В США до войны специализированных ночных истребителей не было. Восполнять
пробел решили на английский манер - переделав скоростной двухмоторный
бомбардировщик. При этом внимательно изучили британский опыт доработки
"Бостонов" в "Хэвоки".
Истребительному варианту А-20 присвоили обозначение Р-70; опытный образец
его, соответственно, именовался ХР-70. Специально строить его не стали, а
подвергли переделке единственный построенный А-20 с турбонаддувом.
Турбонагнетатели сняли, моторы заменили на R-2600-11. Бомбодержатели и
оборонительное вооружение демонтировали. Самолет получил новую неостекленную
носовую часть без штурманской кабины; самого штурмана тоже не предусматривалось.
За неимением собственного, истребитель оснастили английским радиолокатором AI Мк
IV, таким же, как на "Хэвоках". И расположение антенн было практически
аналогичным: передающая стреловидная в самом носу фюзеляжа и приемные по бортам
у кабины и на левом крыле. Экипаж, как и у англичан, состоял из пилота и
радиооператора; последний размещался в задней кабине. А вот вооружение от
английского "Хэвока" существенно отличалось, более напоминая британские же "интрадеры".
Под бывшим бомбоотсеком разместили плотно прилегающую гондолу с четырьмя 20-мм
пушками; боезапас составлял 60 патронов на ствол. Пушечное вооружение позволяло
открывать огонь с больших дистанций и эффективнее бороться с бомбардировщиками,
в том числе с имевшими бронезащиту.
На испытаниях ХР-70 показал максимальную скорость 526 км/ч и практический
потолок 8600 м. Первое было приемлемо, второе - не очень, но выбора у
американского командования тогда не было. Р-70 запустили в серийное
производство. У "Дуглас" имелся заказ на самолеты А-20, который был
приостановлен, но не отменен. Вот в счет этого контракта фирме предложили
собрать 59 серийных Р-70 "Найтхок". Первый из них сдали военным в апреле 1942 г.
В 1943 г. аналогичный вариант, Р-70А-1, был сделан на базе А-20С. Он отличался
усовершенствованной РЛС и тем, что в подфюзеляжнои гондоле пушки заменили
крупнокалиберными пулеметами. Существовали два подварианта по вооружению - с
шестью и восемью пулеметами. Гондола в обоих случаях была одинаковой, с шестью
пулеметами, просто два штатных пулемета в носовой части либо оставляли, либо
демонтировали, чтобы немного снизить вес. На Р-70А-1 устанавливались моторы
R-2600-23. Всего таких машин выпустили 39. Позже некоторые Р-70 доработали по
типу Р-70А-1.
Существовало еще несколько модификаций Р-70, которые либо являлись
экспериментальными, либо предназначались для использования только в учебных
целях и на фронте практически не были. Р-70А-2 - это переделанные A-20G. От типа
А-1 они отличались сохранением "родного" вооружения из шести крупнокалиберных
пулеметов в носовой части фюзеляжа. Аппаратура РЛС находилась в бомбоотсеке и
частично в задней кабине. В США изготовили 65 таких машин, еще семь подобных - в
мастерских в Брисбэне, в Австралии. Последние поступили в 419-ю эскадрилью. На
них стояли английские РЛС, а оборонительное вооружение демонтировалось. Машины,
эксплуатировавшиеся в учебных частях в Америке, зачастую летали и без
вооружения, и без радиолокатора. Но несколько Р-70А-2 отправились на
тихоокеанский театр в составе 6-й эскадрильи ночных истребителей.
Часть Р-70 поступила в школу, готовившую экипажи для ночных истребителей; она
размещалась в Орландо во Флориде. Но большинство импровизированных истребителей
досталось 481-й группе боевой подготовки; не удивительно - в нее входило 19
эскадрилий.
Четыре эскадрильи, вооруженные Р-70, в 1943 г. отправили в Северную Африку. Но
там они на этих машинах почти не летали - англичане предоставили американцам
свои более совершенные "Бофайтеры"; у них и со скоростью, и с потолком все было
в порядке. Лишь в 427-й эскадрилье к моменту перебазирования в Италию еще
сохранилось немного Р-70, но воевать им там не пришлось - из США поступили новые
ночные истребители Р-61.
На Тихом океане действовали три эскадрильи ночников. 6-я эскадрилья под
командованием майора С. Уортона получила 25 машин в ноябре 1942 г. на Гавайских
островах. Ее парк состоял из Р-70А-1 и нескольких Р-70А-2. 18 февраля 1943 г.
шесть наиболее подготовленных экипажей отряда "В" вместе с самолетами отправили
на Гуадалканал. Там ночные истребители разместили на аэродроме Хендерсон-филд.
Вскоре "Найтхоки" стали совершать вылеты на перехват одиночных японских ночных
бомбардировщиков. Но достигнуть успеха долго не удавалось. Пока Р-70 набирал
высоту и выходил на нужную позицию, вражеский самолет успевал уйти. А иногда
экипаж перехватчика никак не мог найти цель. Лишь 19 апреля капитану Э. Беннету
удалось подобраться к противнику достаточно близко, чтобы открыть огонь. Атака
прошла удачно: большой двухмоторный бомбардировщик G4M загорелся и упал в море.
Это была первая победа американского ночного истребителя.
15 июня на Гуадалканал прибыли еще пять завершивших обучение экипажей и четыре
самолета. Но действия эскадрильи по-прежнему оставались малоэффективными.
