Тема легкого и хорошо вооруженного истребителя для ВВС Франции развивалась в
середине 1930-х гг. очень быстрыми темпами. В 1935 году инженерами Les Ateliers
de Constructions du Nord de la France et Les Mureaux (сокращенно - ANF Mureaux)
под руководством Андре Брунэ был спроектирован самолёт наиболее полно отвечающий
модной тогда концепции "легкий истребитель". Его конструкция была
цельнометаллической с дюралевой обшивкой, крыло имело элегантный эллиптический
профиль, а кабину пилота выполнили закрытой. Как и полагается, двигатель
самолёта был компактным - для Mureaux 190 был выбран 12-цилиндровый Salmson
12Vars мощностью 450 л.с. с двухлопастным винтов постоянного шага. Вооружение
истребителя состояло из мотор-пушки HS-404 калибра 20-мм и двух крыльевых 7,5-мм
пулеметов МАС 34. Из анахронизмов осталось только неубираемое шасси в
обтекателях. Испытания Mureaux 190 начались в июле 1936 и продолжались до начала следующего
года. Практически сразу выяснилось, что показатели самолёта не отвечают
требованиям ВВС, а двигатель не слишком надежен в эксплуатации. Доработанный
проект Mureaux 191 с убираемым шасси тоже не нашел поддержки и остался только на
бумаге. Косвенно на решение отказаться от истребителей фирмы Mureaux было
наличие целого арсенала проектов и прототипов у фирмы Caudron, которая по сути и
была законодателем моды. В серийное производство пошел CR.714C.1 "Cyclone",
продержавшийся на вооружении неполных два года. Не зацикливаясь на простой модернизации неудачного прототипа конструкторы решили
пойти по другому пути. Оставив основу конструкции Mureaux 190 они создали на его
базе фактически новый истребитель. От прежнего самолёта сохранили только крыло и
хвостовую часть фюзеляжа, да и то с некоторыми изменениями. По внешнему дизайну
новый истребитель стал ближе к Arsenal VG-33 или Renard R-36. К 1938 году, когда
начались работы над этим самолётом, фирмы ANF Mureaux и Potez объединились в
единый концерн SNCAN и большая часть доводочных работ впоследствии проводилась
инженерами с Potez. Соответственно название истребителя изменили на Potez
230. В первый полет он отправился в январе 1940 года под управлением
летчика-испытателя Жоржа Детрэ. Показатели достигнутые на Potez 230 впечатляли -
при мощности двигателя всего в 650 л.с. самолёт развивал максимальную скорость
560 км\ч и мог подниматься на высоту до 9000 метров. Его ТТХ превосходили данные
серийных истребителей D.520C.1 и МВ.152, не говоря уже о морально устаревшем
MS.406. Истребитель рекомендовали в серийное, однако оккупация страны нарушила
все планы производства не только Potez 230, но и многих других самолётов. Самолёт разрабатывался на основе опытного истребителя ANF-Mureaux 190. По
внешнему дизайну Potez 230 был близок к весьма удачному Arsenal VG-33 или к
советскому И-26, только конструкция его была в основе своей деревянной. Первый
прототип поднял в воздух в январе 1940 года летчик-испытатель Жорж Детре. Судя
по полученным данным истребитель мог составить конкуренцию разработкам фирм
Bloch и Devoitine, однако скоротечная капитуляция Франции заставила прекратить
работы над Potez 230. Это, впрочем, не помешало немцам перевезти самолёт в
Германию, где истребитель подвергся всестороннему изучению.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Potez 230 |
Размах крыла, м |
8.74 |
Длина, м |
7.57 |
Высота, м |
2.18 |
Площадь крыла, м2 |
10.97 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
1800 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza 12Xcrs |
Мощность, л.с. |
1 х 690 |
Максимальная скорость , км/ч |
560 |
Крейсерская скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм мотор-пушка и
четыре 7,5-мм пулемета МАС 34 М39 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|