К началу Второй мировой войны Королевский флот Великобритании оказался без современных палубных истребителей. Бипланы "Си Гладиатор" выглядели уже
окончательно устаревшими, а двухместные монопланы "Блэкберн" "Рок" с турельным
вооружением были слишком медлительными и неповоротливыми.
Не отличались скоростными качествами и другие английские палубники -
двухместные монопланы "Блэкберн" "Скьюа" и Фэйри "Фульмар". В начавшихся боевых
действиях времени на создание целиком новой машины просто не было, и англичане
решили адаптировать для палубной службы сухопутные истребители - "Хоукер" "Харрикейн"
и "Супермарин" "Спитфайр".
"Спитфайр" превосходил "Харрикейн" по скорости и маневренности, но первыми
начались в конце 1940-го работы над морской версией именно "Харрикейна".
Серийный выпуск скоростных "Спитфайров" еще только разворачивался и их очень не
хватало для борьбы с самолетами "Люфтваффе".
"Харрикейн" же выпускался уже давно и выделить несколько десятков или сотен
машин для флота было несложно. К тому же, "Харрикейн" с его прочной ферменной
конструкцией больше подходил для стартов с катапульты и грубых посадок на
палубу.
Первый опыт эксплуатации истребителя фирмы "Хоукер" с палубы англичане
получили еще в мае 1940-го во время Норвежской кампании. На борту авианосца "Глориес"
к берегам Норвегии направили "Харрикейны" 46-й эскадрильи Королевских ВВС.
Сухопутные машины сами взлетели с палубы и приземлились на норвежском аэродроме
Бардуфосс, откуда и выполняли в дальнейшем боевые вылеты.
После быстрого захвата Норвегии частями вермахта, англичанам пришлось срочно
эвакуироваться со своих баз. Оставшиеся десять "Харрикейнов" 46-й эскадрильи
должны были вернуться домой вновь на авианосце "Глориес". Посадить на палубу
сухопутные самолеты без тормозного крюка очень непросто. Лишь со второй попытки
это удалось сделать с большим трудом ночью 7 июня 1940-го, когда самолеты сели
на авианосец при очень сильном встречном ветре.
Рискованные взлет и посадку сухопутных машин на авианосце повторять больше не
решились, даже когда "Глориес" в тот же день попал под обстрел немецких линкоров
"Шарнхорст" и "Гнейзенау". Бой получился неравным, и вскоре "Глориес" ушел на
дно вместе со всеми самолетами.
Действия Королевского флота против кораблей кригсмарине у побережья Норвегии
лишний раз подтвердили срочную необходимость в создании современного морского
истребителя. Для реальной эксплуатации на кораблях специалисты фирмы "Хоукер"
одновременно начали работы над двумя палубными версиями "Харрикейна".
Помимо классического палубника с тормозным гаком, разработали вариант,
который с убранными стойками шасси должен был взлетать с примитивной ферменной
катапульты с помощью пороховых ускорителей. Катапультными "Харрикейнами"
собирались вооружить часть судов для атлантических конвоев, чтобы они могли сами
защитить себя в море от нападения асов Геринга.
Пятьдесят "Харрикейнов" Mk.I Королевских ВВС на базе в Хэмбле довольно быстро
переоборудовали в катапультный вариант с небольшим усилением конструкции.
Самолет получил официальное обозначение "Си Харрикейн Mk.IА, хотя впоследствии
катапультные машины называли также "Харрикэт" или просто "Катафайтер". "Катафайтер" - катапультный истребитель, взлетающий с любого судна, где
есть катапульта. Сесть он может только на сушу, если она близко. Если далеко - машина становится "одноразовой", летчик обязан бросить ее после израсходования горючего. Считалось,
что уже после уничтожения одного вражеского бомбардировщика или разведчика затея себя окупит. Второй путь - традиционное базирование на авианосцах.
Для
катапультных машин подготовили 35 торговых судов разных типов и размеров,
которые стали называться судами класса САМ (Catapult Aircraft Merchantman -
Торговое судно с катапультным самолетом).
Корабли оборудовали простейшей ферменной катапультой и такой же системой
запуска "Харрикэтов" оснастили несколько военных судов. Интересно, что летчики
для катапультных истребителей на торговые суда направлялись из Королевских ВВС,
а на военных судах "Катафайтеры" поднимали в воздух морские пилоты Королевского
флота. Еще одним отличием военных судов от торговых было наличие на борту двух истребителей, которые запускались по очереди.
Торговые суда с катапультными установками должны были входить в состав
конвоев в качестве обычных транспортников, одновременно выполняя роль
мини-авианосцев. При появлении вражеской авиации "Си Харрикейн" с ревущим на
полном газу мотором и выпущенными закрылками выстреливался из катапульты длиной
21,3м, разгоняясь с помощью пороховых ускорителей до 120 км/ч с перегрузкой в
3,5 д. После воздушного боя летчик мог сесть только на обычный аэродром.
Естественно, что в море вдали от сухопутных баз такой возможности не было.
Поэтому пилоту оставалось лишь прыгать с парашютом рядом со своими судами и
ждать помощи. На всех катапультных судах для этого имелась команда спасателей,
которая на надувной моторной лодке была всегда готова прийти на помощь экипажу "Харрикэта".
Таким образом, "Си Харрикейн" Mk.IA был практически одноразовым истребителем,
но военные посчитали, что это будет оправдано, если летчик сможет сбить хотя бы
один вражеских самолет. Да и другого способа защитить свои атлантические конвои
от атак "Люфтваффе" у англичан в начале войны не было - небольших эскортных
авианосцев катастрофически не хватало.
Первым из судов с катапультой 27 мая 1941-го ушел из Белфаста в составе
конвоя транспорт "Мишель Е". Однако судно получило немецкую торпеду в борт
раньше, чем его "Харрикэт" смог взлететь с помощью ускорителей. А всего за два
года транспортные суда класса САМ совершили 175 походов, при этом из 35
кораблей, оборудованных катапультой, 12 немцы потопили. За это время
зафиксировано всего восемь боевых запусков "Катафайтеров", но с очень
впечатляющим результатом.
Шесть немецких самолетов было сбито, при этом погиб лишь один английский
пилот. А первую победу на "Си Харрикейне" одержали 3 августа 1941-го, когда
лейтенант Эверетт, взлетев с военного судна "Мэйплин", сбил над Атлантикой
четырехмоторный Fw.200C "Кондор".
С начала разработки катапультного "Си Харрикейна" Mk.1A прослеживались все
недостатки машины и военные прекрасно понимали, что для эксплуатации на
авианосцах нужен полноценный истребитель. Поэтому одновременно инженеры фирмы "Хоукер"
проработали модификацию "Си Харрикейн" Mk.1B с тормозным крюком и узлами для
запуска с палубной катапульты авианосца.
Эксплуатация на кораблях подразумевала повышенные нагрузки, поэтому наиболее
важные узлы сухопутной машины пришлось усилить, а радиооборудование заменить в
соответствии с флотскими стандартами. Для упрощения конструкции и быстрого
серийного выпуска самолет не стали оснащать складывающимся крылом. В дальнейшем
из-за этого на большинстве авианосцев (в первую очередь на эскортных) "Си
Харрикейны" нельзя было убрать в ангары, что усложняло их эксплуатацию.
На заводе фирмы "Дженерал Эйркрафт" более 300 сухопутных "Харрикейнов" Mk.I
переделали в палубные "Си Харрикейн" Mk.1B, которые с начала 1941-го стали
поступать на вооружение английских авианосцев.
Первой получила самолеты 880-я эскадрилья на авианосце "Фьюриес".
Затем на новые палубники переучились летчики 803-й эскадрильи авианосца "Арк
Ройал", летавшие до этого на многоцелевых истребителях-бомбардировщиках "Скьюа".
