В конце августа 1941 года московский завод №22 по собственной инициативе предложил свой вариант переделки Пе-2 в истребитель. Пе-2И (первый
с таким наименованием), зав. номер 5/33 по принятой на этом заводе нумерации
(т.е. пятый самолет тридцать третьей серии), в отличие от Пе-3, имел
значительно более мощное вооружение. На месте бомбоотсека на нем была
смонтирована двухпушечная установка ШВАК с боезапасом по 160 патронов на
ствол. Вооружение в носовой части фюзеляжа осталось без изменений от Пе-2.
Самолет Пе-2И, подобно Пе-3, стал двухместным. В кабине стрелка-радиста
установили 240-литровый бензобак, а объем центропланных баков сумели
увеличить на 70 л. И все же горючего оказалось недостаточно для
обеспечения дальности полета 2000 км. Поэтому применили (впервые на Пе-2)
подвеску на центропланных бомбодержателях двух дополнительных баков емкостью
по 180л, которые можно было сбросить после выработки топлива.
Другие изменения машины (снятие тормозных щитков, "истребительная" радиостанция и т.п.) были тождественны Пе-3. Однако вместо ШКАСа в
хвостовом обтекателе на Пе-2И смонтировали не-подвижный пулемет БТ под
фюзеляжем. Ориентированный назад с наклоном примерно -5°, пулемет
располагался под тем местом, где прежде находилась кабина стрелка. В выводах
Акта по испытаниям самолета вместо неподвижной рекомендовалось разработать
дистанционно управляемую установку пулемета БТ.
Крупным недостатком самолета Пе-2И оказалось отсутствие бронезащиты экипажа
спереди, весьма нужной при атаке обороняющегося противника, хотя установить
ее было в общем-то несложно, во всяком случае не сложнее, чем на Пе-3. По
конструктивно-производственному исполнению Пе-2И оказался более совершенным
и в целом обладал перед "конкурентом" 39-го завода определенными
преимуществами, особенно в отношении вооружения. Кроме того, по данным
завода, Пе-2И на всех высотах был примерно на 10 км/ч быстроходнее Пе-3, а
высоту 5000 м он набирал на 30 с быстрее. Впрочем, КБ-39 оспорило
приведенные заводом №22 цифры, указав, что их получили, применив "маленькую
хитрость". Оказывается, в зачетных полетах на скорость, потолок и скороподъемность Пе-2И летал без подкрыльевых баков (т.е. с уменьшенной
массой и лучшей аэродинамикой), а на максимальную дальность - с ними, в то
время как Пе-3 испытывался при неизменной взлетной массе и конфигурации.
С целью отработки тактики действий двухмоторных истребителей в ходе
испытаний Пе-2И провели ряд учебных воздушных боев с бомбардировщиком СБ и
истребителем МиГ-3. Поединок с СБ убедительно свидетельствовал, что Пе-2И
свободно его догоняет и атакует с любого направления, но имеет худшую
маневренность в горизонтальной плоскости, поэтому бой на виражах ему
противопоказан. При встрече с истребителем класса МиГ-3 "Петляков" попадал в
сложное положение. В этом случае его экипажу рекомендовали две тактики:
атаку на встречных курсах либо уход от противника с небольшим снижением на
полном газу.
Самолет Пе-2И не стали запускать в серийное производство (завод был
полностью занят выпуском Пе-2). Позднее некоторые идеи, возникшие при его
разработке, использовали в конструкции последнего варианта Пе-3,
строившегося небольшой серией на заводе №22 в 1944 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Пе-2И |
Размах крыла, м |
17.13 |
Длина, м |
12.67 |
Высота, м |
3.93 |
Площадь крыла, м2 |
40.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5770 |
взлетная |
7735 |
Топливо, л |
2200 |
Тип двигателя |
2 ПД М-105Р |
Мощность, л.с. |
2 х 1050 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
454 |
на высоте |
540 |
Практическая дальность, км |
2100 |
Практический потолок, м |
9500 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
двухпушечная установка ШВАК с боезапасом по 160 патронов на ствол и
два 12.7-мм пулемета УБС оборонительное вооружение : один 12.7-мм пулемет БТ и один 7.62-мм пулемета ШКАС Бомбовая нагрузка - 2 х 250-кг под фюзеляжем и 2х100 под мотогондолами (в перегрузку до 700 кг бомб) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2004
|