Взлетевший 28 мая 1935 г "Мессершмитт" Bf-109V1 стал родоначальником большой
династии истребителей - "орлов из Аугсбурга". Уже через несколько лет ведомство
доктора Геббельса превозносило серийные Bf-109 как лучшие в мире истребители.
Если взглянуть правде в глаза, то в "войне моторов" не могло быть постоянного
лидера, и "сто девятый" всегда имел достойных противников, которые в чем-то
превосходили его. Но вот в области технологии создатель самолета профессор Вилли
Мессершмитт пожалуй, действительно являлся лидером Bf-109 был спроектирован так,
что мог изготавливаться в виде узлов и агрегатов различными производителями, в
том числе небольшими и при этом после окончательной сборки качество машин
оставалось высоким. Конструкция планера и моторамы позволяла устанавливать
различные двигатели.
Эти особенности и обусловили создание послевоенных модификаций "Мессершмитта".
Одна из них была разработана в Чехословакии. Предусловием ее появления стали
планы развития ВВС этой страны, предусматривающие развертывание четырех
авиационных дивизий. Однако для этого имелись только 72 "Спитфайра Mk.IX" 26
Ла-5ФН и 54 Ла-7 - примерно четверть от необходимого количества самолетов. Среди
мер предпринятых для решения этой проблемы, была и постройка немецких
истребителей из оставшегося по наследству от гитлеровского авиапрома и
полученного из СССР задела запчастей узлов и агрегатов. Авиазаводы фирмы "Авиа"
приступили к сборке Bf-109G-10 получивших обозначение C-10 а на основе
учебно-тренировочных Bf-109G-12 стали выпускать спарки C-110.
В 1947 г. машины получили новые обозначения
S-99 и CS-99 соответственно. С
самого начала эксплуатации чешские авиаторы столкнулись с проблемами, так и
нерешенными немецкими инженерами - установленный на этих самолетах двигатель "Даймлер-Бенц"
DB-605 был перефорсирован и обладал малым ресурсом. Ситуацию существенно
осложнил пожар, уничтоживший склад запчастей. Дальнейшее производство
истребителей с DB-605 требовало значительных финансовых затрат на изготовление
моторов и запчастей к ним. В итоге было принято решение оснастить S-99 надежным
двигателем "Юмо 211" серий F и 0 которых в Чехословакии осталось довольно много.
Однако он не очень подходил для установки на истребители, поскольку
первоначально предназначался для бомбардировщиков. Они были менее мощные и более
тяжелые, чем "Даймлер Бенцы". Кроме того, на "Юмо" не предусматривалась
установка синхронизаторов. Но, ничего не поделаешь, пришлось ставить то, что
было. Был проведён очень большой объем работ по доработке планера и особенно по
созданию нового воздушного винта с широкими лопастями - "лопухами". Первая
машина взлетела 25 апреля 1947 г. Вскоре началось серийное производство
истребителя, получившего обозначение S-199 и его двухместного варианта CS-199.
От оригинального "Мессершмитта" самолет отличался капотом двигателя, воздушным
винтом, коком, и многими другими агрегатами. Изменился состав вооружения - на
S-199 стояли 2 синхронных пулемета MG-131 калибра 13 мм, а в крыле могли
монтироваться еще два 7,92-мм пулемета или под ним в специальных гондолах - две
пушки MG-151 калибра 20 мм.
Чехословацкий "мессер" с Jumo 211F, по всем статьям проигрывал своему немецкому
пращуру. Максимальная скорость упала с 630 км/ч до 540, потолок - с 11000 м до
9000. Но главное заключалось даже не в этом. Слишком тяжелый мотор вызвал резкое
смещение вперед центра тяжести, а это значительно усложнило пилотирование,
особенно на взлете и посадке. Даже опытные летчики нередко ставили самолет "на
попа" или вообще - переворачивали вверх колесами. (Если самолет получает
прозвище, это говорит об определенном отношении к нему персонала. Происходящее
от сокращенного "Мессершмитт" прозвище "Меzec" (по-чешски "Мул") как нельзя
лучше подошло к S-199 - он стал рабочим "мулом" ВВС Чехословакии в самый сложный
послевоенный период, но обладал достаточно капризным норовом, пытаясь, как и его
живой тезка "взбрыкнуть" в самый неподходящий момент.) Синхронизаторы работали
ненадежно, из-за чего стрельба из 13-миллиметровых пулеметов, установленных над
мотором, порой заканчивалась отстрелом лопастей винта. Всего заводы "Авиа" и "Аэро"
выпустили 450 одноместных S-199 (или С-210 - это обозначение использовалось в
заводской документации) и 82 двухместных CS-199 (из них 24 переоборудованы из
одноместных истребителей). В процессе производства и эксплуатации наиболее
заметным изменением стала замена остекления фонаря (как на одноместных, так и на
"спарках") по типу "Мессершмитта" на сдвижное "дутое".
