Среди европейских государств
Бельгия не считалась ведущей авиационной державой, хотя и здесь умели создавать
неплохие образцы боевой техники. Вспомнить хотя бы опытные истребители фирмы
Renard R-36, R-37, R-38 и R-40, проходивших испытания в 1937-1940 гг. и не
поступивших в серийное производство, преимущественно, из-за захвата страны
немцами. Действительно, для Бельгии это были выдающиеся самолёты, не зря
французы (с подорванной национализацией авиационной промышленностью) заказали
партию истребителей R-40, вооруженных одной мотор-пушкой и четырьмя пулеметами,
а также оснащенного гермокабиной. Но после полной оккупации страны прототипы
вывезли в Германию, где их следы окончательно потерялись.
Ближний бомбардировщик SABCA
S.47 стал первым и последним самолётом, созданный
совместными усилиями бельгийских и итальянских специалистов в предвоенные годы.
Ведущим инженером по S.47 был итальянец Паллавичино, предложивший модную в конце
1930-х гг. схему моноплана с низкорасположенным крылом, двигателем водяного
охлаждения и общей двухместной кабиной пилотов. Особенных нововведений в S.47 не
было, но конструкторы попытались создать максимально удобный для эксплуатации
самолёт. Конструкция фюзеляжа бомбардировщика состояла из стальных труб обшитых
сверху алюминиевыми листами, крыло было цельнодеревянным с использованием
закрылок для уменьшения пробега при посадке. Кабина пилотов имела длинный общий
фонарь, причем стрелок-наблюдатель мог брать на себя функции второго пилота, для
чего на его рабочем месте разместили второй комплект приборов управления. На
S.47 устанавливался рядный 860-сильный 12-цилиндровый двигатель Hispano-Suisa HS
12Y в развале цилиндров которого можно было установить 20-мм пушку HS-404.
Стандартное вооружение включало два крыльевых и один подвижный 7,7-мм пулемета
Browning. В бомбоотсеке можно было подвесить две 50-кг бомбы, а на внешней
подвеске - ещё десять 10-кг бомб.
Согласно распространенной тогда теории о многоцелевом самолёте S.47
предполагалось использовать во многих качествах: истребитель, легкий
бомбардировщик и разведчик-наблюдатель. Первый прототип был построен на заводе
фирмы Caproni в Понте Сан Пьетро. 16 февраля 1939 года его впервые поднял в
воздух пилот Этторе Венжи (Ettore Wengi). В июне, согласно подписанным
договоренностям, S.47 передали для испытаний фирме SABCA, поездом перевезя
прототип в Бельгию. В следующем месяце он экспонировался на Международном Салоне
в Брюсселе.
Тестовые полёты продолжились с 16 сентября, летал на S.47 летчик Пол Бурниа
(Paul Burniat). Самолёт получил гражданский регистрационный код ОО-АТН. На
испытаниях в Бельгии была достигнута скорость 501 (по другим данным 515) км\ч и
максимальная высота полета 10500 метров. Бельгийские ВВС, после демонстрации им
13 января 1940 года возможностей S.47, сделали заказ на 24 самолёта, видимо
больше полагаясь на иностранную помощь. В то же время S.47 был представлен
другим иностранным военным делегациям. Итальянцы, кстати, успели присвоить ему
собственное обозначение Ca.335 "Maestrale" и в перспективе планировалось
заменить им устаревшие многоцелевые бомбардировщики Ва.65.
Больше всего он заинтересовал французов и спустя месяц перелетел на аэродром Орлеан-Бриси. С 14 марта 1940 года S.47 и тренировочный S.40 участвовали в
программе тестов ВВС Франции, но из-за плохих погодных условий бомбардировщик
получил лёгкие повреждения при посадке столкнувшись на лётном поле с трактором.
Тем не менее общее впечатление от S.47 испорчено не было. Фирма SABCA начала
выполнять бельгийский заказ с декабря 1939 года, а С лета 1940 года
планировалось производство S.47 для Франции, но оба заказа выполнены не были. 13
июня 1940 года прототип самолёта был захвачен немецкими десантниками в Орлеане.
Естественно, итальянская сторона сразу сделала запрос о возвращении прототипа
"на историческую родину", но получила от немецкой стороны отказ без объяснения
причин.
Но даже получив опытный образец это вряд ли изменило положение в лучшую
сторону. Итальянцы не учли, что S.47 разрабатывался в первую очередь под
установку французского мотора и смена силовой установки могла негативно
сказаться на его ТТХ. Более того, идея многоцелевого самолёта оправдала себя
лишь отчасти и лучшим образцом в этом классе можно считать советский
Су-2, хотя и у S.47 имелось много шансов стать лидером. В любом случае,
даже с технической документацией на руках выпуск S.47 в Италии так и не
наладили. Что случилось с захваченным S.47 сказать сейчас трудно. По
последним данным его ещё видели в Орлеане в апреле 1942-го или в
середине 1943 года. Возможно, S.47 был разобран на запчасти самими
немцами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S.47 |
Размах крыла, м |
13.20 |
Длина, м |
10.61 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
23.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2100 |
нормальная взлетная |
3200 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza 12 YCrs |
Мощность, л.с. |
1 х 860 |
Максимальная скорость , км/ч |
501 |
Крейсерская скорость , км/ч |
480 |
Практическая дальность, км |
900 |
Практический потолок, м |
10500 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка и три 7,7-мм пулемета Browning, 2х 50-кг бомбы
или в
роли ударного самолета - 10х 10-кг бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
S.47 ВВС Бельгии ©
Jouni Ronko |
|
Уголок неба. 2004
|