Еще в 1940 г. в конструкторском бюро "Супермарин" началась разработка проекта
высотного перехватчика. От серийного истребитeля этот самолет должен был
отличаться специальным высотным (с увеличенным наддувом) мотором "Мерлин" 47
(мощностью 1415 л.с.) с четырехлопастным винтом "Ротол", удлиненным за счет
остроконечных законцовок крылом, и, самое главное, - гермокабиной
вентиляционного типа. Кабина ограничивалась перегородками спереди и сзади.
Опытный перехватчик, названный "Спитфайр" VI, переделали из серийной "пятерки" с
номером Х4942. Испытатель Дж. Квилл совершил на ней первый полет 5 июля 1941 г.
Аналогичную переделку "пятерки" предприняли и в исследовательском центре в
Фарнборо. Она отличалась деталями конструкторских решений гермокабины и
мотоустановки, но мотор и винты были теми же самыми. Военные с ходу заказали 350
экземпляров новой модификации.
В серийной машине использовали удачные находки обоих коллективов. Первая
серийная "шестерка" (иногда их называли HFVI) выкатилась с конвейера завода "Супермарин"
в декабре 1941 г. Внешне ее можно было отличить по маленькому воздухозаборнику
нагнетателя "Маршалл", поддерживавшего давление в кабине, и необычному фонарю,
который не сдвигался назад, а снимался целиком. Пропала и небольшая
створка-дверца, находившаяся ранее на левом борту кабины. Вооружили все
"шестерки" по типу В - две пушки и четыре пулемета. Две первые машины считались
опытными образцами.
"Спитфайр" VI ("тип 350") поступал в строевые части британских ВВС с февраля
1942 г. К апрелю его освоила 616-я эскадрилья, чуть позже - 124-я. Первый
успешный перехват "шестерки" осуществили 25 мая, когда бьш поврежден
бомбардировщик Do 217, а 18 июля сбили немецкий истребитель 190А. Обе эскадрильи
задействовали для прикрытия высадки в Дьеппе в августе 1942 г.
Надо сказать, что гермокабина "шестерки." вызывала много нареканий. Начнем с
того, что фактически она не давала большого преимущества пилоту, поддерживая в
кабине давление всего на 0,15 атмосферы выше, чем за бортом. Компрессор гнал в
кабину масляные пары. Резиновые уплотнения, через которые проходили тросы,
делали управление самолетом очень тяжелым. Фонарь в полете нельзя бьшо
приоткрыть. Но самое главное, что потолок VI не превышал 12 700 м, то есть не
превышал возможностей облегченной "пятерки". Появившиеся над Англией высотные
разведчики Ju 86Р-2 были ему явно по зубам".
В 1942 г. "шестерку" оснастили системой впрыска в двигатель жидкого кислорода.
Это подняло потолок примерно на 600 м и скорость на высоте на 65-80 км/ч. Но и
конструкторы фирмы "Юнкерс" не стояли на месте, наладив переделку Ju 86Р в Ju
86R, обладающие более высокими характеристиками.
Производство затормозили, а в октябре 1942 г. их перестали выпускать вовсе,
остановившись на 97-м экземпляре. Только две уже упомянутые эскадрильи вооружили
ими полностью, но отдельные звенья этих машин входили и в другие части,
базировавшиеся в метрополии, в частности, на передовых аэродромах на Шетландских
и Оркнейских островах. Всего пять истребителей этого типа отправили в Египет, в
уже упоминавшееся "звено особых характеристик".
"Спитфайр" VI находился в строю до сентября 1943 г., после чего эти самолеты
перевели в учебные подразделения. При этом удлиненные законцовки крыльев обычно
заменялись обычными, а вооружение снималось.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Spitfire Mk.VI |
Размах крыла, м |
16.40 |
Длина, м |
9.12 |
Высота, м |
3.48 |
Площадь крыла, м2 |
24.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2313 |
нормальная взлетная |
3078 |
максимальная взлетная |
3810 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royсе Merlin 47 |
Мощность, л.с. |
1 х 1415 |
Максимальная скорость , км/ч |
615 |
Практическая дальность, км |
1420 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1655 |
Практический потолок, м |
13200 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки с 60 снарядами на ствол и четыре 7,69-мм пулемета с 350 патронами на ствол. мог нести две по 113-кг или одну 227-кг бомбы. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|