Уголок неба ¦ Supermarine Spitfire Mk.XVI

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Spitfire Mk.XVI
       
Разработчик: Supermarine
Страна: Великобритания
Первый полет: 1944
Тип: Истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


С октября 1944 г. в Кэстл-Бромвиче начали выпуск практически аналогичной "Спитфайру" IX модификации XVI ("тип 361"). Она отличалась только тем, что на ней стоял американский мотор "Мерлин" 266. Это был тот же "Мерлин" 66, но изготовлявшийся в США по лицензии фирмой "Паккард". Американцы присылали их укомплектованными своими американскими агрегатами, из-за чего и ввели отличающий номер модификации - 266. Имелись та же особенности в конструкции нагнетателя и системе охлаждения, усовершенствованных инженерами компании . Как и эти истребители сперва имели крыло типа С, а затем перешли на Е. Аналогично внедрили и фонарь кругового обзора. Но с самого начала "Спитфайр" XVI имел уширенный руль поворота, фильтр "Аэро-Ви" и задний фюзеляжный бензобак. Процесс модернизации этой модификации завершился к началу 1945 г. После этого она строилась до конца войны практически в неизменном виде.

На фронт "Спитфайр" XVI попал в ноябре 1944 г. Первой крупной операцией для них стали атаки на пусковые площадки баллистических ракет У-2 в Нидерландах, к которым привлекли четыре эскадрильи. Позиции ракетчиков бьши хорошо замаскированы, укреплены и защищены зенитными средствами. Сами же позиции фактически являлись малоразмерными целями, поражать которые требовалось с высокой точностью. Поэтому прорыв к ним возложили на быстроходные и маневренные "Спитфайры". Они работали как истребители-бомбардировщики, сбрасывая бомбы с крутого (до 70°) пикирования. Бьш даже случай, когда пилот обстрелял из пушек взлетающую ракету, но она не взорвалась.

В конце войны "шестнадцатые" использовались, по большей части, против наземных целей, хотя и не стеснялись атаковать любые попадающиеся под руку немецкие самолеты. Для увеличения боевой эффективности машины как штурмовика проводился ряд экспериментов по вооружению "Спитфайра" реактивными снарядами. Монтировались американские блоки М10 из трех трубчатых направляющих калибра 114 мм под каждым крылом - фактически, шесть пехотных противотанковых гранатометов ("базук" по американской терминологии), английские строенные установки "Триплекс" (тоже трубчатые, но калибра 76,2 мм с надкалиберной боевой частью от гаубичного снаряда) и стандартные британские ракетные установки - по четыре ракеты в ряд, подвешенные на замках спереди и сзади (так называемые "нулевой длины" - безбалочные). Но все они, в сущности, остались только экспериментальными.

Быстрые темпы наступления вновь потребовали увеличения радиуса действия "Спитфайров". На испытаниях под "девятки" вешали американские каплевидные баки под крылья ми, большой (емкостью свыше 900 л) сигарообразный бак под фюзеляжем, но, наконец, остановились на баках обтекаемой формы объемом по 227 л. Этот тип заменил применявшиеся ранее конструкции, прилегавшие к центроплану.

На "Спитфайрах" XVI кроме англичан, воевало немало пилотов других наций. В первую очередь, это летчики национальных формирований в составе британских ВВС. Этими машинами были вооружены девять польских эскадрилий, семь французских, три чехословацких, две бельгийских, две норвежских, две греческих, одна голландская. Много летало на этих машинах и так называемых "инфильтрационных" эскадрилий, входивших в состав ВВС метрополии, но укомплектованных личным составом из различных доминионов.

Кроме массовых серий, существовали и несколько вариантов узкоспециализированных переделок машин этих модификаций.

Если сложить общее количество выпущенных "Спитфайров" типов IX и XVI то итог превзойдет рекорд "пятерки". Но часть "шестнадцатых" на фронт попасть не успела.  Всего было произведено 1054 экземпляра. Самолет находился на вооружении RAF до 1946 года.






 ЛТХ:
Модификация   Spitfire Mk.XVI
Размах крыла, м   11.23
Длина, м   9.96
Высота, м   3.89
Площадь крыла, м2   22.48
Масса, кг  
  пустого самолета   2987
  нормальная взлетная   4546
Тип двигателя   1 ПД Packard Merlin 266
Мощность, л.с.   1 х 1705
Максимальная скорость , км/ч   688
Крейсерская скорость , км/ч   654
Перегоночная дальность, км   1278
Практическая дальность, км   706
Максимальная скороподъемность, м/мин   1380
Практический потолок, м   13420
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 20-мм пушки (280 патронов)
  два 12.7-мм пулемета (500 патронов)
  бомбовая нагрузка - до 254 кг
  легкие бомбы, неуправляемые ракеты


 Доп. информация :


  Чертеж "Supermarine Spitfire (3)"
  РЛЭ "Supermarine Spitfire IX, XI & XVI /Merlin (англ.)"
  Фотографии:

 Spitfire Mk.XVI
 Spitfire Mk.XVI
 Spitfire LF.XVIE
 Spitfire Mk.XVI
 Spitfire LF.XVIE
 Spitfire Mk.XVI
 Spitfire Mk.XVI
 Spitfire LF.XVI
 Кабина пилота Spitfire Mk.XVI

  Схемы:

 Spitfire LF.XVIE

  Варианты окраски:

 Spitfire Mk.XVI  RAF
 Spitfire Mk.XVI  RAF

 



 

Список источников:

Крылья. Владимир Котельников. Супермарин "Спитфайр"
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Огневержец, вспыльчивый, злюка
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Vaclav Nemecek. Vojenska letadla
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighters
Jane's Fighting Aircraft of World War II
Putnam. C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Monografie Lotnicze. Wojtek Matusiak. Supermarine Spitfire
Squadron/Signal. Jerry Scutts. Spitfite in Action


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: