В ежегодном отчете, доставляемом Муссолини в середине 1930-х гг., авиационное
министерство успешно рапортовало о принятии на вооружении и неизбежном
увеличении числа современных самолётов. Наибольшим приоритетом, разумеется,
обладали программы постройки истребителей, однако среди машин, поступивших на
испытания в течении 1936-1938 гг., не было ни одного двухмоторного истребителя.
Такой самолёт был нужен для эскортирования бомбардировщиков, перехвата и
долговременного патрулирования, чем не могли похвастать одномоторные самолёты.
Чтобы восполнить этот пробел в 1938 году конструкторская бригада под
руководством Джованни Галассо (Giovanni Galasso) совместно с инженером Пьетро
Калерио (Pietro Callerio) и расчетчиком Манлио Фиоре (Manlio Fiore) (фирма
IMAM-Romeo) принялась за разработку нового двухмоторного истребителя. Это трио
конструкторов впоследствии разрабатывало Ro.58 и Ro.63, которые впоследствии
стали исключительными для итальянского авиапрома самолетами.
Конструкция изготовлялась по классической для IMAM схеме - деревянное крыло (кессонное
- впервые в итальянском авиастроении) и металлический фюзеляж. Предусмотренная
мотоустановка из двух радиальных двигателей FIAT A.74RC.38, обладала неплохой
суммарной мощностью, что должно было позволить истребителю развивать скорость не
менее 550 км/ч. Немного подкачало только вооружение, которое состояло всего из
двух 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части фюзеляжа.
Первый прототип истребителя IMAM Ro.57 (MM.407) построили к началу 1939 г. Этот
самолет поднял в небо Альдо Лигабо, заменивший Николо Лана в испытаниях
самолетов фирмы IMAM. Официальный дебют нового самолета состоялся в мае 1939
года на открытии I Международного Конгресса Авиационных Журналистов, когда
опытный образец (MM.407) был выставлен на аэродроме Гуидония вместе с другими
новыми самолетами (Piaggio P.50, Fiat CR.25, Breda Ba.88, Caproni Ca.310).
Хотя на испытаниях проходивших в Гуидонии выяснилось, что Ro.57 почти по всем
показателям уступает одномоторным истребителям, пилоты Экспериментального Центра,
испытывавшие новые машины, заявили прессе, что проектные данные, заложенные в
ТТХ самолетом были достигнуты полностью. Было заявлено, что двухмоторный Ro.57
обладал скороподъемностью и скоростью горизонтального полета сопоставимыми с
лучшим одноместным итальянским истребителем тех лет - Macchi MC.200. Также были
оценены многочисленные новшества, внесенные в конструкцию самолета фирмы,
известной своей консервативностью.
Единственным существенным недостатком самолета было сочтено слабое вооружение,
уменьшавшее его преимущества перед одномоторными истребителями только до
большего радиуса действия. Вооружение Ro.57 было стандартным для итальянских
одномоторных истребителей и состояло из двух 12,7-мм пулеметов. Несмотря на это
Regia Aeronautica не собиралась отказываться от этого проекта и предложила фирме
IMAM доработать самолёт.
В 1941 году, наряду с Лигабо полеты на Ro.57 также выполнял капитан Адриано
Мантели (Adriano Mantelli). Он поднимает в воздух версию "bis" Ro.57. Этот
самолет был модификацией, оснащенной двумя 20-мм пушками, тормозными решетками и
способный сбрасывать бомбы весом до 500 кг с пикирования. Создание этого
самолета было поддержано неаполитанским отделением (IMAM, Avio Industrie
Stabiensi и т.д.) главной дирекции авиационной промышленности (DGCA). К
сожалению силовая установка осталась прежней (два Fiat A. 74 RC. 38, мощностью
840 л.с. каждый), что привело к снижению летных характеристик.
Это имело серьезные последствия для судьбы самолета: первоначальный заказ на 200
самолетов Ro.57 (мм.75314-75513) был пересмотрен в сторону уменьшения до 90
самолетов. Планировалось, что выпуск Ro.57 составит 50-60 машин, но было уже
ясно, что этот самолет уже не нужен: в 1939 году это еще был хороший перехватчик
со слабым вооружением (два 12,7-мм пулемета), четыре года спустя (за время от
опытного образца до серийного производства) это была уже устаревшая машина даже
с усиленным до двух 20-мм пушек вооружением. Выпуск самолетов был прекращен на
машине с номером MM.75388.
