В начале 1943 года для испытания новых опытных двигателей выделили шесть "Спитфайров"
VIII последних серий. Их переделали под "Гриффоны". Моторама и капот по
конструкции в целом соответствовали модификации XII, хотя "Гриффон" 61 был
длиннее и тяжелее, чем "Гриффон" II. Чтобы полностью использовать возросшую
мощность мотора, установили пятилопастной винт (а на одной машине даже шестилопастной - фактически два трехлопастных, вращающихся в разные стороны).
Радиаторы теперь стали симметричными. Сперва самолеты имели стандартное
вертикальное оперение поздних "восьмерок", но его площадь была недостаточна для
обеспечения путевой устойчивости, и конструкторы создали совершенно новый киль.
В таком виде три истребителя вывели на испытания в центре ААЕЕ в Боскомб-Дауне.
Они проходили весной-летом 1943 г. и, хотя и сопровождались случаями отказа
двигателей (две вынужденных посадки), закончились решением запустить новую
модификацию в серию после небольших доработок.
К сборке "Спитфайров" XIV ("тип 372"), как назвали новую модификацию, приступили
в октябре 1943 г. Ее осуществляла целая сеть небольших предприятий в Южной
Англии, размещенных в бывших складах, гаражах, цехах маленьких заводов. Серийные
машины имели вертикальное оперение несколько меньших размеров и иных очертаний,
чем опытные. Первые истребители получили моторы "Гриффон" 61, а с самолета RB
179 их сменили на "Гриффон" 65. В ходе производства изменилось и крыло. По
образцу "восьмерки" оно имело дополнительные бензобаки в передней кромке. Ранние
серии несли вооружение типа С, но большая часть машин была оснащена по типу Е.
Существовали истребители и со стандартными, и с укороченными дляы малых высот за-концовками крыльев. С конца 1944 г. ввели пониженный гаргрот и каплевидный
фонарь пилотской кабины с улучшенным обзором.
С осени 1944 г. часть "четырнадцатых" выпускали в варианте тактических
разведчиков FR XIV и FR ХIVE. Сохранив все вооружение истребителя, они получили
перспективный фотоаппарат F.24 на левом борту и дополнительный бензобак в задней
части фюзеляжа емкостью 150 л. Всего построили 957 машин - примерно вдесятеро
больше, чем "Спитфайров" ХІІ. По массовости "четырнадцатый" занимает шестое
место среди различных модификаций "Спитфайра".
Первые истребители этого типа поступили в 610-ю эскадрилью в Эксетере в
январе-феврале 1944 г. В марте они прибыли также в 91-ю и 327-ю эскадрильи.
Состояния боевой готовности все три достигли в июне. Первый боевой задачей для
них стало патрулирование подступов к побережью Англии в поисках
самолетов-снарядов V-1. К охоте на "Фау" привлекли семь эскадрилий "Спитфайров"
XIV. Наиболее удачливой из них стала 91-я, уничтожившая 184 крылатых ракеты.
Чтобы увеличить и без того немаленькую скорость полета, несколько истребителей
переоборудовали под высокосортный бензин N150 и увеличили давление наддува
двигателей. Это прибавило "Спитфайрам" примерно 30 км/ч.
В операциях по прикрытию высадки в Нормандии эти самолеты не участвовали. На
фронт во Францию они попали только осенью 1944 г. В конце сентября в составе 2-х
тактических ВВС числились четыре (в том числе одна канадская) истребительных
эскадрильи, оснащенные "четырнадцатыми". Они действовали, в основном, как
высотные истребители, обеспечивая уже установившееся к тому времени
превосходство союзников в воздухе. Обладая преимуществом в скорости перед всеми
самолетами против ника, кроме реактивны, "Спитфайры" XIV атаковали любые
воздушные цели. На высоте 8000 м самолет развивал в горизонтальном полете
скорость 721 км/ч. Впоследствии "четырнадцатые" расправились с несколькими
реактивными истребителями противника.
Применялись эти машины и как истребители-бомбардировщики. Бомбовая нагрузка
оставалась той же, что и у более ранних модификаций - до 454 кг. На фронте
вооружение машины иногда дополняли и реактивными снарядами. В Европе воевали
также четыре эскадрильи разведчиков FR XIV. Некоторое количество машин F XIV и
FR XIV перед концом войны успели перебросить в Индию. Однако, все три
эскадрильи, получившие эти самолеты, достигли боеготовности лишь к моменту
капитуляции Японии.
На "четырнадцатом" закончил войну самый результативный летчик, воевавший на "Спитфайрах"
- Дж. Джонсон. Первую победу он одержал 26 июня 1941 г. над Северной Францией,
сбив Bf 109. В июне 1942 г., когда он стал командиром 610-й эскадрильи на на его
счету было семь с половиной вражеских машин. В марте 1943 г. он принял крыло
(полк) на "девятках". Через шесть месяцев у Джонсона насчитывалось 14 побед. До
конца войны он побыл командиром еще нескольких крыльев и довел результат до 34
машин лично и семи в группе. Только вот на "четырнадцатом" Джонсон никого не
сбил - он прибыл в новую часть в апреле.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Spitfire Mk.XIV |
Размах крыла, м |
11.23 |
Длина, м |
9.96 |
Высота, м |
3.89 |
Площадь крыла, м2 |
22.48 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3040 |
нормальная взлетная |
4663 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Griffon 65 |
Мощность, л.с. |
1 х 2050 |
Максимальная скорость , км/ч |
721 |
Крейсерская скорость , км/ч |
674 |
Перегоночная дальность, км |
1368 |
Практическая дальность, км |
740 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1396 |
Практический потолок, м |
13560 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки (280 патронов) четыре 7.62-мм или
два 12.7-мм пулемета (500 патронов) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|