Первоначально "Темпест" вел родословную от проекта Р.1012 -"Тайфуна" с радиаторами в переднем кромке крыла. V Р.1012 крыло было старое, с относительной толщиной около
20%. Это ограничивало скоростные качества самолета, и Кэмм сделал следующий шаг, решив внедрить новое тонкое, как у "Спитфайра", крыло с относительной толщиной 14,5% у корня. Это
крыло инженеры "Хоукер" проектировали еще a 1940 г.
Проектом "Тайфун" II предусматривалось объединить это крыло с фюзеляжем "Тайфуна" I, мотором ЕС. 107 (впоследствии "Сейбр" IV) и узкими радиаторами в крыле. Министерство
авиационной промышленности одобрило проект в марте 1941 г. и выдало на эту машину официальное задание F. 10/41.18 ноября министерство
заказало два опытных экземпляра "Тайфуна" II.
В начале 1942 г. машину переименовали в "Темпест" - уж очень многое отличало ее от "Тайфуна". Даже фюзеляж не удалось сохранить в первозданном виде: в нем установили
дополнительный бензобак, вместивший горючее из уменьшившихся крыльевых баков. За счет этого длина самолета возросло. Одновременно с переименованием заказ увеличили до шести
экземпляров: один с двигателем "Сейбр" IV ("Темпест" I), два С "Центаурусом" ("Темпест" II), два с "Гриффонами" (111 и IV) и один с "Сейбром"
II ("Темпест" V, задуманный как резервный вариант на случай неудачи с "Сейбром" IV). Не дожидаясь готовности хотя бы одного из них, в августе 1942 г. "Хоукер" уже получила заказ на
400 самолетов.
Как это обычно бывает, первым изготовили именно запасной "Темпест" V. 2 сентября 1942 г. Ф. Люкэс поднял его в воздух. На "пятерке" стояло новое крыло и, соответственно,
видоизмененный фюзеляж, но машина имела мотоустановку, подготовленную для поздних серий "Тайфуна" с двигателем "Сейбр" II и четырехлопастным винтом. Результаты испытаний вынудили
спустя два месяца увеличить стабилизатор и ввести форкиль, ставшие характерными чертами всех последующих серийных "Темпестов".
Опытный "Темпест" I поднялся в воздух лишь 24 февраля 1943 г. Самолет продемонстрировал более высокую скорость, чем "Темпест" V, -750 км/ч. Но доводка мотора "Сейбр" IV
затянулась, и фирмо "Нэпир" прекратила роботу по этой модификации, бросив все силы на новую модель V.
Вместо "Темпеста" I решили строить в серии "ТемпестиУ. 21 июня 1943 г. на первой серийной "пятерке" взлетел испытатель Б. Хамбл. Серийные самолеты имели уже не "автомобильные"
двери, о фонарь - "пузырь" с обычной сдвижной секцией. Первые 100 истребителей, названные серией 1, имели пушки Испано Мк. II с боезапасом 200 снарядовна ствол (у "Тайфуна"
приходилось по 140 снарядов но одну пушку). Стволы пушек немного выступали из крыло. Позднее, на серии 2, смонтировали пушки Испано Mk.V,
с более короткими стволами. Внесли и еще ряд мелких изменений. Еще позже вместо двигателя "Сейбр" ПА стали ставить ПВ или ПС.
В августе-декабре 1943 г. первые серийные "Темпесты" V проходили войсковые испытания в Боскомб-Даун. При этом, учитывая опыт использования "Тайфуна", опробовали различные
наружные подвески -баки, фугасные бомбы по 227 и 454 кг, улучшенные ракеты и новинку - напалмовые бомбы. В апреле 1944 г. истребитель сочли пригодным к боевому использованию, и
первые 50 штук направили в Ньючерч, где началась переподготовка 3-й и 486-й эскадрилий. К этому времени успели выпустить около 250 машин. В июне к ним добавили 56-ю, сдавшую
"Тайфуны", Созданное из этих эскадрилий крыло (150-е) возглавил Р. Бьюмонт, принимавший ранее участие в испытаниях "Темпеста".
Радиус действия позволял "Темпесту" наносить удары непосредственно из Ньючерча. Первые боевые выпеты состоялись зо несколько дней
до высадки союзников на пляжах Нормандии. 8 июня над районом высадки "Темпесты" без потерь сбили четыре BM09G и еще два повредили
(первый самолет уничтожил Р. Бьюмонт).
Но после сравнительно короткого периода применения "Темпестов" у линии фронта их переключают на перехват самолетов-снарядов V-1. "Темпест",
самый быстроходный английский истребитель (он летал быстрее реактивного "Метеора"), уничтожал их с наивысшей эффективностью. С июня 1944 г. "Темпесты" начали регулярное
патрулирование Ла-Манша. К сентябрю они уничтожили уже 638 "фау" (некоторые источники говорят даже о 800). К этому времени
в охоте за летающими бомбами участвовали пять
эскадрилий "Темпестов". Одна из них, 501-я, специализировалась на ночном перехвате: на ее счету 61 V-1. Эта эскадрилья единственная,
оставшаяся в Англии до начала 1945 г. Все остальные были переброшены но континент начиная с августа 1944 г.
"Темпесты" к концу войны "только входили в полную силу". На фронте они использовались как многоцелевые машины: сопровождали бомбардировщики, бомбили и обстреливали наземные цели
[в первую очередь поезда, мелкие речные и морские судо), прикрывали аэродромы, а также участвовали в рейдах по завоеванию превосходства в воздухе. На счету пилотов "Темпестов"
числится 1 1 сбитых реактивных Me 262 (первый уничтожил Р, Коул из 3-й эскадрильи в ноябре 1944 г.). Лейтенант Вэрлей из 22-й
эскадрильи в марте 1945 г. подстрелил разведчик Аг 234В. Впрочем, сам Бьюмонт не смог довоевать до конца - 12 октября 1944 г. его
самолет получил попадание в радиатор, и он вынужденно сел в немецком тылу. Семь месяцев Бьюмонт просидел в лагере для военнопленных.
Утром 1 января 1945 г. "Темпесты" в основном не попали под удар - их подняли раньше и отправили на задание.
Количество машин этого типа но фронте постоянно росла. Они активно участвовали в операции по форсированию Рейна, а затем в окончательной "зачистке" неба Германии от самолетов
люфтваффе. Два последних Ju88 сбили 3 мая, последний "Темпест" же был сбит немцами на следующий день.
"Темпесты" V сохранялись в оккупационных силах в Гермонии до лета 1946 г. После войны часть излишних "пятерок" переделали в буксировщики мишеней ТТ.5: под левым крылом поставили
лебедку. Первый такой самолет "Хоукер" сдало в мое 1947 г., в июне 1948 г. он попал в руки испытателей ВВС. Удовлетворившись результатами испытаний, министерство авиации выдало
заказ на модификацию 8] истребителя.
Завод в Лэнгли начал эту работу в декабре 1948 г. и закончил в мае 1952 г. Эти самолеты эксплуатировались в школах и но полигонах до июля 1955 г.
"Темпест" VI являлся специальной модификацией для эксплуатации в жарком климате. На нем стоял мотор "Сейбр" V в 2340 л. с, увеличенный радиатор и дополнительный фильтр перед
всасывающим патрубком карбюратора (заборники перенесли в крыло). В переднюю кромку правого крыла вмонтировали дополнительный маслорадиатор. Первый опытный экземпляр поднялся
є воздух 9 мая 1944 г., а с декабря начал проходить испытания в Хартуме (Судан). Было заказана серия из 300 таких машин, фактически построили
142 - война кончилась. После войны эти машины получили пять эскадрилий на Ближнем Востоке и четыре в Германии. "Темпесты" VI базировались в Ираке, на Кипре, в Адене и Палестине.
Они участвовали в нескольких локальных стычках в Ираке, а затем прикрывали вывод британских войск из Огадена (в Эфиопии} и Палестины. В последнем случае имел место воздушный бой
между истребителями израильских ВВС и "Темпестами", сопровождавшими английский самолет-разведчик. Один "Темпест" был сбит и три повреждены. Один из этих трех - на счету Эзера
Вейцмана, впоследствии израильского президента. Последние "шестерки" сняли с вооружения весной 1 950 г.
"Темпест" II стал результатом программы по поиску альтернативной мотоустановки.
"Центаурус" опробовали еще на "Торнадо". С учетом этого опыта сконструировали "Темпест" с мотором "Центаурус" IV. Его образец впервые взлетел 28 июня 1943 г. (пилотировал Люкэс).
Машина получилась довольно удачной, и фирме "Глостер" выдали заказ на 300 истребителей, о потом еще добавили столько же. Но Глостер была перегружено контрактами на "Метеоры" и
перепасовала заказ "Бристоль",
Тем временем испытания продолжались. Вскрылись опасные вибрации от моторов, но их подавили внедрением резиновых башмаков. 18 сентября приступил к полетам второй экземпляр
"двойки". На нем по очереди ставили двигатели модификаций IV, V, XII и XVIII, подбирая наилучший. В апреле-октябре 1945 г. в Хартуме испытывали три истребителя, оценивая
возможность службы в жарком климате.
"Бристоль" выпустило первый серийный "Темпест" II (с "Центаурусом" V) на своем заводе в Уэстон-Сюпер-Мэр в сентябре 1944 г. 4 октября его подняли в воздух. "Двойками" хотели
укомплектовать крыло, предназначенное для Дальневосточного театра военных действий. Когда подготавливали первую эскадрилью (54-ю), война уже кончилась, и ее разместили в Германии.
Еще четыре - в Индии. 33-ю эскадрилью в 1949 г. отправили в Гонконг, а оттуда в Малайю, где она до 1951 г. участвовала в операции "Файрдог" - воевала с местными партизанами.
В Германии "двойки" дожили до 1948 г. С 1947 г. самолеты переоснащались двигателями "Центаурус" VI.
Так же, как и у "Тайфуна", несколько модификаций "Темпеста" существовали в единичных экземплярах. На одной машине поставили кольцевой радиатор, а потом дополнили его большим
коком с центральным отверстием. В Боскомб-Даун в 1945 г. испытывали самолет с контейнерами 40-мм пушек Виккерс Р под крылом. Каждая пушко
имела по 38 снарядов.
Выпуск "Темпестов" закончили в июне 1947 г. Всего было построено 1399 самолетов этого семейства.
В какой-то степени наследниками "Темпеста" можно считать послевоенные истребители "Фьюри" и "Си Фьюри", работа над которыми проводилась по программе "облегченный "Темпест".
После окончания Второй мировой войны "Темпесты" с вооружения не сняли, и география их базирования очень обширна.
Истребители, помимо Европы, можно было видеть в Гон-Конге, Малайзии, Египте, Бирме и Индии. В поверженной Германии Королевские ВВС организовали в Силте учебную авиационную школу, где "Темпесты"
буксировали мишени.
В 1946-м "Темпесты" выбрали в качестве основного истребителя индийских ВВС. Самолеты были взяты из консервации,
подвергнуты тщательному контролю и проданы. Перед отправкой с них сняли магистрали и краны для использования подвесных баков - индийцы сочли их излишними. Затем несколько
партий приобрели прямо у фирмы.
Поначалу переданные из эскадрилий
Королевских ВВС самолеты оставались с английскими опознавательными знаками и серийными номерами. Лишь с получением Индией независимости на истребители нанесли родные опознавательные знаки. В
1947-м правительство страны заказало дополнительную партию из 89 "Темпестов II", которые также передавались из строевых частей Великобритании. В общей сложности
в Индии служили 233 "двойки", которыми оснастили 7 эскадрилий. С ноября 1946 г. по конец 1953 г. они эксплуатировались в боевых частях, а затем еще ряд лет как учебные.
После разделения в августе 1947-го страны на Пакистан и Индийский союз, пришлось делить и самолеты.
Пакистанские машины соответствовали стандартному варианту с мотором "Центоурус" V и подвесными баками. Первые 24 самолета прибыли в сентябре 1947 г. Всего пакистанцы
приобрели 80 истребителей этого типа. Основой
пакистанских ВВС стали три эскадрильи "Темпестов II" - №№ 1, 5 и 9. Различия в вероисповедании двух вновь образованных стран привели в октябре 1947-го к военному конфликту. С обеих сторон боевая
авиация была представлена в основном "Темпестами". На спорных территориях штатов Джамму и Кашмир "Бури" применяли весь свой арсенал из бомб, ракет и пушек. Победителей в конфликте не было.
Пакистанские "Темпесты" находились на вооружении до 1954-го, а последний "Темпест" II в Пакистане списали в 1958 г. Индийские ВВС отказались от своих "Бурь" на год
раньше. На смену "Темпесту" пришел реактивный "Хантер", созданный конструкторами фирмы "Хоукер". Но его имя уже не напоминало о славном поршневом семействе истребителей "плохой погоды", по праву
считавшимися одними из лучших в небе Второй мировой войны.