Уголок неба ¦ Supermarine Spitfire Mk.XIV

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Spitfire Mk.XIV
       
Разработчик: Supermarine
Страна: Великобритания
Первый полет: 1943
Тип: Скоростной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 1943 года для испытания новых опытных двигателей выделили шесть "Спитфайров" VIII последних серий. Их переделали под "Гриффоны". Моторама и капот по конструкции в целом соответствовали модификации XII, хотя "Гриффон" 61 был длиннее и тяжелее, чем "Гриффон" II. Чтобы полностью использовать возросшую мощность мотора, установили пятилопастной винт (а на одной машине даже шестилопастной - фактически два трехлопастных, вращающихся в разные стороны). Радиаторы теперь стали симметричными. Сперва самолеты имели стандартное вертикальное оперение поздних "восьмерок", но его площадь была недостаточна для обеспечения путевой устойчивости, и конструкторы создали совершенно новый киль. В таком виде три истребителя вывели на испытания в центре ААЕЕ в Боскомб-Дауне. Они проходили весной-летом 1943 г. и, хотя и сопровождались случаями отказа двигателей (две вынужденных посадки), закончились решением запустить новую модификацию в серию после небольших доработок.

К сборке "Спитфайров" XIV ("тип 372"), как назвали новую модификацию, приступили в октябре 1943 г. Ее осуществляла целая сеть небольших предприятий в Южной Англии, размещенных в бывших складах, гаражах, цехах маленьких заводов. Серийные машины имели вертикальное оперение несколько меньших размеров и иных очертаний, чем опытные. Первые истребители получили моторы "Гриффон" 61, а с самолета RB 179 их сменили на "Гриффон" 65. В ходе производства изменилось и крыло. По образцу "восьмерки" оно имело дополнительные бензобаки в передней кромке. Ранние серии несли вооружение типа С, но большая часть машин была оснащена по типу Е. Существовали истребители и со стандартными, и с укороченными дляы малых высот за-концовками крыльев. С конца 1944 г. ввели пониженный гаргрот и каплевидный фонарь пилотской кабины с улучшенным обзором.

С осени 1944 г. часть "четырнадцатых" выпускали в варианте тактических разведчиков FR XIV и FR ХIVE. Сохранив все вооружение истребителя, они получили перспективный фотоаппарат F.24 на левом борту и дополнительный бензобак в задней части фюзеляжа емкостью 150 л. Всего построили 957 машин - примерно вдесятеро больше, чем "Спитфайров" ХІІ. По массовости "четырнадцатый" занимает шестое место среди различных модификаций "Спитфайра".

Первые истребители этого типа поступили в 610-ю эскадрилью в Эксетере в январе-феврале 1944 г. В марте они прибыли также в 91-ю и 327-ю эскадрильи. Состояния боевой готовности все три достигли в июне. Первый боевой задачей для них стало патрулирование подступов к побережью Англии в поисках самолетов-снарядов V-1. К охоте на "Фау" привлекли семь эскадрилий "Спитфайров" XIV. Наиболее удачливой из них стала 91-я, уничтожившая 184 крылатых ракеты. Чтобы увеличить и без того немаленькую скорость полета, несколько истребителей переоборудовали под высокосортный бензин N150 и увеличили давление наддува двигателей. Это прибавило "Спитфайрам" примерно 30 км/ч.

В операциях по прикрытию высадки в Нормандии эти самолеты не участвовали. На фронт во Францию они попали только осенью 1944 г. В конце сентября в составе 2-х тактических ВВС числились четыре (в том числе одна канадская) истребительных эскадрильи, оснащенные "четырнадцатыми". Они действовали, в основном, как высотные истребители, обеспечивая уже установившееся к тому времени превосходство союзников в воздухе. Обладая преимуществом в скорости перед всеми самолетами против ника, кроме реактивны, "Спитфайры" XIV атаковали любые воздушные цели. На высоте 8000 м самолет развивал в горизонтальном полете скорость 721 км/ч. Впоследствии "четырнадцатые" расправились с несколькими реактивными истребителями противника.

Применялись эти машины и как истребители-бомбардировщики. Бомбовая нагрузка оставалась той же, что и у более ранних модификаций - до 454 кг. На фронте вооружение машины иногда дополняли и реактивными снарядами. В Европе воевали также четыре эскадрильи разведчиков FR XIV. Некоторое количество машин F XIV и FR XIV перед концом войны успели перебросить в Индию. Однако, все три эскадрильи, получившие эти самолеты, достигли боеготовности лишь к моменту капитуляции Японии.

На "четырнадцатом" закончил войну самый результативный летчик, воевавший на "Спитфайрах" - Дж. Джонсон. Первую победу он одержал 26 июня 1941 г. над Северной Францией, сбив Bf 109. В июне 1942 г., когда он стал командиром 610-й эскадрильи на на его счету было семь с половиной вражеских машин. В марте 1943 г. он принял крыло (полк) на "девятках". Через шесть месяцев у Джонсона насчитывалось 14 побед. До конца войны он побыл командиром еще нескольких крыльев и довел результат до 34 машин лично и семи в группе. Только вот на "четырнадцатом" Джонсон никого не сбил - он прибыл в новую часть в апреле.





 ЛТХ:
Модификация   Spitfire Mk.XIV
Размах крыла, м   11.23
Длина, м   9.96
Высота, м   3.89
Площадь крыла, м2   22.48
Масса, кг  
  пустого самолета   3040
  нормальная взлетная   4663
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Griffon 65
Мощность, л.с.   1 х 2050
Максимальная скорость , км/ч   721
Крейсерская скорость , км/ч   674
Перегоночная дальность, км   1368
Практическая дальность, км   740
Максимальная скороподъемность, м/мин   1396
Практический потолок, м   13560
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 20-мм пушки (280 патронов)
  четыре 7.62-мм или два 12.7-мм пулемета (500 патронов)


 Доп. информация :


 РЛЭ "Supermarine Spitfire XIV & XIX"
  Фотографии:

 Spitfire Mk.XIV
 Spitfire Mk.XIV
 Spitfire Mk.XIV
 Spitfire Mk.XIV
 Spitfire Mk.XIV
 Spitfire Mk.XIV
 Spitfire Mk.XIVC
 Spitfire Mk.XIVC
 Spitfire LF.XIVE
 Spitfire FR.XIV
 Кабина пилота Spitfire Mk.XIV

  Схемы:

 Spitfire F.XIVE
 Spitfire F.XIVB
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Spitfire LF.XIV  RAF

 



 

Список источников:

Крылья. Владимир Котельников. Супермарин "Спитфайр"
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Огневержец, вспыльчивый, злюка
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Vaclav Nemecek. Vojenska letadla
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighters
Jane's Fighting Aircraft of World War II
Putnam. C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Monografie Lotnicze. Wojtek Matusiak. Supermarine Spitfire
Squadron/Signal. Jerry Scutts. Spitfite in Action


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: