С освобождением Югославии сразу начали восстанавливать и отечественную авиапромышленность. В 1946-м в Зарково организовали Технический институт ВВС, ставший главным
научным и исследовательским авиацентром страны. На кульманах конструкторов появились проекты различных самолётов - учебных, связных, тренировочных. Югославским инженерам понадобилось всего 11
месяцев чтобы разработать на базе IK-3 истребитель S-49. Большую помощь оказал Югославии Советский Союз, причём не только готовыми самолётами, запчастями и оборудованием для авиазаводов. У нас обучались и стажировались летчики,
конструкторы, инженеры и техники.
Основой S-49 послужил советский истребитель Яковлева Як-9. Самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции и имел убирающееся
шасси с хвостовым колесом. Опытный образец, совершивший первый полет в 1948г., был оснащен советским двигателем Климова ВК-105ПФ-2 мощностью 1244 л.с. На новый самолет поступил правительственный
заказ на 45 самолетов, которые были сданы до 1951 года и поступили на вооружение 204-го и 117-го ИАП в Земуне. Оба подразделения сменили несколько аэродромов, пока в 1957 истребители не были сняты с
вооружения.
Таким образом, истребители Ikarus S-49A послужили основой югославской авиации в самый критический для нее период. Один Ikarus S-49A No 2319/19 находится в Белградском музее авиации, правда реставрировать его руки еще не дошли..
Однако послевоенная дружба Сталина с Тито продолжалась недолго. В 1951-м "лучший друг" советских авиаторов заклеймил своего югославского коллегу как агента мирового
империализма и отношения между странами перешли в состояние настоящей "холодной войны". Разрыв отношений с СССР больно ударил и по югославской авиации. Прекратились поставки запчастей и самолётов, а
из Советского Союза срочно выгоняли всех специалистов, обучавшихся в наших институтах, академиях и лётных училищах. Из случившегося Тито сделал свои выводы, и в дальнейшем Югославия всегда старалась
ни в чём не зависеть (включая авиапромышленность) от других стран и всё необходимое по возможности производить на своих заводах. Независимость от других стран дело, конечно, хорошее, но Югославия
ещё не оправилась от последствий войны и пока самостоятельно не могла обеспечить свои ВВС современными самолётами. Поэтому одновременно с разработкой истребителя S-49A в ноябре 1951-го подписали
договор о военном сотрудничестве с США и Великобританией. И вскоре югославские ВВС получили 140 "Москито", 150 "Тандерболтов", а в дальнейшем и другую западную авиатехнику. После смерти Сталина
стали искать способы восстановления отношений с Югославией и советские лидеры. Первым с Тито встретился Хрущёв, и в 1957-м возобновились поставки советской военной техники в Югославию, которые
продолжаются до сих пор.
Тем не менее, Югославия продолжала укреплять и развивать свою авиапромышленность, готовясь выпускать весь спектр летательных аппаратов. Строились также новые
предприятия по выпуску различного авиаоборудования. С 1949-го в г.Прва Петолетка начали собирать узлы шасси и гидрооборудование. Завод в Раковице значительно расширили, и он продолжал выпускать
авиадвигатели, а инженеры из Баня Лука создавали радио и электрооборудование. В 1951-м приступил к работе авиазавод "Soko" в Мостаре (Босния-Герцеговина), ставший одним из главнейших сборочных
предприятий страны, причём не только авиационных. На большом предприятии, состоявшем из нескольких заводов, стали выпускать сборные дома, холодильники, трансмиссии для автомобилей, тракторов и
многое другое. Авиационный заказ "Soko" начался в 1952 году со сборки крыла и хвостового оперения для истребителя S-49C.
Через три года после принятия на вооружение Ikarus S-49A была разработана и цельнометаллическая версия этой машины - S-49C. На новый самолет, который
предполагалось использовать как истребитель, истребитель – бомбардировщик и разведчик поставили французский движок Hispano Suiza HS 12Z-17. Кроме того, военным была предложена версия Ikarus S-49В с немецким двигателем DB-605, но для серийного производства был выбран именно Ikarus S-49С. За несколько последующих лет было выпущено 112 самолетов этого типа.
В процессе эксплуатации было улучшено вооружение: под крыльями смонтировали ПУ для неуправляемых ракет HVAR и контейнеры для пушек MG-151 или
пулеметов Colt Browning M2 12,7- мм. Кроме того, в войсках часть машин переоборудовали для несения двух 50-кг бомб.
Появление реактивных самолетов вытеснило истребители с вооружения и сейчас только один экземпляр (S-49 C No 2400/400) находится в экспозиции
Белградского авиационного музея.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S-49A |
S-49C |
Размах крыла, м |
10.30 |
10.30 |
Длина, м |
8.43 |
9.06 |
Высота, м |
3.20 |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
16.60 |
16.64 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
2320 |
2818 |
нормальная взлетная |
2950 |
3568 |
Тип двигателя |
1 ПД Климов ВК-105ПФ |
1 ПД Hispano-Suiza 12Z-11Y |
Мощность, л.с. |
1 х 1180 |
1 х 1500 |
Максимальная скорость , км/ч |
554 |
628 |
Практическая дальность, км |
690 |
690 |
Скороподъемность, м/мин |
1026 |
889 |
Практический потолок, м |
10000 |
1000 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и два 12.7-мм пулемета УБС с боезапасом 200 патронов |
одна 20-мм моторпушка MG 151 и два 12,7 мм пулемета Colt Browning 4 НАР HVAR или
2 50-кг бомбы на подкрыльных узлах подвески. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|