Еще в 1939 г. конструкторы "Супермарин" начали рассматривать возможность
применения на "Спитфайре" альтернативного типа двигателя, разумеется, с большей,
чем у "Мерлина", мощностью. Изучались варианты установки трех разных двигателей
фирмы "Роллс-Ройс" - 24-цилиндрового "Икси", двухтактного дизеля RR26PI и
перспективного 12-цилиндрового RR37.
Только в отношении последнего типа работу довели до конца. RR37, запущенный в
серию под названием "Гриффон", был, как и "Мерлин", V-образным двигателем
жидкостного охлаждения. Рабочий объем его цилиндров составлял 36,7 л против 27 л
у предшественника. Он был существенно тяжелее и обладал большими габаритами.
Зато уже у первых вариантов"Гриффонов" оснащавшихся односкоростными
одноступенчатыми нагнетателями, номинальная мощность перевалила за 1700 л.с.,
что обещало немалые перспективы в будущем (ведь серийные "Мерлины" выпуска 1940
г. давали в полтора раза меньше). Ознакомившись с эскизным проектом установки
RR37 на "Спитфайр", британское министерство авиации в 1940 г. заказало два
опытных самолета с такой мотоустановкой, а позднее - еще пять. Разработка новой
модификации, названной "Спитфайр" IV ("тип 337"), шла параллельно с работой над
проектом уже упоминавшейся ранее и, вследствие этого, обе машины в значительной
мере унифицировались.
На "четверке" собирались поставить "Гриффон" IIB с одноступенчатым нагнетателем
(мощностью 1735 л.с.), вращающий четырехлопастной винт. Расчетные цифры так
потрясли военных, что в августе 1941 г., когда первый опытный истребитель только
собирался, уже выдали заказ на 750 серийных машин. Взлетел же "Спитфайр" IV
только 27 ноября (пилотировал его Дж. Квилл). Он недолго существовал под этим
номером. В начале следующего года обозначения истребительных и разведывательных
вариантов "Спитфайр" привели к единой системе. До этого разведчики именовались
буквами - А, В, С. Теперь номер IV получил бывший "Спитфайр" D. Вследствие этого
машина с "Гриффоном" была переименована в модификацию ХХ, а затем XII.
Опытный "Спитфайр" IV имел хвостовое оперение по типу "двойки", убирающееся
хвостовое колесо и асимметричные (как на "пятерке" радиаторы. "Гриффон" не
влезавший в старые габариты, заставил удлинить мотораму и выпучить верхние
панели капота. Фюзеляж пришлось усилить, поставив вместо алюминиевого лонжерона
стальной. Вооружения на опытном образце самолета первоначально вообще не было.
По проекту предполагалось монтировать шесть 20мм пушек или две пушки и четыре
пулемета калибра 7,69 мм. Так выглядел полноразмерный макет "четверки".
Впоследствии и на опытном самолете установили макеты пушек в обтекателях, но в
серии такое вооружение не прижилось. После ряда переделок бывшая "четверка"
стала эталонным образцом "Спитфайра" XII ("тип 366"). Из-за увеличившейся тяги
на машине поставили более широкий заостренный руль поворота, такой же, как на
поздних "восьмерках" и "девятках". Номинальную мощность "Гриффон" IIB развивал
на высоте 300 м, поэтому основным назначением "Спитфайра" XII стал перехват на
малых высотах. Его готовили для борьбы с немецкими истребителями-бомбардировщиками, мелкими группами совершавшими налеты на Англию с французского берега. В
связи с этим машина получила "урезанное" крыло с почти прямоугольными законцовками.
На испытаниях "двенадцатый" сравнивался с "Тайфуном" и трофейным Fw.190А, и
показал высокие результаты. Он действительно тогда являлся одним из самых
быстроходных истребителей мира, развивая в горизонтальном полете скорость свыше
625 км/ч. Но на больших высотах скорость быстро падала.
Первые серийные "Спитфайры" ХІІ сошли с конвейера завода "Супермарин" в октябре
1942 г. Первые серии имели неубирающееся хвостовое колесо, а все последующие -
убирающееся (как на "восьмерке"). Моторы устанавливались модификаций III и IV,
отличавшиеся от IIB только передаточным отношением редуктора.
В феврале 1943 г. "Спитфайры" ХІІ прибыли в Хай-Эрколл, где базировалась 41-я
эскадрилья. Чуть позже такие же машины получила 91-я эскадрилья. Обе они
действовали в системе ПВО Англии. Сначала основными целями для новых являлись
немецкие истребители FW 190А, а в 1944 г. они переключились на охоту за
самолетами-снарядами (крылатыми ракетами) V-1.
Производство "двенадцатых" прекратили в сентябре 1943 г., выпустив ровно 100
штук. В строевых частях эти машины служили до декабря 1944 г. Их сменили
усовершенствованные истребители "Спитфайр" XIV.
На них с "Гриффоном" проделали то же, что ранее с "Мерлином" - ввели
двухступенчатый двухскоростной нагнетатель. Так и у "Гриффона" появилась своя
"60-я серия". Первый мотор ее, "Гриффон" 61, был запущен в серийное производство
весной 1943 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Spitfire Mk.XII |
Размах крыла, м |
9.90 |
Длина, м |
9.62 |
Высота, м |
3.86 |
Площадь крыла, м2 |
21.46 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2524 |
нормальная взлетная |
3363 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Griffon
III (IV) |
Мощность, л.с. |
1 х
1735 |
Максимальная скорость , км/ч |
639 |
Крейсерская скорость , км/ч |
585 |
Перегоночная дальность, км |
1272 |
Боевой радиус, км |
793 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1146 |
Практический потолок, м |
11887 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки
Hispano II(280 патронов) четыре 7.62-мм
пулемета (350 патронов)
одна 230-кг бомба под фюзеляжем и/или
две 110-кг бомбы под каждым крылом |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
Spitfire Mk.IV RAF |
|
Spitfire Mk.XII RAF |
|
Уголок неба. 2013
|