Экипажи 806-й эскадрильи авианосца "Формидэйбл" пересели в кабины "Си
Харрикейнов" из двухместных истребителей "Фульмар". 801-я эскадрилья также
заменила свои устаревшие бипланы "Си Гладиатор" на морские "Харрикейны" и
базировалась сначала на авианосце-ветеране "Аргус", а затем перелетела на "Игл".
Новыми "Си Харрикейнами" вооружили и несколько небольших эскортных авианосцев
Королевского флота, первым из которых стал построенный в США "Эвенджер".
Помимо авианосцев "Си Харрикейны" стали основным оружием защиты и для
транспортных судов класса MAC (Merchant Aircraft Carrier Торговое
судно-авианосец). В отличие от кораблей класса САМ с ферменной катапультой, эти
суда имели настеленную поверх надстроек полетную палубу, с которой несколько "Си
Харрикейнов" могли взлетать и садиться уже по-самолетному.
На таких небольших транспортах-авианосцах отсутствовали самолетные лифты и
ангары. Поэтому "Си Харрикейны" в любую погоду стояли на палубе и, естественно,
возникали проблемы с коррозией от соленых брызг и с эксплуатацией машин в
холодных водах Баренцева моря.
Сухопутный "Харрикейн" к началу войны считался уже далеко не новым
истребителем, впервые поднявшись в воздух еще в далеком 1935-м. Относительно
невысокие скоростные характеристики и слабое вооружение, состоявшее только из
пулеметов винтовочного калибра справедливо вызывали критику военных.
Естественно, что подобные недостатки достались по наследству и палубному "Си
Харрикейну" Mk.IB. Поэтому наряду с эксплуатацией первых вариантов морского
истребителя, на фирме "Хоукер" шли работы над модификациями с более мощными
моторами и усиленным пушечным вооружением.
В январе 1942-го 811-я эскадрилья первой получила новый вариант "Си Харрикейн"
Mk.IC. На этом самолете стоял двигатель "Мерлин III" мощностью 1030 л.с. (как и
на последних сериях сухопутного Mk.I), но вместо восьми пулеметов в крыле
установили четыре 20-мм пушки "Бритиш Испано".
Потяжелевшая машина стала летать еще медленнее, разгоняясь лишь до 474 км/ч
на высоте в 4570 м. Однако потеря скорости компенсировалась мощным залпом
снарядов, которые в отличие от пуль винтовочного калибра легко разрушали любой
вражеский самолет практически с первого раза. Флот Великобритании очень нуждался
в подобных машинах, и вскоре пушечные "Си Харрикейны" появились на палубах
авианосцев "Игл", "Фьюриес" и "Викториес".
В конце 1942-го пилоты Королевского флота начали летать на "Си Харрикейне"
Mk.IIC, который с тем же пушечным вооружением получил, наконец, мотор "Мерлин XX",
развивавший на взлете 1280 л.с. Существенная добавка в лошадиных силах позволяла
разогнать истребитель на высоте в 6075 м до скорости 550 км/ч.
"Си Харрикейны" Mk.IIC переоборудовали в палубный вариант из сухопутных машин
как и предыдущие модификации на заводе фирмы "Дженерал Эйркрафт", выпустив около
600 машин всех типов. Небольшое количество палубников собрали в Канаде, где с
двигателем "Мерлин 29" мощностью 1300 л.с. (выпускавшийся по английской лицензии
на заводах компании "Паккарэд) они получили собственный индекс "Си Харрикейн"
Mk.XIIA. Помимо мотора, канадские истребители отличались и вооружением, имея в
крыле пулеметную батарею из 12 стволов калибра 7,69 мм.
Основным местом боевой карьеры палубных "Харрикейнов" служило Средиземное
море, и в начале войны большинство операций Королевского флота проходило здесь
под прикрытием истребителей фирмы "Хоукер". Случались, естественно, и потери. 12
ноября 1941-го немецкая подводная лодка потопила в 25 милях восточнее Гибралтара
авианосец "Арк Ройал", который ушел на дно вместе со своими самолетами, среди
которых были и "Си Харрикейны" 803-й эскадрильи.
