Gloster Sea Gladiator - одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и
неубирающимся шасси. Палубный вариант сухопутного истребителя "Гладиатор". Последний был спроектирован в КБ фирмы "Глостер эйркрафт компани" под руководством Г. Фолланда. Опытный самолет SS.37
впервые поднялся в воздух 12 сентября 1934 г. В серию его запустили под названием "Гладиатор". С января 1937 г. он строился серийно на заводе "Глостер" в Хакклкоте. Всего выпущено 587 экз.
"гладиаторов", в том числе 98 "си гладиаторов".
Палубный вариант, "Си Гладиатор", был создан в середине 1938 г. От модификаций для ВВС он отличался усиленным силовым набором нижнего крыла,
измененным оборудованием и наличием захватов для корабельной катапульты и посадочного гака.
Для английской морской авиации выпускались две модификации самолета: "Си Гладиатор" (Interim), переходная модель на базе
сухопутного истребителя "Гладиатор" II и "Си Гладиатор" I, основная модификация со спасательной лодкой в обтекателе под фюзеляжем между стойками шасси.
Состоял на вооружении как палубный только в Великобритании - с февраля 1937 г. В 1940 г. партия самолетов без палубного оборудования была передана
Финляндии.
"Переходные" истребители поступили в эскадрильи морской авиации в декабре 1938 г., но использовались только в учебных целях. В марте 1939 г. первую
эскадрилью "си гладиаторов" принял на борт авианосец "Корейджес". Позднее они базировались также на авианосце "Глориэс". В начале Второй мировой войны эти самолеты использовались при
патрулировании Индийского океана. Весной 1940 г. они приняли участие в Норвежской кампании как с авианосцев, так и с берега. С береговых баз "си гладиаторы" прикрывали от немецких налетов
военно-морскую базу Скапа-Флоу в Шотландии. С лета 1940 г. эти истребители начали действовать в Средиземноморье. Они летали с авианосцев "Игл" и "Илластриэс".
С июня 1940 г. "си гладиаторы" обеспечивали ПВО баз на о. Мальта. В мае 1941 г. такие же машины обороняли аэродром Малеме на о. Крит. С марта 1942 г. "си гладиаторы" разместили на аэродроме под
Александрией в Египте.
С авианосцев устаревшие бипланы сняли в конце 1940 г. "Си Гладиатор" сняли с производства в конце 1939 г., сухопутные
истребители прекратили собирать в апреле следующего года. Как истребитель "Гладиатор" использовался на периферийных театрах боевых действий до конца 1942 г., официально
снят с вооружения в Англии в 1945 г. В Финляндии был снят с вооружения в 1942 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Sea Gladiator Mk.II |
Размах крыла, м |
9.84 |
Длина, м |
8.36 |
Высота, м |
3.53 |
Площадь крыла, м2 |
30.01 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1612 |
нормальная взлетная |
2277 |
максимальная взлетная |
2600 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol Mercury IIA/AS |
Мощность, л.с. |
1 х 830 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
338 |
на высоте |
407 |
Практическая дальность, км |
668 |
Скороподъемность, м/мин |
775 |
Практический потолок, м |
9815 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
четыре 7,69-мм пулемета Browning |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|