В июне 1940 г. с конвейеров начала сходить новая модификация,
"Спитфайр" II.
Основным отличием от "единичек" последних серий являлся двигатель "Мерлин" XII
мощностью 1175 л.с. Он работал не на 87 -октановом бензине, а 100-октановом. В
результате, на высотах до 5000 м машина получила солидную прибавку в скорости -
до 40-55 км/ч. Внешне "Спитфайр" II отличался от своего предшественника только
небольшим каплевидным выступом на правой стороне капота. Под ним был упрятан пиростартер "Коффман", обеспечивавший быстрый и надежный запуск двигателя. С
самого начала на этой модификации предусмотрели протекти-рование бензобаков и
почти все серии имели бронестекло в козырьке кабины.
"Двойки" строил завод "Кэсгл Бромвич эйркрафт фэктори" (CBAF) в окрестностях
Бирмингема. Это было государственное предприятие, достроенное уже в ходе войны и
переданное под управление концерна "Виккерс-Армстронг". Все остальные заводы
продолжали выпускать "Спитфайр" I. Первые самолеты модификации II начала
получать в августе 1940 г. 611-я эскадрилья в Дигби. К сентябрю они поступили
еще в две эскадрильи.
"Битва за Англию", воздушное наступление немцев на Британские острова, стало
первым крупным сражением, в котором "Спитфайры", бесспорно, сыграли решающую
роль. Согласно разработанному в Берлине плану "Адлер", пилотам "Люфтваффе"
надлежало завоевать полное господство в воздухе над Англией и создать условия
для подготовки десанта на острова. Для этого сосредоточили три воздушных флота -
около 3,5 тысяч самолетов, в том числе 831 истребитель. Истребительное
командование королевских ВВС могло противопоставить этому 704 машины, в том
числе 247 "Спитфайров".
С 8 августа немцы начали атаковать различные цели в Южной Англии, причем упор
делался на уничтожение аэродромов, авиазаводов, радиолокационных станций. В
массированных налетах одновременно участвовали до 400 самолетов.
Основную массу британских истребителей, отражавших эти удары, составляли "Харрикейны"
и "Спитфайры". Первые атаковали бомбардировщики, вторые связывали боем
истребители прикрытия. Англичане несли тяжелые потери, но потери немцев были
значительно больше. В "черный четверг", 15 августа, "Люфтваффе" лишились более
чем 80 машин, а 15 сентября - около 100. В общем итоге до декабря 1940 г.
Германия потеряла 1733 самолета, Великобритания - 915. Летавший на "Спитфайре"
молодой пилот Эрик Лок имел самый весомый боевой счет - 21 сбитую машину
противника (и еще одну неподтвержденную). В общем итоге, на "Спитфайры" пришлось
43% сбитых немецких самолетов, в том числе более половины всех уничтоженных
вражеских истребителей.
При этом надо учесть, что английским ВВС остро нехватало подготовленных пилотов.
Из-за больших потерь "подметали" учебные части и летные школы. Инструкторы
садились в кабины вместе с недоучившимися курсанта ми. Многие из тех, кто
сражался тогда в небе над Англией, лишь недавно попали в строевые части.
"Спитфайр" действовал именно в том ключе, для которого был создан -быстроходный
маневренный истребитель ПВО. Его основным противником являлись истребители
Мессершмитта - одномоторный Bf 109Е и двухмоторные Bf.110D и Bf
110С. Вf.110,
уступавший "Спитфайру" в воздушном бою по всем показателям, кроме огневой мощи,
быстро пришлось переквалифицировать в истребитель-бомбардировщик, который надо
было, в свою очередь, прикрывать одномоторными машинами.
Куда опаснее был уже упоминавшийся немецкий истребитель Мессершмитт Bf 109
модификаций Е-3 и Е-4, а в конце "битвы за Англию" - также Е-7. Обе машины имели
свои недостатки и свои преимущества: "Спитфайр" был чуть быстроходнее ниже 1500
м и превосходил в горизонтальном маневре, зато Bf 109 лучше набирал высоту и
быстрее разгонялся на пикировании. Английские летчики обычно стремились
оторваться от противника, "севшего на хвост", резкими виражами, а немцы ныряли в
пикирование или использовали еще один недостаток "Спитфайра", провоцируя его на
выполнение "горки". При этом "Мерлин" со своим поплавковым карбюратором мог
заглохнуть, a DB 601 на "мессершмитте", имевший непосредственный впрыск, работал
нормально.
