Появление в составе флотской авиации Японии новейшего и весьма перспективного
пикирующего бомбардировщика P1Y Ginga, обладавшего хорошей скоростью, не
осталось без внимания со стороны вездесущего дайсё (капитана 1 ранга) Ясуна
Кодзоно (Yasuna Kozonо), командира 302 кокутай ночных истребителей.
Подразделение это было сформировано в марте 1944 г. на авиабазе Кисарацу и
призвано было усилить оборону центрального сектора в районе Токио - Нагоя.
Полтора года назад именно по инициативе Кодзоно на базовые двухмоторные
разведчики флота J1N1 "Гекко" начали ставить наклонные пушки для стрельбы
вперед-вверх, превратив, таким образом, разведывательный самолет в ночной
перехватчик. Именно эта машина и должна была по мнению командования стать
основой матчасти нового 302-го кокутай. Однако, реалии оказались таковыми, что
ограниченный выпуск "Гекко"-перехватчиков не позволил полностью укомплектовать
ими новое подразделение. К началу воздушного наступления американцев на Японские
острова матчасть полка составляла сборная солянка из самой разной авиатехники,
стараниями и инициативой Кодзоно, приспособленной для выполнения ночных
перехватов. Помимо уже упомянутых "Гекко" в состав 302 кокутай поступали обычные
истребители А6М "Рейсен" последних модификаций Модель 52 и новейшие перехватчики
J2M "Райден".
Кодзоно был убежденным сторонником применения наклонного пушечного вооружения и
тактики его применения с атакой из задней нижней полусферы атакуемого
бомбардировщика. В 1942-43 гг. такая тактика имела определенный успех, поскольку
в нижней полусфере бомбардировщиков старых конструкций типа В-17 и В-24 они
имели наихудший обзор и наиболее слабое оборонительное вооружение. Но в случае с
новыми В-29 такая тактика уже теряла смысл. Новые американские самолеты снизу
были защищены ничуть не хуже, чем с любой другой стороны. Но консерватизм - это
национальная японская черта, и быстро перестроить сознание, оперативно изменить
отработанную тактику было просто не реально. Поэтому по инициативе Кодзоно
наклонные пушки ставились практически на все самолеты, поступавшие на вооружение
вверенного ему 302-го Ku. 20-мм пушка Тип 99 модель 2 устанавливалась позади
пилотского сиденья в "Зеро" прямо в кабине пилота. Две таких же пушки
размещались "на спине" "Райдена" позади кабины, дополняя и без того мощное
4-пушечное вооружение этого перехватчика.
Нехватка авиатехники заставила командира части использовать в качестве
пополнения все, что было доступно. Не стал исключением и новый бомбардировщик "Гинга" P1Y.
Необходимо отметить, что разработка тяжелого перехватчика на базе пикировщика "Гинга" шла параллельно по двум направлениям. Практически одновременно
истребительная версия появилась в полевом исполнении, разработанная силами
авиамехаников 302-го Ku. и заводская модификация разработки фирмы Каваниши.
Первая полевая версия обозначалась- "Ginga 11-gata Kaizō yasen"
(иногда для обозначения этой версии истребителя фигурирует название "Byakkō" - "Лунный
Свет", впрочем, никогда не использовавшееся официально) - ночной истребитель
"Гинга" модель 11, вооруженный парой наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2. Было
два варианта расположения их. В первом одна пушка располагалась перед кабиной,
вторая позади, во втором обе пушки располагались за кабиной. Все оборонительное
вооружение при этом снималось. В составе 302-го кокутай так были модернизированы
не более десятка бомбардировщиков P1Y1 "Ginga" модель 11 и 11а.
Другой полевой вариант Р1Y1-S модель 21 (Kashō Ginga 21-gata), представлял собой
конверсию бомбардировщика уже с четырьмя наклонными 20-мм пушками - двумя перед
кабиной и двумя позади. При этом 13-мм пулемет задней оборонительной точки
сохранялся. Эта версия перехватчика в составе 302-го кокутай существовал, судя
по всему, в единственном экземпляре.
Вариант истребителя разработки Каваниши, концептуально повторял проект "Бякко",
хотя работы по нему были начаты даже раньше и совершенно независимо.
Еще в январе 1943 года технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu,
привлеченный потенциалом нового бомбардировщика, даже еще пока не поступившего
на вооружение приказал фирме Каваниши, в меньшей степени загруженной военными
заказами, pазpаботать на своем заводе в Конане истpебительный ваpиант Р1Y. Зная
о ненадежности двигателей Хомаpе, изначально стоявших на "Гинге", Каваниши
pешила использовать 14-цилиндpовые двигатели воздушного охлаждения MK4T
Mitsubishi Kasei-25 мощностью 1850 лс. Самолет pазpаботки Каваниши получил
обозначение Р1Y2-S. Пpи этом ночной истpебитель сохpанил бомбоотсек, так как его
планиpовалось использовать и в качестве ночного бомбаpдиpовщика. Он проходил
испытания в октябре 1943 года и первоначально получил собственное имя "Hakkō" -
"Корона". В марте 1944 года, когда истребитель был официально принят флотом,
название было изменено на P1Y2-S "Kyokkō" - "Утренняя заря", или длинное
обозначение "Бомбардировщик флота Гинга, модифицированный в истребитель Киокко
модель 26" - " Kashō Ginga 26-gata/Shisei Kyokkō".