После потери "Арк Ройала" самым большим и современным авианосцем Королевского
флота в Средиземноморье остался "Игл". Именно "Игл" служил главным защитником
конвоя во время операции "Гарпун", когда 12 июня 1942-го он привел на Мальту
шесть транспортных судов с вооружением и топливом. Во время перехода с его
палубы постоянно поднимались в воздух "Си Харрикейны" 801-й и 813-й эскадрилий,
отгоняя самолеты "Люфтваффе".
Наиболее известным и серьезным морским сражением, где участвовали "Си
Харрикейны", стала операция "Пьедестал". 10 августа 1942-го английский конвой
под защитой многочисленных кораблей вышел из Гибралтара и через пять дней прошел
с военным грузом в столицу Мальты. Англичане к операции подготовились
основательно и 14 транспортов с танкером "Огайо" в море на разных участках
маршрута прикрывали два линкора, семь крейсеров и 24 эсминца. Авиационную
поддержку обеспечивали авианосцы "Игл", "Индомитэйбл" и "Викториес".
На вооружении этих плавучих аэродромов имелось в общей сложности 72
истребителя, из которых 47 составляли "Си Харрикейны". 801-я (12 "Си Харрикейнов")
и 813-я (четыре "Си Харрикейна") эскадрильи базировались на "Игле", 885-я (пять
"Си Харрикейнов") на "Викториесе" и 10 палубников фирмы "Хоукер" из 800-й
эскадрильи дополняли вооружение "Индомитэйбла". Начало операции "Пьедестал"
получилось для Королевского флот неудачным. Уже 11 августа немецкая подлодка
U-73 четырьмя торпедами потопила "Игл". Потеря главного плавучего аэродрома со
всеми самолетами ослабила защиту конвоя, и пилотам с оставшихся авианосцев
приходилось практически не вылезать из кабин своих истребителей, отбиваясь от
постоянных атак немецких и итальянских торпедоносцев и бомбардировщиков.
Главной защитой с воздуха англичанам послужили "Си Харрикейны", записав на
свой счет 25 из 38 зарегистрированных побед над вражескими самолетами во время
перехода. Самым удачливым стал пилот "Си Харрикейна" лейтенант Корк, сбивший три
машины противника. Героические усилия морских летчиков оказались не напрасными,
и, в основном, благодаря их бесконечным боевым дежурствам в воздухе удалось все
же довести до Валетты изрядно потрепанный конвой.
Летчики "Си Харрикейнов" получали награды не только за бои над теплым
Средиземноморьем, но и после встреч с асми Геринга на Севере. После трагедии в
июле 1942-го с печально знаменитым конвоем PQ-18 направился из Лох-Ю в Мурманск
лишь 2 сентября.
До зоны действия авиации Северного флота, защиту от атак немецких
торпедоносцев возложили на экипажи "Си Харрикейнов" эскортного авианосца "Эвенджер".
Чтобы снизить вероятность встречи с немецкими самолетами, конвой должен был идти
максимально удалившись в Арктические широты.
Однако немцам удалось довольно быстро обнаружить PQ-18 сразу после выхода, и
вскоре, взлетая с баз в Норвегии, самолеты "Люфтваффе" начали появляться над
кораблями конвоя. На перехват им поднимались с палубы "Эвенджера" "Си Харрикейны"
802-й и 883-й эскадрилий, сумевшие сбить пять бомбардировщиков с крестами.
Собственные потери англичан составили четыре истребителя, причем трех летчиков,
выпрыгнувших с парашютом, удалось спасти.
Последней крупной операцией, где применялись "Си Харрикейны", стала в ноябре
1942-го высадка союзников в Северной Африке. В этой операции под кодовым
названием "Торч" участвовали эскортные авианосцы "Эвенджер", "Битер" и "Дашер",
чьи "Си Харрикейны" обеспечивали в небе Алжира прикрытие десанта с воздуха.
