Уголок неба ¦ Hawker Tempest

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Tempest
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1943
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первоначально "Темпест" вел родословную от проекта Р.1012 -"Тайфуна" с радиаторами в переднем кромке крыла. V Р.1012 крыло было старое, с относительной толщиной около 20%. Это ограничивало скоростные качества самолета, и Кэмм сделал следующий шаг, решив внедрить новое тонкое, как у "Спитфайра", крыло с относительной толщиной 14,5% у корня. Это крыло инженеры "Хоукер" проектировали еще a 1940 г.

Проектом "Тайфун" II предусматривалось объединить это крыло с фюзеляжем "Тайфуна" I, мотором ЕС. 107 (впоследствии "Сейбр" IV) и узкими радиаторами в крыле. Министерство авиационной промышленности одобрило проект в марте 1941 г. и выдало на эту машину официальное задание F. 10/41.18 ноября министерство заказало два опытных экземпляра "Тайфуна" II.

В начале 1942 г. машину переименовали в "Темпест" - уж очень многое отличало ее от "Тайфуна". Даже фюзеляж не удалось сохранить в первозданном виде: в нем установили дополнительный бензобак, вместивший горючее из уменьшившихся крыльевых баков. За счет этого длина самолета возросло. Одновременно с переименованием заказ увеличили до шести экземпляров: один с двигателем "Сейбр" IV ("Темпест" I), два С "Центаурусом" ("Темпест" II), два с "Гриффонами" (111 и IV) и один с "Сейбром" II ("Темпест" V, задуманный как резервный вариант на случай неудачи с "Сейбром" IV). Не дожидаясь готовности хотя бы одного из них, в августе 1942 г. "Хоукер" уже получила заказ на 400 самолетов.

Как это обычно бывает, первым изготовили именно запасной "Темпест" V. 2 сентября 1942 г. Ф. Люкэс поднял его в воздух. На "пятерке" стояло новое крыло и, соответственно, видоизмененный фюзеляж, но машина имела мотоустановку, подготовленную для поздних серий "Тайфуна" с двигателем "Сейбр" II и четырехлопастным винтом. Результаты испытаний вынудили спустя два месяца увеличить стабилизатор и ввести форкиль, ставшие характерными чертами всех последующих серийных "Темпестов".

Опытный "Темпест" I поднялся в воздух лишь 24 февраля 1943 г. Самолет продемонстрировал более высокую скорость, чем "Темпест" V, -750 км/ч. Но доводка мотора "Сейбр" IV затянулась, и фирмо "Нэпир" прекратила роботу по этой модификации, бросив все силы на новую модель V.

Вместо "Темпеста" I решили строить в серии "ТемпестиУ. 21 июня 1943 г. на первой серийной "пятерке" взлетел испытатель Б. Хамбл. Серийные самолеты имели уже не "автомобильные" двери, о фонарь - "пузырь" с обычной сдвижной секцией. Первые 100 истребителей, названные серией 1, имели пушки Испано Мк. II с боезапасом 200 снарядовна ствол (у "Тайфуна" приходилось по 140 снарядов но одну пушку). Стволы пушек немного выступали из крыло. Позднее, на серии 2, смонтировали пушки Испано Mk.V, с более короткими стволами. Внесли и еще ряд мелких изменений. Еще позже вместо двигателя "Сейбр" ПА стали ставить ПВ или ПС.

В августе-декабре 1943 г. первые серийные "Темпесты" V проходили войсковые испытания в Боскомб-Даун. При этом, учитывая опыт использования "Тайфуна", опробовали различные наружные подвески -баки, фугасные бомбы по 227 и 454 кг, улучшенные ракеты и новинку - напалмовые бомбы. В апреле 1944 г. истребитель сочли пригодным к боевому использованию, и первые 50 штук направили в Ньючерч, где началась переподготовка 3-й и 486-й эскадрилий. К этому времени успели выпустить около 250 машин. В июне к ним добавили 56-ю, сдавшую "Тайфуны", Созданное из этих эскадрилий крыло (150-е) возглавил Р. Бьюмонт, принимавший ранее участие в испытаниях "Темпеста".

