Хотя военно-воздушные силы Финляндии (Ilmavoimat) были образованы 6 марта
1918 года - сразу же после объявления Финляндией независимости, – производства
самолетов отечественных конструкций практически не существовало, и ВВС
находились в зависимости от вооружения иностранного происхождения. Хотя подобная
практика значительной степени продолжается до сих пор, еще в 1921 году в
Хельсинки был создан государственный авиастроительный завод (Valtion
Lentokonetehdas – VL) для обеспечения, по крайней мере, частичной независимости
от импорта, создания ремонтных мощностей, а также развития собственной школы
авиастроения. Первоначально была закуплена лицензия на поплавковый гидросамолет
Hansa-Brandenburg W.33 (выпускался под обозначением IVL A.22 Hansa), но вскоре
был разработан проект истребителя-биплана Haukka.
Первоначально цеха государственного авиазавода были расположены в Суоменлинна и
в Сантахамина (Santahamina) (остров к востоку от Хельсинки), но в 1931 году
из-за близости к советской границе было решено перебазировать производственные
мощности в Тампере. Помимо более удобного стратегического положения данный
переезд обеспечил во время мирового экономического кризиса рабочими местами
несколько сотен человек.
В конце 1930-х годов было принято решение о разработке истребителя собственной
конструкции, ориентированного на отечественные производственные мощности и
условия эксплуатации. В мае 1939 года конструкторским бюро VL были представлены
пять вариантов, и в июне 1939 года министерством обороны Финляндии заводу был
выдан заказ на проектирование истребителя.
На основе опыта, полученного в ходе финской войны, дипломированный инженер
Торсти Рафаэль Веркола [1] (Dipl. Ing. Torsti Rafael Verkkola) разработал
истребитель-моноплан, получивший обозначение Myrsky (буря). Этот самолет
смешанной конструкции оснащался самым мощным из имевшихся в Финляндии
двигателей: двухрядным радиальным четырнадцатицилиндровым мотором SFA STWC3-G,
являвшимся шведской копией двигателя Pratt & Whitney SC-3 Twin Wasp и
развивавшим на взлете мощность 1065 л.с. (783 кВт). Несмотря на то, что Myrsky
оснащался относительно слабым двигателем, не предлагавшим в ближайшем будущем
достаточного увеличения мощности, в 1941 году началась постройка первого
прототипа. Серийное производство было начато осенью 1942 года и всего было
изготовлено 51 самолетов данного типа.
С 1942 года количественное и качественное превосходство ВВС РККА над авиацией
Финляндии становилось все более очевидным. Хотя с 1942 по 1944 года Германией
финским ВВС были переданы 160 современных истребителей Messerschmitt Bf109G-2,
G-6 и других версий, ситуация у стран Оси начала ухудшаться, и в связи со все
большими успехами (особенно со второй половины 1943 года) стран Антигитлеровской
коалиции становилось очевидным, что дальнейшие поставки новых Bf 109 и,
соответственно, запасных частей к ним станут более и более проблематичными.
В этой ситуации командование финских ВВС заказало у LV разработку истребителя,
который должен был изготавливаться из отечественных материалов (в основном из
дерева и стали) и который должен был обладать сопоставимыми с Bf 109G-6
характеристиками. Дипломированный инженер Т. Р. Веркола совместно с инженерами
Арво Илиненом (Arvo Ylinen), разработавшим учебный самолет Ругу, и Эдвардом
Вигелиусом (Edward Wegelius), принимавшим участие в разработке истребителя
Myrsky, предложил элегантный аэродинамически чистый низкоплан, оснащенный
немецким двенадцатицилиндровым двухрядным инвертированным редукторным двигателем
Daimler-Benz DB 605AC, развивавшим 1475 л.с. (1085 кВт) и вращавшим немецким же
трехлопастный винт VDM. В проекте у немецкого истребителя были позаимствованы
обтекатель втулки винта и капот двигателя, что делало новый финский самолет,
получивший обозначение Pyórremyrsky (ураган), очень похожим спереди на Bf 109G.
Однако конструкции машин были разными. Основной средней части фюзеляжа,
начинающейся за противопожарной перегородкой толщиной 10 мм и заканчивавшейся за
кабиной пилота, служила конструкция из сварных стальных труб, покрытой съемными
дюралевыми и фанерными панелями. К последнему шпангоуту средней части была
прикреплена задняя часть фюзеляжа, представляющая собой деревянный монокок и
изготовленная с килем вертикального оперения как единое целое.
К креплениям на трубчатой конструкции средней части фюзеляжа были присоединены
лонжероны центроплана крыла. Центроплан крыла имел отрицательное поперечное V,
тогда как консоли отличались увеличенный поперечный угол крыла. Силовой набор
крыла был деревянным, обшивка крыла – фанерной.
Стабилизатор был деревянным и регулируемым в полете. Элероны и рули высоты и
направления имели металлический каркас и полотняную обшивку; закрылки были
дюралюминиевыми.
Основные стойки шасси были заимствованы у Bf 109G, но расположение их было
изменено: они были прикреплены к лонжеронам крыла в точках соединения
центроплана и консолей и убирались в направлении фюзеляжа. Применив шасси с
широкой колеей, финские конструкторы устранили один из серьезных недостатков
истребителя компании Messerschmitt A.G., отличавшегося узким и неустойчивым
шасси. Хвостовое колесо также было полностью убирающимся.
Радиаторы были аналогичны установленным на Bf 109, но были расположены ближе к
лонжеронам крыла и их регулирующие заслонки не были объединены с закрылками.
Основной топливный бак был размещен в фюзеляже позади кабины пилота.
Вооружение истребителя Pyórremyrsky должно было состоять из двух
синхронизированных 12,7-мм пулеметов LKK-42 и одной 20-мм мотор-пушки MG 151, но
на прототипе оно не устанавливалось.
Размеры истребителя, хотя и увеличились, его взлетная масса возросла всего на
300 кг по сравнению с Bf.109G-2.
Постройка прототипа шла довольно долго, что было связано с подписанным в
сентябре 1944 года в Москве Соглашением о перемирии с СССР и Великобританией и
начавшейся почти сразу же после подписания Лапландской войной, в ходе которой
Финляндия начала очищать свою территорию от войск своего прежнего союзника.
Первый полет прототипа состоялся лишь после окончания войны. В Тампере 21 ноября
1945 года Pyörremyrsky поднялся в воздух под управлением капитана Эско Халме (Esko
Halme). На испытаниях самолет показал максимальную скорость 620-645 км/ч при
выполнении полного виража за 22-23 секунды, что было лучше, чем у «мессера». Тем
не менее, прототип истребителя страдал детскими болезнями, на устранение которых
понадобилось довольно долгое время. Полностью испытательный цикл был пройден в
1947 году, после чего Pyörremyrsky был передан в ограниченную эксплуатацию в
одну из вспомогательных эскадрилий.
Как и следовало ожидать, в связи с наступлением эры реактивной авиации интерес к
истребителям с поршневыми двигателями резко пошел на убыль и заказов на
постройку Pyörremyrsky не последовало. Свою карьеру единственный прототип
закончил спустя 6 лет – в 1954 году, налетав в общей сложности всего 27 часов.
Сначала его поставили на временное хранение, а в 1971 году передали в Музей
авиации Центральной Финляндии, где он и находится до сих пор.
(c) alternathistory.org.ua