Самолёт Lockheed ХР-49
создавался в соответствии с заказом №39-775, полученном 11 марта 1939 года от
USAAC, на проектирование скоростного двухмоторного истребителя-перехватчика.
Планировалось, что в новом самолёте будут использованы составляющие от ХР-38,
который успешно прошел испытания и поступил в предсерийное производство. Для
фирме Lockheed такой шаг был очень кстати и основные доработки свелись к
установке двигателей Pratt & Whitney X-1800-SA2-G (ХН-2600) мощностью 2000-2200
л.с. с турбонагнетателями и помещенных в мотокапоты более обтекаемой формы.
Фюзеляжная гондола и хвостовые балки претерпели незначительные изменения.
Вооружение перехватчика должно было состоять из двух 20-мм пушек и четырех
12,7-мм пулеметов. Полная топливная вместимость равнялась 300 американским
галлонам, что обеспечивало большую, по сравнению с ХР-38 дальность полёта. По
реестру фирмы самолёт получил обозначение Model 222, которое правда в скором
времени заменили на Model 522.
В процессе проектирования
специалисты фирмы предложили заменить рядные моторы Pratt &Whitney на
радиальные Wright "Tornado" R-2160 (2300 л.с.). По предварительным
расчетам первый вариант должен был развивать скорость не менее 761 км/ч,
в то время как для второго максимальная скорость оценивалась в 804 км\ч.
Армейская комиссия рассмотрела поступившие проекты 3 августа и без
промедлений заключила контракт на постройку одного прототипа под
обозначением ХР-49. Его единственным конкурентом оказался Grumman
Project 17 - двухмоторный многоцелевой истребитель предложенный армии
как XP-50 и морской авиации как XF5F-1. Победить его не составляло бы
большого труда, но в это время фирма была занята налаживанием
производства Р-38 и более важным проектом ХР-58, так что на доводку
ХР-49 сил оставалось крайне мало. Строительство самолёта затягивалось, а
когда стало ясно, что в ближайшем будущем получить планируемые моторы не
удастся USAAC позволили заменить их на Continental XIV-1439-9\11
мощностью 1540 л.с. Кроме этого пришлось вместо обычной брони установить
фиктивную, чтобы хотя как-то снизить массу ХР-49. Теперь максимальная
скорость ожидалась в пределах 737 км\ч на высоте 7600 метров, что также
было совсем неплохо.
Новый детальный проект был
представлен инженером М.К.Хаддоном 23 декабря 1940 года. Две трети
компонентов ХР-49 принадлежали серийному ХР-38, не считая
герметизированной кабины от ХР-38А и усиленного шасси. Теперь
строительство пошло быстрее, но закончить его удалось только в апреле
1942 года, когда к самолётам такого класса предъявлялись другие
требования. Первый прототип (р/н 40-3055) с мая начал проходить наземные
испытания, которые сразу выявили массу недостатков в силовой установке.
В воздух он поднялся 14 ноября 1942 года, управляемый лётчиком Джо
Тоулом, и хотя полёт прошел успешно ХР-49 не выглядел надежной машиной.
Спустя неделю моторы заменили на XIV-1430-13/15, обладавшие мощностью
1600 л.с., установили новые самозатягивающиеся топливные баки и сидение
для бортинженера позади места пилота. После нескольких вылетов на ХР-49
удалось развить скорость всего 653 км\ч, но маневренность перехватчика
оказалась достаточно высокой.
Тестовые полёты прервались
1 января 1943 года, так как прототип потерпел аварию на авиабазе Мурок
из-за одновременного отказа гидро- и электорсистем. После ремонта ХР-49
получил более высокие кили и снова поднялся в воздух 26 июня 1943 г.,
перелетев на авиабазу Райт Филд. Армия была откровенно разочарована
полученными результатами: прежде всего ХР-49 был готов к армейским
испытаниям на 27 месяцев позже ожидаемого срока, в добавок его ТТХ не
достигли ожидаемых высот, а на этот самолёт были затрачены немалые
средства. Больший приоритет теперь отдавался серийной модификации P-38J,
показавшей лучшие характеристики, поэтому вопрос о начале серийного
выпуска ХР-49 даже не ставился. Испытания в Райт Филд были все же
продолжены, но по причине низкой надежности двигателей и постоянных
неисправностей в топливной системе единственный прототип перехватчика
летал редко. В конце войны ХР-49 поставили на временное хранение и в
1946 году пустили на слом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XP-49 |
Размах крыла, м |
15.85 |
Длина, м |
12.22 |
Высота, м |
2.98 |
Площадь крыла, м2 |
30.42 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7019 |
максимальная взлетная |
8504 |
Тип двигателя |
2 ПД Continental XI-1430-1 Hyper |
Мощность, л.с. |
2 х 1600 |
Максимальная скорость , км/ч |
653 |
Крейсерская скорость , км/ч |
544 |
Практическая дальность, км |
2900 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
11430 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение (планируемое): |
две 20-мм пушки и четыре 12.7-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|