Радиус действия позволял "Темпесту" наносить удары непосредственно из Ньючерча. Первые боевые выпеты состоялись зо несколько дней до высадки союзников на пляжах Нормандии. 8 июня над районом высадки "Темпесты" без потерь сбили четыре BM09G и еще два повредили (первый самолет уничтожил Р. Бьюмонт).

Но после сравнительно короткого периода применения "Темпестов" у линии фронта их переключают на перехват самолетов-снарядов V-1. "Темпест", самый быстроходный английский истребитель (он летал быстрее реактивного "Метеора"), уничтожал их с наивысшей эффективностью. С июня 1944 г. "Темпесты" начали регулярное патрулирование Ла-Манша. К сентябрю они уничтожили уже 638 "фау" (некоторые источники говорят даже о 800). К этому времени в охоте за летающими бомбами участвовали пять эскадрилий "Темпестов". Одна из них, 501-я, специализировалась на ночном перехвате: на ее счету 61 V-1. Эта эскадрилья единственная, оставшаяся в Англии до начала 1945 г. Все остальные были переброшены но континент начиная с августа 1944 г.

"Темпесты" к концу войны "только входили в полную силу". На фронте они использовались как многоцелевые машины: сопровождали бомбардировщики, бомбили и обстреливали наземные цели [в первую очередь поезда, мелкие речные и морские судо), прикрывали аэродромы, а также участвовали в рейдах по завоеванию превосходства в воздухе. На счету пилотов "Темпестов" числится 1 1 сбитых реактивных Me 262 (первый уничтожил Р, Коул из 3-й эскадрильи в ноябре 1944 г.). Лейтенант Вэрлей из 22-й эскадрильи в марте 1945 г. подстрелил разведчик Аг 234В. Впрочем, сам Бьюмонт не смог довоевать до конца - 12 октября 1944 г. его самолет получил попадание в радиатор, и он вынужденно сел в немецком тылу. Семь месяцев Бьюмонт просидел в лагере для военнопленных.

Утром 1 января 1945 г. "Темпесты" в основном не попали под удар - их подняли раньше и отправили на задание.

Количество машин этого типа но фронте постоянно росла. Они активно участвовали в операции по форсированию Рейна, а затем в окончательной "зачистке" неба Германии от самолетов люфтваффе. Два последних Ju88 сбили 3 мая, последний "Темпест" же был сбит немцами на следующий день.

"Темпесты" V сохранялись в оккупационных силах в Гермонии до лета 1946 г. После войны часть излишних "пятерок" переделали в буксировщики мишеней ТТ.5: под левым крылом поставили лебедку. Первый такой самолет "Хоукер" сдало в мое 1947 г., в июне 1948 г. он попал в руки испытателей ВВС. Удовлетворившись результатами испытаний, министерство авиации выдало заказ на модификацию 8] истребителя.

Завод в Лэнгли начал эту работу в декабре 1948 г. и закончил в мае 1952 г. Эти самолеты эксплуатировались в школах и но полигонах до июля 1955 г.

"Темпест" VI являлся специальной модификацией для эксплуатации в жарком климате. На нем стоял мотор "Сейбр" V в 2340 л. с, увеличенный радиатор и дополнительный фильтр перед всасывающим патрубком карбюратора (заборники перенесли в крыло). В переднюю кромку правого крыла вмонтировали дополнительный маслорадиатор. Первый опытный экземпляр поднялся є воздух 9 мая 1944 г., а с декабря начал проходить испытания в Хартуме (Судан). Было заказана серия из 300 таких машин, фактически построили 142 - война кончилась. После войны эти машины получили пять эскадрилий на Ближнем Востоке и четыре в Германии. "Темпесты" VI базировались в Ираке, на Кипре, в Адене и Палестине. Они участвовали в нескольких локальных стычках в Ираке, а затем прикрывали вывод британских войск из Огадена (в Эфиопии} и Палестины. В последнем случае имел место воздушный бой между истребителями израильских ВВС и "Темпестами", сопровождавшими английский самолет-разведчик. Один "Темпест" был сбит и три повреждены. Один из этих трех - на счету Эзера Вейцмана, впоследствии израильского президента. Последние "шестерки" сняли с вооружения весной 1 950 г.

"Темпест" II стал результатом программы по поиску альтернативной мотоустановки.