Опыт "битвы за Англию" также заставил критически отнестись и к вооружению
"Спитфайра". Пушки на истребителях 19-й эскадрильи работали плохо, часто
заедали, а при отказе одной пушки самолет при стрельбе раскачивало так, что
попасть в цель было почти невозможно. Эскадрилье поспешно обменяли машины на
пулеметные, а поскольку в дни "битвы за Англию" с резервом было туго, их взяли
из учебной части - старые и изношенные, но при огромных потерях привередничать
не приходилось.
Оказалось также, что при чисто пушечном вооружении вести бой с истребителями
неудобно, а при чисто пулеметном было трудно поразить хорошо защищенные и
живучие немецкие бомбардировщики.
Завершение "битвы за Англию" означало и конец чисто оборонительного применения
"Спитфайра". Британская авиация готовилась перенести воздушную войну на
территорию противника. Но для того, чтобы совершать рейды на континент,
"Спитфайру" не хватало дальности. Запаса горючего в его баках было достаточно
примерно на полтора часа полета плюс 15 минут боя на полном газу.
Конструкторы "Супермарин" начали работать над подвесными баками, которые
позволили бы увеличить радиус действия истребителя. Первым образцом стал бак в
форме полукапли, плоской стороной плотно прилегавший к нижней поверхности крыла.
Самолет должен был нести два таких бака, размещавшихся сразу за нишами колес.
Такой вариант испытали, но в серию он не пошел.
Более удачным сочли проект установки одного бака на переднюю кромку левого
крыла. Такой бак емкостью 136 л опробовали на "Спитфайре" I еще в сентябре 1940
г. Теперь же заказали сразу 100 комплектов баков и арматуры. Они должны были
быть готовы к июню 1941 г. Оборудованные дополнительными баками самолеты
получили название "Спитфайр" IIA(LR). Ими вооружили 66-ю, 152-ю, 234-ю и 501-ю
эскадрильи, участвовавшие в операции "Санрайз" - массированном дневном налете на
немецкие боевые корабли в Бресте в июле 1941 г. Позднее такие машины попали
также в 130-ю и 19-ю эскадрильи, но использовались, как правило, без
дополнительных баков, так как "Спитфайр" IIA(LR) с его ассиметрией был неприятен
в пилотировании.
Всего с конвейера сошла 921 "двойка". Из них 170 машин выпустили в варианте IIB
с вооружением из двух пушек и четырех пулеметов. Надежность пушечных установок
существенно повысили введением новой системы подачи ленты и усовершенствованием
гильзоотводов.
В 1943 г. 50 "двоек" переделали в поисково-спасательные самолеты. Их обозначили
сперва как IIС, а затем как ASR II. На них сменили моторы на более выгодные для
малых высот "Мерлин" XX (1240 л.с.), под левым крылом смонтировали держатели для
сигнальных бомб. Контейнеры с надувными лодками и пайками для спасаемых
выполнялись в габаритах осветительных ракет и сбрасывались из соответствующей
трубы в фюзеляже истребителя. Вооружение на ASR II сохранялось. Спасательные
"Спитфайры" имелись в восьми эскадрильях, летавших над Ла-Маншем и в устье
Темзы.
"Двойка" представляла собой сравнительно небольшой шаг вперед по сравнению с
"единицей". Гораздо дальше конструкторы "Супермарин" ушли на следующей
модификации, "Спитфайр" V.
Вскоре после завершения перевооружения дивизионов FC RAF самолетами Спитфайр
II началось их перевооружение Mk.V. После удаления из эскадрилий
"двойки" продолжили службу в различных тыловых
частях и,в первую очередь, в учебно-боевых. Во время войны Спитфайр II
могли остаться в таких частях, как Центральная школа бортовых стрелков и
звеньях связи технического учебного командования. Другие использовались
в подразделениях испытаний боевых самолетов для "гладиаторов" (т.е.
инструкторских команд по технике воздушного боя),находившихся в
различных группах Бомбардировочного командования и Командования
береговой обороны, а также во 2-й тактической воздушной армии.