К началу 1943-го даже последние варианты "Си Харрикейна" с пушками и мощным
двигателем не могли считаться современными машинами. Истребитель-ветеран фирмы
Хоукер на палубах авианосцев стали постепенно менять на "Сифайры" (морской
вариант "Спитфайра") и американские "Хеллкэты" и "Уайлдкэты" последних
модификаций. Часть устаревших самолетов перевели на береговые аэродромы, где они
до конца года еще продолжали нести военную службу.
В 1943-м оставалась на вооружении и часть "Си Харрикейнов" на транспортах MAC
класса и нескольких эскортных авианосцев. Но в апреле 1944-го карьера старого
палубника окончательно завершилась, когда летчики 824-й эскадрильи с эскортного
авианосца "Страйкер" последними на Королевском флоте расстались с "Си Харрикейнами", переучившись на "Уайлдкэты"
Mk.V.
"Си Харрикейн" нельзя назвать удачным палубным самолетом, ведь морская версия
создавалась тогда, когда ее сухопутный прообраз сам уже выглядел устаревшим.
Небольшая скорость, слабое вооружение, плохой обзор из кабины и невысокая
дальность полета снижали эффективность применения истребителя.
Модификации с пушечным вооружением и более мощным мотором не смогли
радикально улучшить ситуацию, а лишь замедлили окончательное списание быстро
стареющего самолета. Но не будем забывать, что именно "Си Харрикейны" оставались
основным вооружением авианосцев Королевского флота, пока у англичан не появились
более современные палубные истребители "Сифайр" и "Хеллкэт".
Так что этот морской самолет по праву занимает достойное место в истории,
став вместе со своим сухопутным прародителем символом борьбы английской авиации
с грозными "Люфтваффе" в начале Второй мировой войны.
Описание конструкции
Самолет "Си Харрикейн" представлял собою одноместный однодвигательный низкоплан смешанной конструкции с убирающимся шасси.
Фюзеляж - ферменной конструкции, ферма сварная, из стальных труб, с внутренними тросовыми расчалками. Моторама являлась интегральной частью фермы. На раме монтировались фанерные
шпангоуты, в выемках которых крепились рейки - стрингеры. Передняя часть фюзеляжа имела дюралюминиевую обшивку, задняя - полотняную. В носовой части фюзеляжа находился двигатель с
агрегатами, за ним - бензобак, в средней части фюзеляжа располагалась кабина летчика с плексигласовым многопереплетным фонарем. Для доступа в кабину фонарь сдвигался назад. За
кабиной имелся развитый гаргрот, полностью перекрывавший обзор назад. Под кабиной в ванне-обтекателе находился радиатор. За бронеспинкой располагались аккумулятор, радиостанция и
кислородные баллоны.
Крыло - двухлонжеронное, в консолях имелось еще по три вспомогательных лонжерона. Конструктивно состояло из центроплана, составлявшего единое целое с фюзеляжем, и двух отъемных
консолей. В крыле располагалось вооружение, топливные баки, ниши основного шасси и фары. Элероны - алюминиевые, с обтяжкой полотном. Привод закрылков - гидравлический.
Хвостовое оперение - однолонжеронное, с дюралевым каркасом и полотняной обшивкой. Под фюзеляжем для улучшения устойчивости на курсе имелся дополнительный узкий киль - гребень. Рули
имели роговую компенсацию и были оснащены триммерами.
Шасси - с хвостовым колесом, основные стойки убираются в общую нишу поворотом к оси самолета. В убранном состоянии ниша шасси частично закрывается створками. Привод уборки -
гидравлический. Хвостовая стойка - неубирающаяся. самоориентирующаяся.
Двигательная установка - 12-цилиндровый рядный поршневой двигатель жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин" различных серий с трехлопастным винтом постоянного числа оборотов Де
Хевиленд или Ротол.
Вооружение - восемь 7,69-мм пулеметов Браунинг с боекомплектом в 338 (крайние пулеметы - 324) патронов на ствол. Вместо пулеметов на самолетах с крылом типа
С устанавливались четыре 20-мм пушки Бритиш Испано с боекомплектом в 91 снаряд на ствол.