Впечатляющие характеристики самолетов, оснащенных сравнительно маломощными
двигателями и принимавших участие в гонках Дойч де ла Мёрт и "Coup Challenge
International" , вызвали интерес у сотрудника конструкторского бюро
государственного авиационного завода (PZL - Panstwowe Zaklady Lotnicze) Казимежа
Корсака (Kazimierz Korsak), который начал исследовать возможность применения
данной концепции в боевой авиации. В 1935 году, когда предварительные переговоры
о возможном преемнике P-11 стали более частыми, Корсак начал работы над
концепцией легкой одноместной машиной для ответа на возможные требования к
такому истребителю. При разработке проекта истребителя Казимеж Корсак решил
сделать основной упор на маневренность, чтобы машина была пригодна для ведения
боев на горизонталях и выполнения задач истребителя-перехватчика объектовой ПВО.
Результатом первоначальных проектных исследований, проведенных Корсаком в конце
1935 года, стал аэродинамически чистый цельнометаллический самолет-моноплан.
Характерными особенностями машины должны были стать низкорасположенное
свободнонесущее крыло с малой длиной хорды и относительным удлинением 10-11 и
небольшое поперечное сечение фюзеляжа, полученное благодаря выбору силовой
установки: инвертированного V-образного двигателя воздушного охлаждения American
Ranger или PZL Foka, развивавшего мощность 400-600 л.с. и вращавшего
двухлопастный деревянный винт. Данная работа вызвала определенный интерес со
стороны официальных органов, и в 1936 году эскизный проект Казимежа Корсака был
выбран для проведения эскизного проектирования. В соответствии с системой
обозначений авиационного командования разрабатываемой машине было присвоено
обозначение P-45, ранее зарезервированное для разведывательного варианта легкого
бомбардировщика P.46 Sum, и наименование Sokol (сокол).
Были разработаны три варианта базовой конструкции. Первый вариант должен был
иметь неубираемые основные стойки шасси и оснащаться 420-сильным двигателем
Ranger SGV-770 и на высоте 1000 метров иметь расчетную скорость 420 км/ч;
версией первого варианта должен был стать самолет с 500-сильным двигателем
Ranger B-6, взаимозаменяемым с двигателем PZL Foka, который на высоте 3000
метров разгонялся бы до максимальной скорости 480 км/ч. Второй вариант также
должен был оснащаться неубирающимися основными стойками шасси и 450-600-сильным
двигателем PZL Foka. Третий вариант должен был иметь такую же силовую установку
и убирающиеся основные сойки шасси.
К сожалению, ни один из указанных выше двигателей не имел счастливого будущего в
польской авиации. Лицензионное производство Ranger в Польше оказалось
маловероятным, а разработка двигателей Foka столкнулась со значительными
техническими трудностями. Это в сочетании с тем фактом, что концепция легкого
истребителя по-прежнему оставалась неизвестной величиной, побудило авиационное
командование занять выжидательную позицию в отношении проекта P-45 и присвоить
наибольший приоритет программе создания оснащенного двигателем Mercury
истребителя P.50 Jastrzab.
В конце 1936 года стали известны технические подробности нового 14-цилиндрового
радиального двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14M Mars, и в ожидании
лицензионного производства этого двигателя в Польше, вероятность которого была
весьма высокой, Казимеж Корсак начал переделывать базовую конструкцию своего
самолета под этот авиамотор, который при диаметре всего 0,96 метра и удивительно
небольшой лобовой площади очень хорошо подходил для истребителя. В 1937 году в
аэродинамической трубе Варшавского аэродинамического института была испытана
модель самолета. В сентябре того же года в аэродинамической трубе были проведены
сравнительные испытания изготовленных в масштабе 1:3 модели крыльев типов "A" и
"B", в которых были использованы различные аэродинамические профили (No.No.864 и
865 соответственно). Сравнительный анализ эффективности и летных характеристик
моделей, оснащенных двигателями Ranger и Mars, был проведен в 1937 году, и в
начале следующего года были выпущены официальные инструкции для разработки
рабочего проекта с двигателем компании Gnome-Rhone.
В 1938 году официальное отношение к P-45 стало меняться: интерес к программе
Sokol возрос, и ее масштабы были значительно расширены. С одной стороны,
задержки в программе P-50 побудили авиационное командование искать страховку в
виде альтернативного "ястребу" перехватчика, а с другой стороны считалось, что
самолеты типа P-45 могут предложить решение острой проблемы авиационных резервов.
Командование польских ВВС требовало 170-процентного резерва истребителей,
указывая на то, что оперативные возможности подразделений, оснащенных
истребителями P-11, будут неуклонно снижаться из-за износа в ходе интенсивных
военных учений; поскольку не было никакого запаса материальной части не было, то
машины первой линии использовались в качестве учебных. Однако данное требование
военно-воздушных сил было отклонено польским правительством в связи с его
большой стоимостью. Затем было высказано предположение, что возможно создать
более легкую и дешевую машину для боевой подготовки летчиков-истребителей,
который в чрезвычайной ситуации мог быть использован в качестве мобилизационного
истребителя. Предложение было одобрено, и проект истребителя Sokol был
переработан в соответствии с его новым назначением.