Ro. 57 было суждено оставаться в течение долгого времени в качестве прототипа:
серийное производство и боевое применение начались только к весне 1943 года в
особо трудный момент, когда самолет использовался не в соответствии со своим
первоначальным назначением.
Первым подразделением, получившим Ro.57 была 97 отдельная группа епрехватчиков
(226-ой и 227-ой эскадрильи), развернутая в Кампино в феврале 1943 г. под
командованием майора Рауля Цуккони (Raoul Zucconi). В мае-июле 1943 года эта
группа базировалась на аэродроме Кротоне (Crotone). Опыт этой группы был очень
ярким. Самолет, уже не имевший перспектив, уже имел малое время полета (1 ч. 40
мин.), малую скороподъемность с полной нагрузкой и серьезные проблемы перегрева
двигателей. Кроме того самолет был не очень стабильным при пикировании, что вело
к неточности в сбросе бомб - все это было из-за того, что Ro.57 был вынужден
выполнять работу, которой он не соответствовал.
Так же была проблема с летным и обслуживающим персоналом. Большинство летчиков
было молодыми пилотами с 150-200 часов налета. Направление их на этот
двухмоторный самолет, пилотирование которого было более сложным нежели
пилотирование одномоторных самолетов, объясняется большими потерями, понесенными
в ходе войны Итальянскими Королевскими ВВС. Это не могло не сказаться на
аварийности при обучении: во время подготовки к полетам в паре произошло
столкновение двух Ro.57 (ведущий лейтенант Амисано (Amisano) погиб, а ведомый
выбросился с парашютом и спасся). Тем не менее, жизнь подразделения продолжалась
в обычном режиме: боевых вылетов не было, летчики 97 отдельной группы продолжали
принимать и осваивать новые самолеты, крейсируя между аэродромами
Наполи-Каподичино (аэродром при заводе IMAM) и Кротоне.
По состоянию на 9 июля 1943 года группа имела в своем составе 15 самолетов
Ro.57. 13 июля 1943 аэродром Кротоне пострадал от налета со стороны моря 300
B-24 в ходе которого были уничтожены 10 Ro.57. Данная бомбардировки
предназначалась для нейтрализации G.50 из 50-го полка и Re.2002 5-го полка,
которые несколько раз атаковали суда во время англо-американской высадки на
Сицилии. Используя небольшой остаток полосы, Мантелли осуществил перелет четырех
Ro.57 из Кротоне на аэродром Тарквиния (Tarquinia). крейсерский полет выполнялся
им на одном двигателе в надежде спасти второй мотор, работавший на пределе из-за
плохого обслуживания и обращения новичков. подразделение в Тарквинии было также
оснащено Ro.57, прибывшими из Кампино и Каподичино.
В результате боевых действий до капитуляции Италии "дожили" всего четыре
экземпляра Ro.57. Ни союзникам, ни немцам этот самолёт не был нужен, и по всей
вероятности уцелевшие машины пошли на слом в том же году.
Техническое описание
Ro.57 представлял собой одноместный двухмоторный истребитель-моноплан (низкоплан).
Фюзеляж яйцеобразной в поперечном сечении формы является сварной фермой из
стальных труб и покрыт дюралюминиевой обшивкой.
Крыло деревянное кессоное с фанерной обшивкой. Элероны и закрылки деревянные и
обтянуты полотном.
Основные стойки шасси убирающиеся в мотогондолы, заднее колесо не убираемое в
обтекателе (на прототипе убирающееся).
Хвостовое оперение металлическое с дюралюминиевой обшивкой, отклоняющиеся
поверхности с металлическим каркасом и покрыты полотном. Горизонтальное оперение
с подкосами.
Истребитель обладал фонарем, выполненным из плексигласа и открывающимся назад, с
обтекателем-заголовником, который только частично позволял осуществлять задний
обзор.
Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и
управления двигателем.
Топливные баки самолета расположены по одному в консоли каждого крыла и в
фюзеляже.
Вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT.
(c) alternathistory.org.ua