У строевых авиаторов о S-199 сложилось двоякое мнение. С одной стороны, самолет
был достаточно простым в эксплуатации, обладал хорошими пилотажными качествами,
что позволило подготовить сотни молодых чешских пилотов. С другой - сложные
взлет и посадка истребителя узкая колея шасси, огромный реактивный момент
воздушного винта усугубивший недостатки которыми страдали "Мессеры" поздних
серий были источниками многих летных происшествии и породили целую волну черного
юмора. И все же "199-е" стали легендой чехословацкой авиации и дослужили до
принятия на вооружение МиГ-15 то есть до середины 1950-х гг.
Чехи быстро поняли, что надо куда-то сбывать S-199. Но в послевоенной Европе,
буквально набитой высококлассным оружием, это было абсолютно безнадежной затеей.
Потому-то ещё в апреле 1948-го, то есть даже до официального провозглашения
Израиля, правительство Чехословацкой республики санкционировало продажу
еврейской закупочной комиссии 25 истребителей S-199, несмотря на прямой запрет
Организации Объединенных Наций. Договор о продаже истребителей предусматривал
также поставку запчастей, боеприпасов (в том числе 250-кг и 500-кг бомб) и
двухнедельную подготовку пилотов. В мае первые израильские летчики тайно прибыли
на авиабазу Будейовицы. Среди них был и Эзер Вейцман, впоследствии -
главнокомандующий ВВС Израиля. Пока евреи облетывали капризные чешские "мессеры",
между Чехословакией и Израилем начал действовать "воздушный мост". Истребители
разбирали, грузили в фюзеляжи транспортных С-46 "Командо" или С-54 "Скаймастер"
и доставляли на авиабазу Экрон. Там их монтировали чешские механики,
одновременно обучавшие израильский наземный персонал. До конца июня было
отправлено 12 истребителей, 250 авиабомб и более 400 ящиков с патронами.
Поставки машин завершились в начале августа.
Не все полеты заканчивались благополучно. 23 мая один из С-46 разбился, пытаясь
приземлиться в разгар песчаной бури (транспортники летали на предельную
дальность, и для поиска запасного аэродрома уже не оставалось горючего). Другой
"Командо" совершил вынужденную посадку в Афинах, где экипаж интернировали, а
груз конфисковали. Оба самолета перевозили фюзеляжи "Мессершмиттов". Один S-199
был разбит еще в Будейовицах при подготовке израильских пилотов. Таким образом,
в конечном итоге "Хель ХаАвир" (ВВС Израиля) получил лишь 22 истребителя из 25
оплаченных.
28 мая первые четыре "Мессершмитта", названные в Израиле "Сахинами" (здесь игра
слов: "сахин" по-еврейски - нож, также, как и "мессер" по-немецки), были собраны
и облетаны на авиабазе Экрон. Из них сформировали новый, 101-й, "таесет",
укомплектованный опытными западноевропейскими и американскими летчиками-евреями,
ветеранами Второй Мировой войны. В качестве первой задачи для
истребительно-штурмового "таесета" планировался налет на египетский аэродром
Эль-Айриш, но события складывались таким образом, что "Сахинам" пришлось
действовать по другим целям.
К концу мая египетский экспедиционный корпус, наступавший вдоль побережья
Средиземного моря со стороны Газы, создал непосредственную угрозу Тель-Авиву. 29
мая египтяне взяли город Ашдод, расположенный всего в 20 километрах от столицы
Израиля. Для поддержки сражавшейся на этом решающем направлении элитарной
"бригады Гивати" евреи решили использовать свое самое боеспособное авиационное
подразделение.