Осенью 1938 года было выдано разрешение на постройку двух прототипов, оснащенных
двигателями Mars. Первый из них - P-45/I должен был иметь фиксированное шасси, а
второй - P-45/II - с убирающимися основными стойками шасси. Работы были начаты в
ноябре 1938 года, а в январе следующего года полноразмерный деревянный макет
P-45/I, представлявший собой вариант для серийного производства P-45A, был
осмотрен и одобрен.
Вскоре после этого был заключен контракт с компанией Podlaska Wytwornia
Samolotow (PWS) на разработку цельнодеревянного истребителя, позднее получившего
обозначение PWS-42. Одновременно компании "Экспериментальные авиационные
мастерские" (Doswiadczalne Warsztaty Lotnicze - DWL) было предложено подготовить
предложения по истребителю смешанной конструкции, результатом которых стал
проект RWD-25. Данные проектные работы были известны в польской авиастроительной
промышленности как спецификация Sokol. Для каждого из трех самолётов,
создававшихся в рамках данной программы, требованиями спецификации были
определены вооружение из четырех пулеметов винтовочного калибра и использование
660-730-сильного радиального двигателя Gnome-Rhone 14M05 Mars. Летные испытаний
машин-участников конкурса, разработанных компаниями PZL, PWS и DWL, были
назначены на весну 1940 года, после чего, как ожидалось, компании должны были
получить щедрые заказы на производство проекта-победителя.
К сентябрю 1939 года постройка прототипа P-45/I продвинулась далеко вперед, и
завершение его изготовления, требовавшее по расчетам 4000 человеко-часов, было
запланировано на ноябрь. Планер самолета должен был получить один из пятидесяти
заказанных во Франции двигателей Gnome-Rhone 14M05, предназначенных для первой
производственной партии самолетов-разведчиков LWS-3 Mewa (чайка). Двигатели были
поставлены в июне 1939 года на три месяца раньше запланированного срока. Тем
временем в августе 1939 года было принято решение немедленно начать серийное
производство P-45A на заводах компаний PZL и PWS. В своем письме от 19 июня 1960
года Збыслав Цёлкош (Zbyslaw Ciotkosz) сообщил автору книги, что 2 сентября 1939
года, он получил в Варшаве подробные производственные чертежи истребителя и на
своем личном автомобиле отвез их на завод в Бяла-Подляске (Biala Podlaska). К
сожалению, быстрый разгром Польши поставил крест на программе P-45, и Sokol
вошел в состав огромной армии крылатых машин, которые так и никогда не поднялись
в воздух.
Техническое описание.
P-45 Sokol был одноместным истребителем-монопланом цельнометаллической
конструкции.
Низкорасположенное свободнонесущее крыло представляло собой кессон с работающей
обшивкой и технологически состояло из трех частей: центроплана и двух консолей.
Центроплан, являвшийся с фюзеляжем единым целым, нес основные стойки шасси и
ниши для размещения двух пулеметов. Консоли крыла имели большое относительное
удлинение. Элероны и щелевые закрылки занимали всю заднюю кромку крыла; щелевые
закрылки были размещены между элеронами и проходили под фюзеляжем. Крыло имело
относительное удлинение 10,3 и общую площадь 14,3 м?.
Фюзеляж представлял собой полумонококовую конструкцию, которая изготавливалась
из легкого сплава.
Хвостовое оперение представляло собой свободнонесущую металлическую конструкцию.
Подобно крылу хвостовое оперение представляло кессон с работающей обшивкой.
Стабилизатор и руль направления были неразъемными и устанавливались в основании
киля, расположенного перед стабилизатором. Руль высоты оснащен
сервокомпенсатором.
Шасси прототипа P-45/I состояло из двух отдельных стоек, каждая из которых была
оснащена масляным амортизатором и вильчатым механизмом с размещенными внутри
него колесом с шиной низкого давления и гидравлическими тормозами. Стойки шасси
были покрыты "штанами" с каплевидными обтекателями колес. Самолет был оснащен
самоориентирующимся хвостовым колесом. Для более поздних вариантов P-45 были
разработаны убирающиеся основные стойки шасси.
Силовая установка самолета состояла из одного 14-цилиндрового двухрядного
радиального двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14M-05 Mars 5, который
вращал двухлопастный деревянный винт изменяемого шага PZL. На номинальном режиме
работы на высоте 3650 метров двигатель при 2850 об/мин развивал 660 л.с.; на
максимальном режиме работы на высоте 3500 метров двигатель при 3135 об/мин
развивал 730 л.с.. Двигатель был заключен в капот NACA с управляемыми створками.
Топливные баки общей емкостью 350 литров размещались в центроплане крыла.
Масляный бак имел емкость 25 литров.
Вооружение состояло из четырех 7-7-мм пулеметов KM Wz 36, два из которых
размещались в центроплане крыла, а два других в фюзеляже. Фюзеляжные пулеметы
были оснащены синхронизатором Szal IS-2.
Оборудование включало в себя кислородную установку, системы вентиляции,
освещения и отопления, а также радиостанцию Walter Iskra.