Состав вооружения первоначально составляли пара наклонных 20-мм пушек Тип 99
модель 2 за кабиной. На самолеты позднего выпуска ставили одну 30-мм пушку Тип
5. Отдельные машины даже получали комбинацию вооружения из пары, расположенных
бок о бок 20-мм Тип 99-2, за кабиной и одной 30-мм пушки Тип 5 смещенной дальше
к хвосту. Оборонительное вооружение, как правило, снималось, но часто некоторые
экипажи оставляли заднюю стрелковую установку. Под самый занавес войны на части
истребителей "Киокко" устанавливался поисковый радар Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель
4 (Tип H6) с длиной волны 2 м. Хотя радар Н6 был предназначен главным образом
для обнаружения морских целей типа корабль, теоретически он-таки допускал
обнаружение и воздушных целей - одиночной на дистанции до 70 км, групповой - до
100 км.
Завод фирмы Каваниши в Конане собирал истребители P1Y2-S из готовых узлов вплоть
до февраля 1945 года. Общее количество выпущенных машин этого типа составило 96
или 97 экземпляров.
Впрочем, боевые качества нового истpебителя оказались pазочаpовывающими. В
pезультате с большинства из выпущенных Р1Y2-S наклонные пушки снимались, а
самолеты использовались уже в качестве бомбаpдиpовщиков под обозначением Р1Y2
модель 16 (Ginga 16-gata), правда способность пикировать машина при этом
утрачивала.
Немногочисленные ночные истребители Р1Y1-S и P1Y2-S действовали, как уже
отмечалось, только в составе 302-го кокутай с авиабазы Ацуги близ города
Хамамацу. Там, в 1945 году была собрана сборная солянка из флотских
эрзац-перехватчиков J1N3, D4Y2-S, С6N1-S и даже экспериментальных J5N "Тенрай".
Основу же матчасти 302-го Ku. составляли перехватчики J2M "Райден".
Результаты работы немногочисленных перехватчиков P1Y-S были, мягко говоря,
скромными.
Так, принесший огромный урон улицам Токио воздушный налет В-29 9-10 марта 1945
года, не застал группу истребителей "Гинга" в боевой готовности, но 2 апреля
перед рассветом, по тревоге были подняты два ночных истребителя P1Y-S. Оба
самолета были оснащены поисковым радаром Н6, поэтому, несмотря на отдалённость
от дозорного пункта, затруднений в поиске цели не возникло. Отправившись на
Восток, по пути от Тёси до Татеямы самолёт под номером "Йод-161", чей экипаж
состоял из Аикава Масао, Симадзу Така, Мацуи Садаки, обнаружил освещённый
прожектором с береговой линии за Токио В-29 и пошёл на сближение. Вероятно, это
был одиночный разведчик F-13. Враг занимал высоту около двух километров и,
казалось, снижал скорость, поэтому его обнаружение и выход на позицию для атаки
не составило труда. Заняв позицию сзади снизу, они дали залп из 20-мм орудий по
огромному корпусу американского самолёта, закрывшего весь обзор неба. Начав с
обстрела основания левого крыла, они прошли из пушек по всему корпусу наискосок.
По возвращению на базу экипаж доложил о "вероятно сбитом" В-29. Радист Мацуи
Садаки, наблюдавший атаку из задней кабины, утверждал, что атакуемый
американский бомбардировщик горел в трех местах.
Сопоставление данных потерь В-29 с заявкой экипажа "Йод-161" от 2 апреля 1945
года свидетельствует, что в этот день потерь В-29 не было, равно как и не было
налетов на Японию.
12 апреля 1945 года "Гинга"-истребитель итто хико хейсо (гл старшина) Кунихара
Конно днем пытался перехватить метеоразведчик В-29, но был атакован
сопровождавшими "Мустангами" и сбит.
Тремя днями позже, 15 апреля, дзёто хико хэйсо (гл. кораб. старшина) Симадзу,
вылетев на боевое патрулирование около десяти часов вечера, погиб со всем
экипажем при невыясненных обстоятельствах, упав в окрестностях базы.
Ещё один "Киокко", управляемый сёи (мл. лейт) Утиямой, той же ночью по ошибке
был обстрелян собственной зенитной батареей, и получил попадание в правый
двигатель. Умело управляя самолетом, единственный уцелевший двигатель которого
также работал с перебоями, Утияма сумел посадить его на картофельное поле. В
результате аварийной посадки погиб радист, а штурман-оператор РЛС тюи
(лейтенант) Сабури Такеши вывихнул ногу.
По японским данным 24 мая 1945 года в полвторого ночи два дозорных P1Y-S приняли
бой на юге полуострова Идзу. Подробности остаются невыясненными, но сёса
(капинан-лейтенант) Ямамото Тосимару по возвращении доложил об одном
уничтоженном и одном поврежденном вражеском самолете. Сопоставление с
американскими данными, опять же не подтверждают потери В-29 в этот день.
В ночь с 25 на 26 мая после поступления информации о большой группе "Мустангов",
направляющихся к авиабазе Ацуги, остатки 302 кокутай в составе 20 самолетов,
среди которых оставался лишь один исправный P1Y-S отступили к армейскому
аэродрому в г. Маэбаси префектуры Гумма. Среди оставшихся на базе Ацуги
самолётов остались три "Гинга"- истребителя с различными неисправностями,
которые были благополучно добиты штурмовавшими аэродром "Мустангами".
В целом, эффективность ночных перехватчиков P1Y-S была крайне низка, хотя до
наших дней дошли фотографии P1Y2-S "Kyokkō" с хвостовым кодом "Йод-176", на
фюзеляже которого видны отметки о четырех победах. Командир экипажа этого
истребителя тюи (лейтенант) Кусаку Хамано якобы использовал для перехвата помимо
пушек и фосфорные бомбы. Но, как правило, победные доклады японских летчиков
конца войны стоили очень дешево, и скорее всего эти победы были очередным ходом
японской пропаганды для поднятия духа.
(c) Евгений Аранов