После слияния в 1943 году фирм
Consolidated и Vultee в одну корпорацию Convair одной из первых совместных
разработок объединенного конструкторского бюро стал истребитель ХР-81. В то
время силу набирала программа строительства реактивных самолётов, хотя
наибольший приоритет пока отдавался машинам с поршневыми двигателями. Наибольший
недостаток самолётов на реактивной тяге заключался в чрезмерно большом
потреблении топлива, что отрицательно сказывалось на продолжительности и
дальности полёта. В качестве преимущества упор делался на высокую максимальную
скорость чего так не хватало обычным самолётам. Выход казался в компромиссном
варианте - соединении только появившегося, но очень перспективного,
турбовинтового и реактивного двигателей, что и было оформлено в середине 1943
года соответствующей спецификацией выданной USАAF. Принцип использования обеих
силовых установок заключался в следующем: старт осуществлялся при помощи
реактивной тяги, а в горизонтальном полете включался турбовинтовой двигатель. В
требованиях также указывалась дальность не менее 1250 миль (2011 км) и скорость
порядка 500 миль в час (804 км\ч). Самое деятельное участие в создании истребителя со смешанной силовой установкой
приняли инженер фирмы Vultee Чарльз Р."Джек" Ирвин и лётчик-испытатель Фрэнк
В.Дэвис, сотрудничавшие со специалистами из USAAF. Совместными усилиями они
спроектировали одноместный истребитель с низкорасположенным крылом, у которого
экспериментальный турбовинтовой двигатель General Electric TG-100 (позднее
переименованный в ХТ31) устанавливался в носовой части фюзеляжа, а реактивный
Allison J33-GE-5 в хвостовой. Подача воздуха для него осуществлялась через два
воздухозаборника расположенные на "спине" в средней части фюзеляжа. По подобной
схеме обычное шасси с хвостовым колесом было малопригодно и вместо него
разработали новое, с носовой стойкой. В первоначальном варианте проект
истребителя получил фирменное обозначение Модель 102. Детальная проработка проекта началась 5 января 1944 года, а 11 февраля USAAF
выдали заказ на два прототипа ХР-81, заранее присвоив им серийные номера
44-91000 и 44-91001. Не прошло и нескольких месяцев, как вышло новое требование
- заказ на прототипы не отменялся, но вместе с ними следовало построить 13
предсерийных истребителей YP-81. В отличии от опытный образцов, они должны были
оснащаться более легкими реактивными двигателями TG-110, крыло перемещалось на
20,5 см назад и обязательной была установка вооружения - предполагалось, что
YP-81 будет нести шесть 12,7-мм пулеметов или шесть 20-мм пушек. Когда планер истребителя был почти готов, оказалось, что ТВД обладает столь
обширным "букетом" разнообразных дефектов, что получить его в приемлемом виде
можно будет не раньше следующего года. Чтобы не терять драгоценного времени, на
первый прототип ХР-81 установили поршневой мотор Rolls-Royce "Merlin" V-1560-7
от истребителя P-51D. Вместе с ним пришлось поменять и радиатор, который
выполнили по примеру двухмоторного тяжелого истребителя P-38J. В таком варианте
прототип совершил первый полет 11 февраля 1945 года, поднявшись с аэродрома в
Мурок Драй Лейк. Впечатление от полетов на ХР-81 осталось положительное, но
особо отмечалось, что самолёт нестабилен в горизонтальной плоскости. На втором
прототипе эту проблему устранили добавлением длинного форкиля, но
заканчивающаяся война и захват близлежащих к Японии островов привели к отказу
ВВС от дальнего эскортного истребителя. Заказ на 13 предсерийных YР-81
аннулировали, хотя работы по совершенствованию прототипов продолжалась. Первый опытный образец ХР-81 вернулся в Валти Филд, где на него наконец
попытались установить ТВД TG-100. Полностью завершить этот процесс до окончания
войны не удалось, поэтому первый полет с полноценной силовой установкой ХР-81
совершил только 21 декабря 1945 года. Турбовинтовой двигатель должен был
развивать максимальную мощность 2300 л.с., но фактически он выдавал всего 1400
л.с. Следовательно, никакого прироста в ТТХ получить не удалось, зато вместо
этого возникли проблемы с вибрацией от пропеллера и постоянные утечки масла.
Программа истребителей со смешанной силовой установкой быстро потеряла свою
актуальность и все работы по совершенствованию ХР-81 официально прекратили 9 мая
1947 года. До этого момента на вооружении морской авиации успели принять
истребитель Ryan FR-1 "Fireball", созданный по аналогичной схеме, но также не
показавший решительных преимуществ перед поршневыми истребителями. Его полностью
сняли с вооружения в 1948 году заменив чисто реактивными палубными самолётами.
Свой остаток жизни оба прототипа ХР-81 провели сначала на авиабазе Эдвардс. Под
обозначением ZXF-81 их с 1948 года использовали в качестве мишеней для
бомбардировщиков и разведчиков, а затем останки самолётов передали Музей USAF на
авиабазе Райт Паттерсон, где они и находятся сейчас.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XP-81 |
Размах крыла, м |
15.39 |
Длина, м |
13.67 |
Высота, м |
4.27 |
Площадь крыла, м2 |
39.48 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5786 |
нормальная взлетная |
11181 |
Тип двигателя |
|
основной |
1 ТВД General Electric XT31-GE-1 |
дополнительный |
1 ТРД Allison J-33-GE-5 |
Мощность |
|
основной, л.с. |
1 х 2300 |
дополнительный, кгс |
1 х 1705 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
769 |
на высоте |
815 |
Крейсерская скорость , км/ч |
443 |
Практическая дальность, км |
4023 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
10820 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
шесть 20-мм пушек или шесть 12.7-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|