Ситуация изменилась только после получения из США истребителей Р-38 в варианте
ночного перехватчика. Они быстро довели боевой счет части до пяти уничтоженных
машин противника.
Другая часть 6-й эскадрильи, отряд "А", попала на Новую Гвинею. 19 марта 1943 г.
ее шесть самолетов выгрузили в Порт-Морсби на Новой Гвинее. Этот город являлся
основной базой снабжения союзных войск на острове и японская авиация бомбила его
днем и ночью. Р-70 отряда "А" поодиночке вылетали на патрулирование над
окрестностями Порт-Морсби. В ночь на 15 мая экипаж из пилота лейтенанта В.
Адамса и радиооператора П. Ди Лаббио обнаружили двухмоторный бомбардировщик
Ки.21 и сбили его. Это была вторая и последняя победа, одержанная на Р-70.
В августе 1943 г. отряд "А" переподчинили 418-й эскадрилье ночных истребителей.
К этому времени тактика японцев изменилась. В ночных налетах они стали
использовать не большие двухмоторные бомбардировщики, а маленькие бипланы. Такую
цель было гораздо труднее найти с помощью радиолокатора. Однако 16 сентября в
условиях плохой видимости (при густой облачности) экипаж лейтенанта Дж.
Бранднера засек отметку на экране и в итоге вышел на небольшой поплавковый
самолет. Р-70 сделал несколько заходов на обстрел и, по докладу летчика, нанес
противнику серьезные повреждения. Японец ушел вниз, в облака, и исчез из виду.
Предполагали, что он упал где-то в джунглях, но ни самого падения, ни обломков
никто не видел. Поэтому американским летчикам победу не засчитали, хотя
похвалили за удачный перехват.
До конца года самолеты эскадрильи вели патрулирование по ночам в районах
Дободуры, Фишхафена и острова Кирвина. Но японские самолеты им больше не
попадались, поэтому летчики стреляли по всем целям, обнаруженным на земле.
В период действий на Новой Гвинее 418-я эскадрилья потеряла один Р-70, который в
конце декабря 1943 г. из-за израсходования всего запаса горючего совершил
вынужденную посадку близ Таунсвилля.
15 ноября на Гуадалканал доставили 419-ю эскадрилью. По разным источникам, она
располагала 12-15 самолетами. К этому следует добавить отряд "В" 6-й эскадрильи,
который в то время насчитывал три Р-70 и шесть Р-38. Но к этому времени японцы
прекратили беспокоящие налеты по ночам. Чтобы техника не простаивала зря, ночные
истребители попробовали использовать для штурмовки вражеских позиций в темное
время суток. Первый такой вылет 419-я эскадрилья совершила 10 декабря 1943 г.;
самолеты обстреляли аэродром Бонис на острове Бугенвиль. Боевых потерь за всю
войну эта часть не имела. Единственный Р-70, исключенный из списков, врезался в
воду при учебной атаке на японский корабль, затонувший у Буны; экипаж
истребителя погиб.
4 января 1944 г. в бухте Милн на Новой Гвинее выгрузилась 421 -я эскадрилья
ночных истребителей. В ее составе имелись четыре Р-70. Поскольку японцы в
воздухе не появлялись, самолеты использовали как штурмовики. С 16 февраля они
атаковали опорные пункты противника, мосты, людей и транспорт на дорогах,
небольшие суда у побережья.
По мере продвижения войск союзников базы ночных истребителей менялись. Так, одно
из подразделений разместили на острове Сайдор, где американская морская пехота
добивала остатки японского гарнизона, другое - на Вакде, где тоже шли бои. 5
июня японская морская авиация отбомбилась по аэродрому на Вакде. В налете
участвовали несколько бомбардировщиков G4M. Им удалось уничтожить два "Найтхока"
и около 30 других американских самолетов. Один Р-70 в это время находился в
воздухе, возвращаясь с патрулирования. Его пилот лейтенант Ф. Мотта попытался
осуществить перехват.
Но японцы находились значительно выше. При наборе высоты на полном газу Мотта
перегрел двигатели и ему пришлось совершить вынужденную посадку в Холландии.
В общем, хорошего ночного истребителя из А-20 не получилось. Даже специально
доработанные машины более успешно действовали в качестве штурмовиков.
Существовало еще несколько модификаций "Найтхока", являвшихся экспериментальными
или предназначавшимися для учебных целей. Так, Р-70В-1 существовал в
единственном экземпляре. Носовую часть у него занимал спрятанный под обтекателем
радиолокатор SCR 720, работавший в сантиметровом диапазоне. Носовая часть у этой
машины была заметно короче, чем у обычного бомбардировщика A-20G-10, из которого
он был доработан и имела другие очертания. Вооружение, шесть 12,7-мм пулеметов,
перенесли в наплывы по бокам у кабины пилота - по три с каждого борта.
Р-70В-2 предназначались для подготовки радиооператоров и тренировки в перехвате
с применением РЛС. Радиолокаторы могли ставиться двух типов: SCR 720 и SCR 729.
Оба размещались под обтекателем в коротком, более "тупом", носу. Вооружение -
шесть или восемь 12,7-мм пулеметов в под-фюзеляжной гондоле, монтировалось не
всегда. Всего появилось 105 Р-70В-2. Некоторые из них были переделаны не из
A-20G, а из A-20J, описанного далее, и сохраняли турель "Мартин".
Разные варианты Р-70 эксплуатировались в летных школах и учебных частях до
самого конца войны. На них проходили подготовку экипажи для ночных перехватчиков
Р-61. Учебные самолеты иногда именовались ТР-70А и ТР-70В.