Историю истребителя ХР-60 иначе как грустной назвать нельзя. Этот самолёт
стал отчаянной попыткой фирмы Curtiss создать достойную замену Р-40, который был
одним из наиболее массовых американских самолётов тех лет. Тем не менее, под
влиянием многих факторов, ХР-60 так и не стал серийным самолётом, оставив труды
своих разработчиков напрасными. История этой машины началась в 1940 году, когда стало очевидно, что
усовершенствованный истребитель ХР-46 не будет отвечать предъявленному к нему
техническому заданию. В этот самолёт, создаваемый с учетом боевых действий в
Европе, было и без того вложено немало сил и средств, но в итоге была получена
довольно посредственная модификация Р-40, которая пройдя массу доработок
осталась на прежнем уровне. Следующий вариант истребителя подвергся гораздо
большим изменениям. На нем планировалось установить 12-цилиндровый рядный
двигатель Continental XIV-1430-3 мощностью 1600 л.с. и крыло ламинарного
профиля, существенно повышавшим скоростные характеристики. Конструкция шасси
также была изменена - теперь основные стойки и колеса убирались в крыло с
разворотом на 90 градусов, как у более ранних моделей. Вооружение включало в
себя восемь 12,7-мм пулеметов. Центральную и хвостовую секцию фюзеляжа решили
позаимствовать к Р-40D, однако по большому счету новая Model 88 являлась
переработанным ХР-46. По проекту максимальная скорость истребителя должна была
составить порядка 692 км\ч. 1 октября 1940 года USAAC подписал контракт на постройку двух прототипов Model
88 под армейским обозначением ХР-53, но шесть недель спустя было выдвинуто новое
требование. Оценив опыт англичан в ведении воздушной войны американское
командование распорядилось начать работы по установке на истребители двигателя Rolls-Royce "Merlin", который также устанавливался на знаменитые "Hurricane" и "Spitfire",
прекрасно показавшими себя в боях с немецкими Bf.109Е. Чтобы не терять времени
даром один из недостроенных прототипов ХР-53 (серийный номер 41-19508) решили
переоборудовать под мотор Allison V-1650-1, представлявшего собой лицензионную
копию "мерлина", но с сохранением остальных элементов конструкции. Доработанный
истребитель сменил обозначение на ХР-60 (фирменное обозначение Model 90). В то время как шла постройка обоих прототипов USAAC отменил заказ на
единственный оставшийся ХР-53. Сделали это из-за задержек с доводкой двигателя Continetal, который мог появиться в массовом производстве не ранее как через
пару лет. Такой вариант армейскую авиацию никак не устраивал и оставшийся корпус
приспособили для проведения статических испытаний по программе строительства
ХР-60. На нем установили проектированные топливные баки и лобовое бронестекло,
но полностью сняли вооружение. Тем временем в проект истребителя были внесены существенные корректировки.
Самолёту вернули шасси, по конструкции аналогичное ХР-46 и полностью
перепроектировали носовую часть фюзеляжа. Первоначально ХР-60 планировали
оснастить чисто британским двигателем Rolls-Royce "Merlin" 28, но проведенные
расчеты показали, что максимальная скорость ХР-60 в данной конфигурации не будет
сильно отличаться от ранних моделей. Это подтвердили и испытания, начавшиеся 18
сентября 1941 года состоявшиеся всего через 11 дней после первого полёта
неблагополучного ХР-46. Скорость истребителя составила 622 км\ч, а высоту 5000
метров ХР-60 набирал за 7,3 минуты, что было гораздо лучше показателей серийных
Р-40, но недостаточной по сравнению с самолётами основным конкурентов. Отчасти
это произошло из-за плохого качества изготовления крыла ламинарного профиля, в
котором каждая неровность "съедала" немного скорости. Испытания опытного
экземпляра несколько раз заканчивались поломками шасси, после которых самолёт
подвергался ремонту и сопутствующим мелким доработкам. Пришлось ещё увеличить
площадь вертикального оперения, так как пилоты жаловались на недостаточную
путевую устойчивость самолёта. Общий объём переделок оказался немаленьким и от
начальной модели осталось только крыло и некоторые секции фюзеляжа.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XP-60 |
Размах крыла, м |
12.62 |
Длина, м |
10.16 |
Высота, м |
4.27 |
Площадь крыла, м2 |
25.40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3180 |
нормальная взлетная |
4241 |
Тип двигателя |
1 ПД Packard V-1650-1 Merlin |
Мощность, л.с. |
1 х 1300 |
Максимальная скорость , км/ч |
611 |
Крейсерская скорость , км/ч |
542 |
Практическая дальность, км |
1040 |
Практический потолок, м |
10200 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
четыре-шесть 12,7мм
пулемета установленных в крыле |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|