Уголок неба ¦ Northrop P-61C Black Widow

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-61C Black Widow
       
Разработчик: Northrop
Страна: США
Первый полет: 1945
Тип: Ночной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следующей модификацией "Блэк видоу", поступившей на вооружение,стал Р-61С, отличавшийся более высокими летными данными. Большинство экипажей "Блэк видоу" положительно отзывались о самолете, особенно о его маневренности и вооружении. Однако этого для ночного истребителя было недостаточно. Ему явно не хватало скорости и потолка. В результате к середине 1943 г, незадолго до поступления "Блэк видоу" на вооружение боевых частей, армейская авиация и Нортроп пришли к заключению о необходимости поднятия летных данных "Блэк видоу". 11 ноября 1943 г. Нортроп получила заказ на улучшенный вариант "Блэк видоу" - ХР-61С.

ХР-61С имел практически тот же планер, что и "Блэк видоу", но с двигателями R-2800-73 мощностью 2800 л.с. на чрезвычайном режиме и имевшими турбокомпрессоры. Инженеры Нортропа решили в свое время отказаться от турбокомпрессоров, чтобы снизить расход топлива на Р-61 и увеличить тем самым время патрулирования. Однако к моменту разработки новой модификации повышение скорости и потолка полета были более настоятельными задачами.

Новый ХР-61С внешне отличался от модификаций А и В большими бульбообразными обтекателями для турбокомпрессоров под мотогондолами. Винты "А.О.Смит" с широкими лопастями должны были реализовать большую мощность двигателей. Скорость ожидалась 688 км/ч на высоте 9150 м.

Работа над Р-61 С шла относительно медленно, так как фирмы фирма Нортроп была загружена работой по проекту бомбардировщика-летающее крыло ХВ-35. Фактически большая часть работы выполнялась на фирме "Гудьир", являвшейся поставщиком узлов и деталей для "Блэк видоу". В результате первый серийный P-61C-1-NO сошел со сборочной линии только в начале 1945 г. Как и ожидалось, летные данные заметно улучшились, несмотря на рост веса пустого самолета на 900 кг. Максимальная скорость достигала 688 км/ч на высоте 9150 м, потолок - 12500 м, а высота 9150 м набиралась за 14,6 мин.

Р-61С получил и воздушные тормоза - перфорированные щитки на верхней и нижней поверхностях крыла. Это должно было исключить проскакивание самолета мимо цели на высокой скорости. Для увеличения запаса топлива Р-61С получил четыре подкрыльевых пилона (два под центропланом и два под консолями), каждый под 1175-л сбрасываемый топливный бак.

Первый Р-61С был сдан армейской авиации США в июле 1945 г. Однако война на Тихом океане закончилась раньше, чем Р-61С попали в строевые части, 51-й и последний P-61C-1-NO был сдан 28 января 1946 г. Еще 13 машин было выпущено, но их так и не поставили армии, а сдали на слом. Нортроп также имела нереализованный заказ на еще 400 Р-61С с серийными номерами 1945 года. Их планировалось выпускать в двух сериях Р-61С-5 и -10.

Большинство пилотов, летавших на Р-61С, отмечали, что рост взлетного веса сделал самолет менее маневренным. Служебная карьера Р-61С была короткой, так как их скоро потеснили реактивные истребители. Большинство Р-61С было использовано в качестве опытных и исследовательских самолетов. К концу марта 1949 г большинство Р-61С было сдано на слом. Две машины были проданы частным фирмам, а две - попали в музеи.

После окончания войны Black Widow использовался еще в течение нескольких лет из-за проблем USAAF с разработкой ночного всепогодного истребителя с реактивным двигателем. Преемник Р-61 Curtiss P-87 оказался неудачен и срок эксплуатации Black Widow растянулся еще на несколько лет. В первые месяцы 1948 года началась замена Black Widow на истребитель F-82 Twin Mustang. К началу 1950 года почти все Р-61 сняли с эксплуатации. Последний Black Widow оставил Японию в мае 1950 года, т.е. всего за месяц до начала Корейской войны. 

После войны P-61/F-61 состояли на вооружении следующих частей USAAF/USAF: 

  • 2-я AWFS (All-Weather Fighter Squadron - всепогодная истребительная эскадрилья). Сформирована из 416-й NFS (эскадрилья ночных истребителей) в ноябре 1946 года на базе в Германии. Возвращена в США в июне 1947 года. В 1948 году перевооружена на F-82 Twin Mustang.

  • 4-я AWFS. Сформирована из 418-й NFS в августе 1948 года на Окинаве. В 1948 году перевооружена на F-82 Twin Mustang.

  • 5-я AWFS. Сформирована из 417-й NFS в ноябре 1946 года в Германии и вошла в состав 52 FG (Fighter Group - истребительная группа). Возвращена в США в июне 1948 года и вскоре перевооружена на F-82 Twin Mustang.

  • 68-я AWFS. Сформирована из 421-й NFS в августе 1948 года в Японии и почти сразу перевооружена на F-82 Twin Mustang.

  • 317-я AWFS. Первоначально имела на вооружении P-47 и P-51 и применялась на Европейском и Средиземноморском ТВД. В октябре 1945 года расформирована и в мае 1947 года преобразована в AWFS. В конце 1947 года получила на вооружение Р-61. В конце 1948 года перевооружена на F-82 Twin Mustang.

  • 319-я AWFS. Сформирована из 414-й эскадрильи ночных истребителей в сентябре 1947 года в Панаме. После возвращения в США в мае 1949 года перевооружена на F-82 Twin Mustang.

  • 339-я AWFS. Сформирована из 6-й эскадрильи ночных истребителей в феврале 1948 года в Японии. Вскоре была перевооружена на F-82 Twin Mustang.

Обозначение XP-61F было присвоено одному P-61С (серийный номер 43-8338), который был переделан компанией Northrop в двухместный ночной истребитель. Самолет был передан USAAF 10 августа 1945 года, но затем возвращен назад Northrop для внедрения необходимых изменений и последующих испытаний. Не имеется никаких отчетов относительно того были ли внесены какие-либо изменения и в чем они конкретно состояли. В октябре 1945 года самолет был сдан на хранение и дальнейшая его судьба неизвестна.





 ЛТХ:
Модификация   P-61C-1-NO
Размах крыла, м   20.12
Длина, м   15.11
Высота, м   4.47
Площадь крыла, м2   61.53
Масса, кг  
  пустого самолета   11520
  максимальная взлетная   16720
Тип двигателя   2 ПД Pratt Whitney R-2800-73
Мощность, л.с.  
  номинальная   2 х 2100
  максимальная   2 х 2800
Максимальная скорость , км/ч   688
Крейсерская скорость , км/ч   443
Практическая дальность, км   1931
Максимальная скороподъемность, м/мин   774
Практический потолок, м   12500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   четыре 20-мм пушки и четыре 12,7-мм пулемета
 бомбовая нагрузка до 2903 кг на четырех подкрыльных креплениях.


 Доп. информация :


  Чертеж "Northrop P-61 Black Widow (3)"
  Фотографии:

 XP-61 ставший прототипом P-61C
 P-61C
 P-61C использовавшийся в испытательных полетах
 P-61C-1
 P-61C-1
 P-61C-1
 P-61C-1
 P-61C-1
 P-61C-1
 P-61C-1 с ПТБ на 310 галлонов (1173 л)
 P-61C-1 с подвеншшеной под крылом ракетой PTV-N-2U Gordon
 Кабина пилота P-61C-1

  Варианты окраски:

 P-61C   419th NFS 13th AF USAAF     (c) Don Greer
 P-61C

 



 

Список источников:

Иван Малышев. Northrop P-61 Black Widow
АвиаКоллекция 2017-06. К. Кузнецов. Ночнорй перехватчик Нортроп Р-61 "Блэк Уидоу"
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Northrop P-61 Black Widow
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Northrop P-61
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighter
Jane's Fighting Aircraft of World War II
Axis-and-allies-paintworks.com. Bite of the Black Widow
Jeff Kolln. Northrop's Night Hunter: The P-61 Black Widow
Squadron/Signal 1106. David Doyle. P-61 Black Widow in action
MBI. Miroslav Balous. Northrop P-61 Black Widow
WarbirdTech 15. Warren E. Thompson. Northrop P-61 Black Widow
FAotW 1976-04. Northrop P-61 Black Widow
HPM 1992-11. Pavel Dvorak. Northrop P-61 Black Widow
Klassiker der Luftfahrt 2003-03. Volker K. Thomalla. Witwe mit Biss : Northrop P-61 Black Widow
Le Fana de l'Aviation 1978-01-03. Bernard Millot. Northrop P-61 "Black Widow"
Air Enthusiast 1971-06. The "Widow"
AeroJournal 2010-06-07. Ladies in the Dark


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: