Династию "вспыльчивых" продолжил
"Спитфайр" 21. По нормам того времени, арабские цифры
применяли для модификаций с номером больше 20. Собственно говоря, работа над ним
началась раньше, но, представляя собой более глубокую переработку базовой
конструкции, он доводился дольше. В декабре 1942 г. опытный "Спитфайр" XX
переоборудовали в первый образец "двадцать первого". В июле 1943 г. его сменил
другой самолет, уже с момента закладки носивший это имя.
27 января 1944 г.
взлетел первый "Спитфайр" 21, отличавшийся новым крылом типа Y с удлиненными
элеронами, почти прямой передней кромкой, и законцовками иной формы. Опробовав
несколько вариантов, конструкторы остановились на крыле размахом 11,25 м с
площадью чуть больше стандартного ранее варианта. Вооружение состояло из четырех
20-мм пушек с ленточным питанием. Фюзеляж напоминал первые серии F XIV. Шасси
изменили, увеличив на 200 мм диаметр колеса и удлинив стойки на 110 мм.
Поскольку ниши колес передвинуть было нельзя, стойку сделали телескопической,
как на американском "Тандерболтс". Удлинение стоек являлось вынужденной мерой,
вызванной желанием использовать пятилопастный винт большего диаметра (3,35 м
против 3,17 м у F.XVIII). Колеса в убранном положении теперь закрывались
полностью, для чего на крыле подвесили дополнительные створки. Хвостовое
оперение целиком взяли у "Спитфайра" XIV.
В 1943-44 гг. на "Спитфайр" 21 выдали большие заказы. Производство развернули на
новом заводе в Саус-Марстоне, принадлежавшем СВАЕ Поставки начались в январе
1944 г. Первые самолеты направили в специальную эскадрилью ВВС, фактически для
расширенных войсковых испытаний. Отзывы летчиков оказались неутешительны. Хотя
прирост скорости по сравнению с F XIV составлял 15-20 км/ч, новый истребитель
страдал недостаточной устойчивостью и плохой управляемостью. Рост веса и
связанной с ним нагрузки на крыло сделал свое черное дело. Руководство ВВС
признало машину непригодной для эксплуатации в строевых частях.Но к этому
времени "Спитфайры" 21 уже поступили в 91-ю эскадрилью в Мэнстоне.
"Супермарин" бросилась спешно дорабатывать свои истребители. На самолете
внедрили обшитые металлом рули высоты с увеличенными роговыми компенсаторами,
изменили привод триммеров и внесли еще ряд изменений. Это позволило наконец-то
счесть машину боеспособной.
В марте 1945 г. 91-я эскадрилья получила усовершенствованные самолеты, и к
началу следующего месяца былa объявлена готовой к боевым операциям. 10 апреля "Спитфайры"
21 совершили первый вылет на фронт - они провели разведку пусковых установок
баллистических ракет V-2 в Голландии. Позже состоялось еще 153 боевых вылета, но
ни одной встречи с противником в воздухе не зафиксировано; зато зенитчики
немецких кораблей сбили два новых
Под конец войны эскадрилья получила новое задание: поиск и уничтожение вражеских
сверхмалых подводных лодок у побережья Голландии. 26 апреля пара "Спитфайров"
засекла на поверхности крошечную субмарину. Летчики выполнили по два захода с
обстрелом из пушек. Лодка затонула, оставив на воде большое пятно масла. Как
позже выяснилось, потопили карликовую подводную лодку типа "Бибер".
Еще одна эскадрилья, 1-я, в день победы над Германией находилась в стадии
освоения новой техники. Ее машинам так и не довелось повоевать с немцами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Spitfire Mk.21 |
Размах крыла, м |
11.25 |
Длина, м |
9.96 |
Высота, м |
3.05 |
Площадь крыла, м2 |
22.67 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3741 |
нормальная взлетная |
4263 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Griffon 61
(64) |
Мощность, л.с. |
1 х 2050 |
Максимальная скорость , км/ч |
724 |
Крейсерская скорость , км/ч |
685 |
Перегоночная дальность, км |
|
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
13106 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
четыре 20-мм пушки
Hispano II (по 150 патронов на пушку) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|