В 1936 году Военное ведомство выдвинуло спецификацию на легкий бомбардировщик-штурмовик для польских ВВС. PZL привлекло для участия в конкурсе сразу две команды конструкторов, которые предложили два разных
проекта - PZL-50 и PZL-45. После долгих консультаций руководство компании решило развивать проект инженера Всеволда Яна Якимука PZL-50. Конкретные работы над ним начались зимой
1936\37 годов. В качестве основного был выбран двигатель Bristol Mercury VIII, который производился по лицензии в стране. Сам PZL-50 Jastrzab был типичным самолетом "поля боя", вооружение которого
составляли 4 пулемета. Кроме того его планировалось использовать и как истребитель с высокими скоростными характеристиками. Благодаря своим совершенным аэродинамическим формам аппарат мог развивать скорость в 500 км\ч на высоте 4300 м. В конце концов военные заказали два прототипа: PZL-50/I и PZL-50/II.
По планам первая партия в 15 машин должна была поступить в войска к концу 1939 года, а вторая - к концу 1940 года. Постройка первого прототипа выявила ряд крупных изъянов в конструкции.
Прежде всего проблемы вызвало убирающиеся шасси английской фирмы Dowty Eguipment Ltd. Кроме того он страдал бафтингом - на малых скоростях его начинало трясти, устойчивость признали недостаточной.
Для первого прототипа в Англии специально закупили двигатель Bristol Mercury VIII, однако дальше проблемы только продолжались. Только в феврале 1939 года инженер Йержи Видавский поднял в воздух первый
прототип. Характеристики превзошли все ожидания и военные сразу проплатили сборку предсерийной партии в 5 самолетов. В дальнейшем планировалось построить первую серийную партию из 30 самолетов.
С началом войны единственный PZL-50/I инженер Видавский перегнал на полевую площадку. Вместе с ним эвакуировали PZL P-11g и PZL-46/1. Уже 6 сентября машины отправили во Львов.
Для того, чтобы избежать встреч с немецкими истребителями шли на высоте 100-150 метров. Однако при подлете к Равве Русской двигатель остановился и пилот был вынужден совершить
вынужденную посадку. Самолет был серьезно поврежден, но летчик не пострадал. Видавский добрался до Львова и через несколько дней остатки машины были
эвакуированы. Остальные несобранные PZL-50/II и PZL-50A попали в руки немцев. Уже во второй половине 1939 года один прототип дособрали и Казимир Кул
поднял его в воздух. Однако дальше этого дело не пошло.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
PZL-50/I |
Размах крыла, м |
9.70 |
Длина, м |
8.00 |
Высота, м |
2.67 |
Площадь крыла, м2 |
15.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1900 |
нормальная взлетная |
2400 |
Тип двигателя |
1 ПД Britsol Mercury VIII |
Мощность, л.с. |
1 х 840 |
Максимальная скорость , км/ч |
500 |
Крейсерская скорость , км/ч |
430 |
Практическая дальность, км |
750 |
Cкороподъемность, м/мин |
660 |
Практический потолок, м |
7500 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
четыре 7.7-мм пулемета PWU wz.36 до 100 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|