"Центаурус" опробовали еще на "Торнадо". С учетом этого опыта сконструировали "Темпест" с мотором "Центаурус" IV. Его образец впервые взлетел 28 июня 1943 г. (пилотировал Люкэс). Машина получилась довольно удачной, и фирме "Глостер" выдали заказ на 300 истребителей, о потом еще добавили столько же. Но Глостер была перегружено контрактами на "Метеоры" и перепасовала заказ "Бристоль",

Тем временем испытания продолжались. Вскрылись опасные вибрации от моторов, но их подавили внедрением резиновых башмаков. 18 сентября приступил к полетам второй экземпляр "двойки". На нем по очереди ставили двигатели модификаций IV, V, XII и XVIII, подбирая наилучший. В апреле-октябре 1945 г. в Хартуме испытывали три истребителя, оценивая возможность службы в жарком климате.

"Бристоль" выпустило первый серийный "Темпест" II (с "Центаурусом" V) на своем заводе в Уэстон-Сюпер-Мэр в сентябре 1944 г. 4 октября его подняли в воздух. "Двойками" хотели укомплектовать крыло, предназначенное для Дальневосточного театра военных действий. Когда подготавливали первую эскадрилью (54-ю), война уже кончилась, и ее разместили в Германии. Еще четыре - в Индии. 33-ю эскадрилью в 1949 г. отправили в Гонконг, а оттуда в Малайю, где она до 1951 г. участвовала в операции "Файрдог" - воевала с местными партизанами.

В Германии "двойки" дожили до 1948 г. С 1947 г. самолеты переоснащались двигателями "Центаурус" VI.

Так же, как и у "Тайфуна", несколько модификаций "Темпеста" существовали в единичных экземплярах. На одной машине поставили кольцевой радиатор, а потом дополнили его большим коком с центральным отверстием. В Боскомб-Даун в 1945 г. испытывали самолет с контейнерами 40-мм пушек Виккерс Р под крылом. Каждая пушко имела по 38 снарядов.

Выпуск "Темпестов" закончили в июне 1947 г. Всего было построено 1399 самолетов этого семейства.

В какой-то степени наследниками "Темпеста" можно считать послевоенные истребители "Фьюри" и "Си Фьюри", работа над которыми проводилась по программе "облегченный "Темпест".

После окончания Второй мировой войны "Темпесты" с вооружения не сняли, и география их базирования очень обширна. Истребители, помимо Европы, можно было видеть в Гон-Конге, Малайзии, Египте, Бирме и Индии. В поверженной Германии Королевские ВВС организовали в Силте учебную авиационную школу, где "Темпесты" буксировали мишени.

В 1946-м "Темпесты" выбрали в качестве основного истребителя индийских ВВС. Самолеты были взяты из консервации, подвергнуты тщательному контролю и проданы. Перед отправкой с них сняли магистрали и краны для использования подвесных баков - индийцы сочли их излишними. Затем несколько партий приобрели прямо у фирмы.

Поначалу переданные из эскадрилий Королевских ВВС самолеты оставались с английскими опознавательными знаками и серийными номерами. Лишь с получением Индией независимости на истребители нанесли родные опознавательные знаки. В 1947-м правительство страны заказало дополнительную партию из 89 "Темпестов II", которые также передавались из строевых частей Великобритании.  В общей сложности в Индии служили 233 "двойки", которыми оснастили 7 эскадрилий. С ноября 1946 г. по конец 1953 г. они эксплуатировались в боевых частях, а затем еще ряд лет как учебные.

После разделения в августе 1947-го страны на Пакистан и Индийский союз, пришлось делить и самолеты. Пакистанские машины соответствовали стандартному варианту с мотором "Центоурус" V и подвесными баками. Первые 24 самолета прибыли в сентябре 1947 г. Всего пакистанцы приобрели 80 истребителей этого типа. Основой пакистанских ВВС стали три эскадрильи "Темпестов II" - №№ 1, 5 и 9. Различия в вероисповедании двух вновь образованных стран привели в октябре 1947-го к военному конфликту. С обеих сторон боевая авиация была представлена в основном "Темпестами". На спорных территориях штатов Джамму и Кашмир "Бури" применяли весь свой арсенал из бомб, ракет и пушек. Победителей в конфликте не было.

Пакистанские "Темпесты" находились на вооружении до 1954-го, а последний "Темпест" II в Пакистане списали в 1958 г. Индийские ВВС отказались от своих "Бурь" на год раньше. На смену "Темпесту" пришел реактивный "Хантер", созданный конструкторами фирмы "Хоукер". Но его имя уже не напоминало о славном поршневом семействе истребителей "плохой погоды", по праву считавшимися одними из лучших в небе Второй мировой войны.





 Модификации :
Tempest I  прототип с рядным двигателем Napier Sabre Mk. IV; радиаторы размещены в крыле для уменьшения лобового сопротивления, построен 1 самолёт.
Tempest IV  двигатель Rolls-Royce Griffon 61. Постройка единственного прототипа (LA614) отменена в феврале 1943 года.
Tempest V  серийная версия, рядный двигатель Napier Sabre Mk. IIA, IIB или IIC, 801 самолёт построен в Лэнгли.
Tempest VI  серийная версия, двигатель Napier Sabre Mk. V (2,340 л.с.), в остальном аналогичен поздним Tempest V. Построено 142 экземпляра
Tempest II  звездообразный двигатель Bristol Centaurus Mk. V, короткоствольные пушки Hispano Mk. V Уменьшенный по сравнению с Tempest V и VI боекомплект (162 внутренних и 152 внешних). 402 самолёта построены компанией Hawker на заводе в Лэнгли и 50 компанией Bristol в Бэнвелле.
Tempest TT.5  после окончания войны некоторое количество самолётов Tempest V были переделаны в буксировщики мишеней.



 ЛТХ:
Модификация   Tempest Mk.V
Размах крыла, м   12.50
Длина, м   10.26
Высота, м   4.90
Площадь крыла, м2   28.06
Масса, кг  
  пустого самолета   4082
  нормальная взлетная   6142
Тип двигателя   1 ПД Napier Sabre IIA
Мощность, л.с.   1 х 2180
Максимальная скорость , км/ч   686
Практическая дальность, км   1191
Максимальная скороподъемность, м/мин   966
Практический потолок, м   11125
Экипаж, чел   1
Вооружение:   четыре 20-мм пушки, установленные в крыльях,
  до 8-12х 27-кг PC (127-мм) или 2х 454 кг или
  4х 227-кг бомбы на подкрыльных бомбодержателях.


 Доп. информация :


  Чертеж "Hawker Tempest (1)"
  Чертеж "Hawker Tempest (2)"
  Чертеж "Hawker Tempest (3)"
  Чертеж "Hawker Tempest (4)"
  Чертеж "Hawker Tempest (5)"
  Чертеж "Hawker Tempest (6)"
  РЛЭ "Hawker Tempest II"
  РЛЭ "Hawker Tempest II (PDF)"
  РЛЭ "Hawker Tempest V"
  Фотографии:

 Tempest I
 Tempest I
 Tempest I
 Tempest I
 Tempest I
 Прототип Tempest V (HM595)
 Прототип Tempest V (HM595)
 Прототип Tempest V (HM595)
 Прототип Tempest V (HM595)
 Прототип Tempest V (HM595)
 Прототип Tempest V (HM595)
 Прототип Tempest V (HM595)
  Прототип Tempest V (HM595)
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Tempest V
 Опытный Tempest V (PV) с 47-мм пушками Vickers PV
 Опытный Tempest V (NV768) с новым кольцевым радиатором
 Опытный Tempest V (NV768) с новым кольцевым радиатором
 Опытный Tempest V (NV768) с новым кольцевым радиатором
 Опытный Tempest V (NV768) с новым кольцевым радиатором
 Опытный Tempest V (NV768) в паре с серийным Tempest V
 Опытный Tempest V (NV768) с тоннельным коком винта
 Опытный Tempest V (NV768) с тоннельным коком винта
 Опытный Tempest V (NV768) с тоннельным коком винта
 Прототип Tempest II (LA602)
 Прототип Tempest II (LA602)
 Прототип Tempest II (LA602)
 Прототип Tempest II (LA602)
 Прототип Tempest II (LA602)
 Tempest II
 Tempest II
 Tempest II
 Tempest II
 Tempest II
 Tempest II
 Tempest II
 Прототип Tempest V (HM595) переделанный в прототип Tempest VI
 Прототип Tempest V (HM595) переделанный в прототип Tempest VI
 Tempest VI
 Tempest VI
 Tempest VI
 Tempest VI
  Буксировщик мишеней Tempest TT.5
 Кабина пилота Tempest V

  Схемы:

 Tempest I
 Tempest V
 Tempest II
 Tempest VI
 Компоновочная схема Tempest V
 Компоновочная схема Tempest V
 Компоновочная схема Tempest II
 Схема вариантов вооружения

  Варианты окраски:

 Tempest Mk.V  No.122 Wing RAF
 Tempest Mk.V No.80 Sqn RAF
 Tempest TT.Mk.V APS
 Tempest Mk.II ВВС Великобритании  (c) Chris Banyai-Riepl
 Tempest Mk.II ВВС Индии (c) Chris Banyai-Riepl
 Tempest Mk.II ВВС Пакистана  (c) Chris Banyai-Riepl
 Tempest Mk.VI No.6 Sqn RAF  (c) Chris Thomas

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 1996-08. Владимир Котельников. "Тайфун" - "Торнадо" - "Буря" : Стихийные бедствия от Сиднея Кэмма
Авиация и Космонавтика 2008-01. Владимир Котельников. Истребитель "Темпест"
Крылья Родины 1999-06. Сергей Колов. Истребители семейства "плохой погоды"
Putnam. Francis K.Mason. Hawker Aircraft Since 1920
Putnam. Francis K. Mason. The British Fighter Since 1912
Putnam. Peter Lewis. The British Fighter Since 1912
Aircraft Profile 197. Francis L. Mason. The Hawker Tempest I-VI
Squadron/Signal 1102. Jerry Scutts. Typhoon/Tempest in Action
Camouflage & Markings No.4. Hawker Tornado, Typhoon & Tempest
4+ Publication. Hawker Tempest Mks.I, V, II, VI TT Mks.5,6
Warpaint 55. Richard J. Caruana. Hawker Tempest Mks.II to VI
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Crowood. Ken Darling. Hawker Typhoon, Tempest and Sea Fury
Ian Allan. Arthur Reed, Roland Beamont. Typhoon and Tempest at War
Arco. Derek N. James. Hawker. An aircraft album No.5
Vaclav Nemecek. Vojenska letadla
Aeroplane Monthly 1983-05. Roland Beamont. Test flying the Tempest
Aeroplane Monthly 1987-08. Forties Favourites-4
Aeroplane Monthly 2013-03. Aeroplane Database : Martyn Chorlton. Hawker Tempest
Flugzeug Extra 1989-02. A.J. Bentley. Hawker "Tempest" - der Raeten-Jabo
Le Fana de l'Aviation 1970-05. Michael Marrand. Hawker "Tempest" II
Le Fana de l'Aviation 1987-02-03,10-12. Chris Tomas, Chris Shores. Les chasseurs lourdes de Hawker
Le Fana de l'Aviation 1988-01,10-12. Chris Tomas, Chris Shores. Les chasseurs lourdes de Hawker
Air Enthusiast 1992-12. Air Superiority : A Case Study. 122 Wing
Le Moniteur de l'Aeronautique 1980-09. Philip J. Moyes. Typhoon, Tornado, Tempest
Air International 1981-02. Hawkers's Tempestuous Finale
Air International 1982-06. Fighter A to Z
Bob Pearson & Chris Banyai-Riepl. History in Illustration. Hawker Tempest Mk. II
Baesystems.com. Hawker Tempest
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
FAQs.org.Greg Goebel. Air Vectors. The Hawker Typhoon, Tempest, & Sea Fury
1000aircraftphotos.com. No. 13325 addition. Hawker Tempest Mk.V Srs.I (JN730) Royal Air Force
L+K 1966-20. Valcav Nemecek. Hawker Tempest
L+K 1973-17. Valcav Nemecek. Hawker Tempest
L+K 1991-06. Valcav Nemecek. Hawker Tempest II
L+K 1994-10. Valcav Nemecek. Hawker Tempest I


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: