Уголок неба ¦ Yokosuka P1Y2-S Kyokko

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
     P1Y2-S Kyokko
       
Разработчик: Yokosuka
Страна: Япония
Первый полет: 1943
Тип: Тяжелый истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Появление в составе флотской авиации Японии новейшего и весьма перспективного пикирующего бомбардировщика P1Y Ginga, обладавшего хорошей скоростью, не осталось без внимания со стороны вездесущего дайсё (капитана 1 ранга) Ясуна Кодзоно (Yasuna Kozonо), командира 302 кокутай ночных истребителей. Подразделение это было сформировано в марте 1944 г. на авиабазе Кисарацу и призвано было усилить оборону центрального сектора в районе Токио - Нагоя.

Полтора года назад именно по инициативе Кодзоно на базовые двухмоторные разведчики флота J1N1 "Гекко" начали ставить наклонные пушки для стрельбы вперед-вверх, превратив, таким образом, разведывательный самолет в ночной перехватчик. Именно эта машина и должна была по мнению командования стать основой матчасти нового 302-го кокутай. Однако, реалии оказались таковыми, что ограниченный выпуск "Гекко"-перехватчиков не позволил полностью укомплектовать ими новое подразделение. К началу воздушного наступления американцев на Японские острова матчасть полка составляла сборная солянка из самой разной авиатехники, стараниями и инициативой Кодзоно, приспособленной для выполнения ночных перехватов. Помимо уже упомянутых "Гекко" в состав 302 кокутай поступали обычные истребители А6М "Рейсен" последних модификаций Модель 52 и новейшие перехватчики J2M "Райден".

Кодзоно был убежденным сторонником применения наклонного пушечного вооружения и тактики его применения с атакой из задней нижней полусферы атакуемого бомбардировщика. В 1942-43 гг. такая тактика имела определенный успех, поскольку в нижней полусфере бомбардировщиков старых конструкций типа В-17 и В-24 они имели наихудший обзор и наиболее слабое оборонительное вооружение. Но в случае с новыми В-29 такая тактика уже теряла смысл. Новые американские самолеты снизу были защищены ничуть не хуже, чем с любой другой стороны. Но консерватизм - это национальная японская черта, и быстро перестроить сознание, оперативно изменить отработанную тактику было просто не реально. Поэтому по инициативе Кодзоно наклонные пушки ставились практически на все самолеты, поступавшие на вооружение вверенного ему 302-го Ku. 20-мм пушка Тип 99 модель 2 устанавливалась позади пилотского сиденья в "Зеро" прямо в кабине пилота. Две таких же пушки размещались "на спине" "Райдена" позади кабины, дополняя и без того мощное 4-пушечное вооружение этого перехватчика.

Нехватка авиатехники заставила командира части использовать в качестве пополнения все, что было доступно. Не стал исключением и новый бомбардировщик "Гинга" P1Y.

Необходимо отметить, что разработка тяжелого перехватчика на базе пикировщика "Гинга" шла параллельно по двум направлениям. Практически одновременно истребительная версия появилась в полевом исполнении, разработанная силами авиамехаников 302-го Ku. и заводская модификация разработки фирмы Каваниши.

Первая полевая версия обозначалась- "Ginga 11-gata Kaizō yasen" (иногда для обозначения этой версии истребителя фигурирует название "Byakkō" - "Лунный Свет", впрочем, никогда не использовавшееся официально) - ночной истребитель "Гинга" модель 11, вооруженный парой наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2. Было два варианта расположения их. В первом одна пушка располагалась перед кабиной, вторая позади, во втором обе пушки располагались за кабиной. Все оборонительное вооружение при этом снималось. В составе 302-го кокутай так были модернизированы не более десятка бомбардировщиков P1Y1 "Ginga" модель 11 и 11а.

Другой полевой вариант Р1Y1-S модель 21 (Kashō Ginga 21-gata), представлял собой конверсию бомбардировщика уже с четырьмя наклонными 20-мм пушками - двумя перед кабиной и двумя позади. При этом 13-мм пулемет задней оборонительной точки сохранялся. Эта версия перехватчика в составе 302-го кокутай существовал, судя по всему, в единственном экземпляре.

Вариант истребителя разработки Каваниши, концептуально повторял проект "Бякко", хотя работы по нему были начаты даже раньше и совершенно независимо.

Еще в январе 1943 года технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, привлеченный потенциалом нового бомбардировщика, даже еще пока не поступившего на вооружение приказал фирме Каваниши, в меньшей степени загруженной военными заказами, pазpаботать на своем заводе в Конане истpебительный ваpиант Р1Y. Зная о ненадежности двигателей Хомаpе, изначально стоявших на "Гинге", Каваниши pешила использовать 14-цилиндpовые двигатели воздушного охлаждения MK4T Mitsubishi Kasei-25 мощностью 1850 лс. Самолет pазpаботки Каваниши получил обозначение Р1Y2-S. Пpи этом ночной истpебитель сохpанил бомбоотсек, так как его планиpовалось использовать и в качестве ночного бомбаpдиpовщика. Он проходил испытания в октябре 1943 года и первоначально получил собственное имя "Hakkō" - "Корона". В марте 1944 года, когда истребитель был официально принят флотом, название было изменено на P1Y2-S "Kyokkō" - "Утренняя заря", или длинное обозначение "Бомбардировщик флота Гинга, модифицированный в истребитель Киокко модель 26" - " Kashō Ginga 26-gata/Shisei Kyokkō".

Состав вооружения первоначально составляли пара наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2 за кабиной. На самолеты позднего выпуска ставили одну 30-мм пушку Тип 5. Отдельные машины даже получали комбинацию вооружения из пары, расположенных бок о бок 20-мм Тип 99-2, за кабиной и одной 30-мм пушки Тип 5 смещенной дальше к хвосту. Оборонительное вооружение, как правило, снималось, но часто некоторые экипажи оставляли заднюю стрелковую установку. Под самый занавес войны на части истребителей "Киокко" устанавливался поисковый радар Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель 4 (Tип H6) с длиной волны 2 м. Хотя радар Н6 был предназначен главным образом для обнаружения морских целей типа корабль, теоретически он-таки допускал обнаружение и воздушных целей - одиночной на дистанции до 70 км, групповой - до 100 км.

Завод фирмы Каваниши в Конане собирал истребители P1Y2-S из готовых узлов вплоть до февраля 1945 года. Общее количество выпущенных машин этого типа составило 96 или 97 экземпляров.

Впрочем, боевые качества нового истpебителя оказались pазочаpовывающими. В pезультате с большинства из выпущенных Р1Y2-S наклонные пушки снимались, а самолеты использовались уже в качестве бомбаpдиpовщиков под обозначением Р1Y2 модель 16 (Ginga 16-gata), правда способность пикировать машина при этом утрачивала.

Немногочисленные ночные истребители Р1Y1-S и P1Y2-S действовали, как уже отмечалось, только в составе 302-го кокутай с авиабазы Ацуги близ города Хамамацу. Там, в 1945 году была собрана сборная солянка из флотских эрзац-перехватчиков J1N3, D4Y2-S, С6N1-S и даже экспериментальных J5N "Тенрай". Основу же матчасти 302-го Ku. составляли перехватчики J2M "Райден".

Результаты работы немногочисленных перехватчиков P1Y-S были, мягко говоря, скромными.

Так, принесший огромный урон улицам Токио воздушный налет В-29 9-10 марта 1945 года, не застал группу истребителей "Гинга" в боевой готовности, но 2 апреля перед рассветом, по тревоге были подняты два ночных истребителя P1Y-S. Оба самолета были оснащены поисковым радаром Н6, поэтому, несмотря на отдалённость от дозорного пункта, затруднений в поиске цели не возникло. Отправившись на Восток, по пути от Тёси до Татеямы самолёт под номером "Йод-161", чей экипаж состоял из Аикава Масао, Симадзу Така, Мацуи Садаки, обнаружил освещённый прожектором с береговой линии за Токио В-29 и пошёл на сближение. Вероятно, это был одиночный разведчик F-13. Враг занимал высоту около двух километров и, казалось, снижал скорость, поэтому его обнаружение и выход на позицию для атаки не составило труда. Заняв позицию сзади снизу, они дали залп из 20-мм орудий по огромному корпусу американского самолёта, закрывшего весь обзор неба. Начав с обстрела основания левого крыла, они прошли из пушек по всему корпусу наискосок. По возвращению на базу экипаж доложил о "вероятно сбитом" В-29. Радист Мацуи Садаки, наблюдавший атаку из задней кабины, утверждал, что атакуемый американский бомбардировщик горел в трех местах.

Сопоставление данных потерь В-29 с заявкой экипажа "Йод-161" от 2 апреля 1945 года свидетельствует, что в этот день потерь В-29 не было, равно как и не было налетов на Японию.

12 апреля 1945 года "Гинга"-истребитель итто хико хейсо (гл старшина) Кунихара Конно днем пытался перехватить метеоразведчик В-29, но был атакован сопровождавшими "Мустангами" и сбит.

Тремя днями позже, 15 апреля, дзёто хико хэйсо (гл. кораб. старшина) Симадзу, вылетев на боевое патрулирование около десяти часов вечера, погиб со всем экипажем при невыясненных обстоятельствах, упав в окрестностях базы.

Ещё один "Киокко", управляемый сёи (мл. лейт) Утиямой, той же ночью по ошибке был обстрелян собственной зенитной батареей, и получил попадание в правый двигатель. Умело управляя самолетом, единственный уцелевший двигатель которого также работал с перебоями, Утияма сумел посадить его на картофельное поле. В результате аварийной посадки погиб радист, а штурман-оператор РЛС тюи (лейтенант) Сабури Такеши вывихнул ногу.

По японским данным 24 мая 1945 года в полвторого ночи два дозорных P1Y-S приняли бой на юге полуострова Идзу. Подробности остаются невыясненными, но сёса (капинан-лейтенант) Ямамото Тосимару по возвращении доложил об одном уничтоженном и одном поврежденном вражеском самолете. Сопоставление с американскими данными, опять же не подтверждают потери В-29 в этот день.

В ночь с 25 на 26 мая после поступления информации о большой группе "Мустангов", направляющихся к авиабазе Ацуги, остатки 302 кокутай в составе 20 самолетов, среди которых оставался лишь один исправный P1Y-S отступили к армейскому аэродрому в г. Маэбаси префектуры Гумма. Среди оставшихся на базе Ацуги самолётов остались три "Гинга"- истребителя с различными неисправностями, которые были благополучно добиты штурмовавшими аэродром "Мустангами".

В целом, эффективность ночных перехватчиков P1Y-S была крайне низка, хотя до наших дней дошли фотографии P1Y2-S "Kyokkō" с хвостовым кодом "Йод-176", на фюзеляже которого видны отметки о четырех победах. Командир экипажа этого истребителя тюи (лейтенант) Кусаку Хамано якобы использовал для перехвата помимо пушек и фосфорные бомбы. Но, как правило, победные доклады японских летчиков конца войны стоили очень дешево, и скорее всего эти победы были очередным ходом японской пропаганды для поднятия духа.

(c) Евгений Аранов





 Модификации :
P1Y1-S модель 11 "Byakkō"  Полевая переделка базовых моделей в ночной истребитель. Вооружение из пары наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2. Все оборонительное вооружение демонтировалось.
P1Y1-S модель 21  Проект переделки в ночной истребитель. Вооружение из 4-х наклонных пушек.
P1Y2-S модель 26 "Kyokkō"  Вариант ночного истребителя производства фирмы Каваниши. Двигатели MK4T Mitsubishi Kasei-25.
Вооружение две наклонные 20-мм пушки Тип 99-2 или
одна 30-мм Тип 5. Оборонительное вооружение, как правило, отсутствовало.



 ЛТХ:
Модификация   P1Y2-S
Размах крыла, м   20.00
Длина, м   15.00
Высота, м   5.30
Площадь крыла, м2   55.00
Масса, кг  
  пустого самолета   7138
  нормальная взлетная   10500
  максимальная взлетная   13300
Тип двигателя   2 ПД Mitsubishi MK4T Kasei-25
Мощность, л.с.  
  взлетная   2 х 1825
  номинальная на высоте   2 х 1300
Максимальная скорость , км/ч   522
Крейсерская скорость , км/ч   370
Практическая дальность, км   5370
Боевая дальность, км   1815
Макс. скороподъемность, м/мин   531
Практический потолок, м   9560
Экипаж, чел   3
Вооружение:   2х20-мм наклонные пушки Тип 99 модель 2, либо 1х30-мм наклонная пушка Тип 5, либо 2х20+1x30-мм наклонных пушки. иногда 1х13-мм пулемет Тип 2 в задней кабине


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип P1Y2-S
 P1Y2-S
 P1Y2-S
 P1Y2-S
 P1Y2-S (с антенной поискового радара Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель 4 (Tип H6)

  Схемы:

 Варианты истребителя

  Варианты окраски:

 P1Y1-S
 P1Y2-S

  



 

Список источников:

Евгений Аранов. Тяжелый ночной перехватчик флота Kugisho P1Y-S "Kyokkō"
Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Maru Mechanic. Kugisho P1Y "Ginga"


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: