Уголок неба ¦ Consolidated,Vultee P-81

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-81
       
Разработчик: Consolidated,Vultee
Страна: США
Первый полет: 1945
Тип: Дальний эскортный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


После слияния в 1943 году фирм Consolidated и Vultee в одну корпорацию Convair одной из первых совместных разработок объединенного конструкторского бюро стал истребитель ХР-81. В то время силу набирала программа строительства реактивных самолётов, хотя наибольший приоритет пока отдавался машинам с поршневыми двигателями. Наибольший недостаток самолётов на реактивной тяге заключался в чрезмерно большом потреблении топлива, что отрицательно сказывалось на продолжительности и дальности полёта. В качестве преимущества упор делался на высокую максимальную скорость чего так не хватало обычным самолётам. Выход казался в компромиссном варианте - соединении только появившегося, но очень перспективного, турбовинтового и реактивного двигателей, что и было оформлено в середине 1943 года соответствующей спецификацией выданной USАAF. Принцип использования обеих силовых установок заключался в следующем: старт осуществлялся при помощи реактивной тяги, а в горизонтальном полете включался турбовинтовой двигатель. В требованиях также указывалась дальность не менее 1250 миль (2011 км) и скорость порядка 500 миль в час (804 км\ч).

Самое деятельное участие в создании истребителя со смешанной силовой установкой приняли инженер фирмы Vultee Чарльз Р."Джек" Ирвин и лётчик-испытатель Фрэнк В.Дэвис, сотрудничавшие со специалистами из USAAF. Совместными усилиями они спроектировали одноместный истребитель с низкорасположенным крылом, у которого экспериментальный турбовинтовой двигатель General Electric TG-100 (позднее переименованный в ХТ31) устанавливался в носовой части фюзеляжа, а реактивный Allison J33-GE-5 в хвостовой. Подача воздуха для него осуществлялась через два воздухозаборника расположенные на "спине" в средней части фюзеляжа. По подобной схеме обычное шасси с хвостовым колесом было малопригодно и вместо него разработали новое, с носовой стойкой. В первоначальном варианте проект истребителя получил фирменное обозначение Модель 102.

Детальная проработка проекта началась 5 января 1944 года, а 11 февраля USAAF выдали заказ на два прототипа ХР-81, заранее присвоив им серийные номера 44-91000 и 44-91001. Не прошло и нескольких месяцев, как вышло новое требование - заказ на прототипы не отменялся, но вместе с ними следовало построить 13 предсерийных истребителей YP-81. В отличии от опытный образцов, они должны были оснащаться более легкими реактивными двигателями TG-110, крыло перемещалось на 20,5 см назад и обязательной была установка вооружения - предполагалось, что YP-81 будет нести шесть 12,7-мм пулеметов или шесть 20-мм пушек.

Когда планер истребителя был почти готов, оказалось, что ТВД обладает столь обширным "букетом" разнообразных дефектов, что получить его в приемлемом виде можно будет не раньше следующего года. Чтобы не терять драгоценного времени, на первый прототип ХР-81 установили поршневой мотор Rolls-Royce "Merlin" V-1560-7 от истребителя P-51D. Вместе с ним пришлось поменять и радиатор, который выполнили по примеру двухмоторного тяжелого истребителя P-38J. В таком варианте прототип совершил первый полет 11 февраля 1945 года, поднявшись с аэродрома в Мурок Драй Лейк. Впечатление от полетов на ХР-81 осталось положительное, но особо отмечалось, что самолёт нестабилен в горизонтальной плоскости. На втором прототипе эту проблему устранили добавлением длинного форкиля, но заканчивающаяся война и захват близлежащих к Японии островов привели к отказу ВВС от дальнего эскортного истребителя. Заказ на 13 предсерийных YР-81 аннулировали, хотя работы по совершенствованию прототипов продолжалась.

Первый опытный образец ХР-81 вернулся в Валти Филд, где на него наконец попытались установить ТВД TG-100. Полностью завершить этот процесс до окончания войны не удалось, поэтому первый полет с полноценной силовой установкой ХР-81 совершил только 21 декабря 1945 года. Турбовинтовой двигатель должен был развивать максимальную мощность 2300 л.с., но фактически он выдавал всего 1400 л.с. Следовательно, никакого прироста в ТТХ получить не удалось, зато вместо этого возникли проблемы с вибрацией от пропеллера и постоянные утечки масла. Программа истребителей со смешанной силовой установкой быстро потеряла свою актуальность и все работы по совершенствованию ХР-81 официально прекратили 9 мая 1947 года. До этого момента на вооружении морской авиации успели принять истребитель Ryan FR-1 "Fireball", созданный по аналогичной схеме, но также не показавший решительных преимуществ перед поршневыми истребителями. Его полностью сняли с вооружения в 1948 году заменив чисто реактивными палубными самолётами. Свой остаток жизни оба прототипа ХР-81 провели сначала на авиабазе Эдвардс. Под обозначением ZXF-81 их с 1948 года использовали в качестве мишеней для бомбардировщиков и разведчиков, а затем останки самолётов передали Музей USAF на авиабазе Райт Паттерсон, где они и находятся сейчас.





 ЛТХ:
Модификация   XP-81
Размах крыла, м   15.39
Длина, м   13.67
Высота, м   4.27
Площадь крыла, м2   39.48
Масса, кг  
  пустого самолета   5786
  нормальная взлетная   11181
Тип двигателя  
  основной   1 ТВД General Electric XT31-GE-1
  дополнительный   1 ТРД Allison J-33-GE-5
Мощность  
  основной, л.с.   1 х 2300
  дополнительный, кгс   1 х 1705
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   769
  на высоте   815
Крейсерская скорость , км/ч   443
Практическая дальность, км   4023
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   10820
Экипаж, чел   1
Вооружение:   шесть 20-мм пушек или шесть 12.7-мм пулемета


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый прототип XP-81 с Rolls-Royce Merlin
 Первый прототип XP-81 с Rolls-Royce Merlin
 Первый прототип XP-81 с Rolls-Royce Merlin
 Первый прототип XP-81 с Rolls-Royce Merlin
 Первый прототип XP-81 с Rolls-Royce Merlin
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81
 XP-81

  Схемы:

 XP-81

  Варианты окраски:

 XP-81

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Дальний эскортный истребитель Convair (Consolidated \ Vultee) XP-81
Air Force Legends Number 214. Consolidated Vultee XP-81
Naval Institute Press. John Wegg. General Dynamics Aircraft and their Predecessors
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Convair XP-81
Aero. Lloyd S. Jones. U.S. Fighters : Army-Air Force 1925 to 1980s
Ray Wagner. American Combat Planes
United States Army & Air Force Fighters 1916-1961
Orion. Enzo Angelucci. The American Fighter
Edward J.Farley. US Army - Air Force Fighter planes P-1 to F-105
Crowood. Kev Darling. American X&Y Plane. Vol.1 : Experimental Aircraft to 1945
Blanford. Michael O'Leary. USAAF Fighters of World War Two in action
Robert Jackson. Combat Aircrat Prototypes since 1945
Aero Journal 2010-10-11. Russell C. DeHaven. The X-Files
Lotnictwo 2011-11. Leszek A, Wieliczko. Convair XP-81 i Bell XP-83
Aviation News 1985 Vol.14-7. Robert F. Dorr. The Convair XP-81 of 1945
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Consolidated Vultee XF-81
1000aircraftphotos.com. No. 5658. Convair 102 XP-81 (44-91000) US Army Air Forces
L+K 2005-05. Miroslav Balous. Consolidated-Vultee XP-81


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: