединения SNCAC (бывший завод компании Hanriot)
приступил к производству тяжелых истребителей Breguet Br.696, которые
концептуально были очень схожи с NC.600.
До капитуляции Франции 22 июня 1940 года было выполнено несколько испытательных
полетов. После поражения страны и частичной немецкой оккупации немецкие эксперты
Luftwaffe в Бурже кроме двух прототипов NC.600 обнаружили по несколько
незавершенных экземпляров NC.600 и Br.696.
(c) alternathistory.com