В тот же день четверка "Сахинов" с 70-килограммовыми бомбами на подкрыльевых
пилонах вылетела на штурмовку египетских войск. Израильтяне оценивают результаты
налета, как чрезвычайно успешные, несмотря на то, что египетским зенитчикам
удалось серьезно повредить два самолета из четырех. Один из "мессеров",
пилотируемый южноафриканцем Эдди Коганом, не смог дотянуть до Экрона и попытался
совершить посадку на небольшом прифронтовом аэродроме Кастина, предназначенном
для легких самолетов. При посадке истребитель разбился, пилот погиб. Евреи не
успели даже вывезти его останки, так как буквально через несколько минут в
Кастину ворвались арабские солдаты. Вторая подбитая машина потерпела аварию на
самом Экроне, правда, летчик Моди Алон (Мордехай Клибенский) остался цел и
невредим. Таким образом, в первом же вылете численность 101-го "таесета"
уменьшилась ровно наполовину.
На следующий день уже пара "Сахинов", пилотируемая Эзером Вейцманом и
австралийцем Саем Рубенфельдом, атаковала иорданские войска у города Тулькарм.
Самолет Рубенфельда был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Летчик
выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился в расположении израильских
войск. 31 мая последний уцелевший "Мессер" под управлением Моди Алона бомбил
крепость Латрун.
Знаменательным днем для израильской авиации стало 3 июня. В тот день пара
египетских "Дакот" в очередной раз появилась над Тель-Авивом. Моди Алон взлетел
на перехват и сбил один бомбардировщик под аплодисменты и восторженные крики
десятков тысяч жителей города. Другой "египтянин" попытался уйти в сторону моря.
Алон устремился в погоню и расстрелял вторую "Дакоту" в нескольких километрах от
берега. С тех пор египетские летчики больше ни разу не пытались бомбить
Тель-Авив в дневное время.
Боевые действия возобновились 9 июля. К тому времени чешские механики
смонтировали еще три "Сахина". Численность 101-й "таесет" вновь достигла четырех
самолетов, но опять ненадолго. В первый же день не вернулся из боя истребитель
американца Лестера Викмана. Он был сбит зенитным огнем при штурмовке египетских
позиций в районе Газы. Чуть позже еще одна машина потерпела аварию на взлете.
10 июля пара сирийских "Тексанов" сбросила бомбы на израильские позиции к северу
от Тель-Авива. В погоню были посланы дежурившие на аэродроме "Сахины" Мориса
Мэнна и Лесли Блока. Чешский "мессер", хотя и уступал в скорости большинству
тогдашних истребителей, но все же летал намного быстрее "Тексана". Мэнну удалось
настичь врага и сбить его над израильской территорией. Блок догнал и обстрелял
второго "сирийца" уже за линией фронта. Стрелок арабской машины вел частый
ответный огонь из турельного пулемета, пока одна из очередей не попала в цель.
Истребитель скользнул вниз и рухнул на землю. Израильтяне до сих пор
отказываются признавать победу арабского пулеметчика, предпочитая списать гибель
Блока на "самоотстрел" лопастей винта из-за дефекта синхронизатора.
18 июля только что поступившее из Чехословкии звено "Сахинов" произвело
штурмовку египетской механизированной колонны. При возвращении израильтян
атаковала пара египетских "Спитфайров". На стороне египтян было техническое
превосходство, а у евреев - численный перевес и значительный боевой опыт. В
итоге один "Спитфайр" врезался в землю, сбитый Моди Алоном, другой ушел,
пользуясь преимуществом в скорости. Израильтяне также не избежали потерь: летчик
Сид Антейн разбился насмерть при посадке. Возможно, он был ранен или его "Сахин"
получил повреждения в воздушном бою. Через неделю добился успеха пилот Гидеон
Лихтман, сбив иракский "Дрэгон Рапид" к востоку от Иерусалима, а на южном
участке фронта потерпел катастрофу египетский "Спитфайр".
К началу августа было подписано второе перемирие, продолжавшееся более двух
месяцев. В течение этого времени соотношение сил в небе Палестины стало
постепенно выравниваться. 101-й "таесет" располагал уже 15-ю боеспособными
"Сахинами" и двумя полученными контрабандным путем из Америки "Мустангами"
P-51D. Арабы же успели лишиться (главным образом, в результате аварий) почти
половины своих истребителей, а новых поставок пока не предвиделось.
Военные действия возобновились 15 октября, и это привело к новым потерям. 16
октября египтяне подбили самолёт израильского аса Моди Алона. Тяжело раненый
пилот перетянул через линию фронта, но при заходе на посадку врезался в землю.
Вероятно, от ран он потерял сознание.
20 августа 1949 г война завершилась. Это была последняя война, в которой
принимали участие Bf.109.